Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2012 по делу n А46-8960/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 марта 2012 года

                                                        Дело №   А46-8960/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  01 марта 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 марта 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-325/2012) федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 01.12.2011 по делу № А46-8960/2011 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр землеустройства и учёта недвижимости» (ИНН 5503085320, ОГРН 1045504038238) к федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Омской области (ОГРН 1025500754400), при участии третьих лиц: Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, кадастрового инженера Козуля Е.В., Муленко А.В., о признании незаконным решения от 25.04.2011 №36/11-4643,

при участии в судебном заседании представителей: 

от федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области – Юшкевич Е.В. по доверенности № 5714 от 05.08.2011 сроком действия 3 года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр землеустройства и учёта недвижимости» – Хоменко В.А. по доверенности от 01.03.2012 сроком действия 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – Кожинова А.Ю. по доверенности от 11.10.2011 сроком действия 1 год (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

от кадастрового инженера Козуля Е.В. – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Муленко А.В. – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Региональный центр землеустройства и учёта недвижимости» (далее по тексту - общество, заявитель, ООО «РЦЗУН») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, ФБУ «КП» по Омской области) от 25.04.2011 № 36/11-4643 об отказе в осуществлении кадастрового учёта земельного участка; об обязании ФБУ «КП» по Омской области осуществить кадастровый учёт земельного участка и части земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, местоположение которого установлено относительно нежилого здания с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, Проспект Космический, 109А, в границах и площадью, определённых кадастровым инженером в межевом плане от 23.03.2011; а также о взыскании расходов по уплате государственной пошлины.

Решением Арбитражного суда Омской области 01.12.2011 по делу № А46-8960/2011 требования общества удовлетворены, спорный ненормативный акт признан недействительным, на заинтересованное лицо возложена обязанность осуществить кадастровый учет земельного участка.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФБУ «КП» по Омской области обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Департаментом Администрации города Омска 29.11.2007 вынесено Распоряжение № 9040-р «Об утверждении проекта границ по образованию земельных участков по проспекту Космический, дом 109 А в Центральном административном округе города Омска», которым был утверждён проект границ по образованию земельных участков, относящихся к категории земель населённых пунктов:

- земельный участок площадью 2 492 кв.м для производственных целей под здание;

- земельный участок площадью 9 153 кв.м для общественно-деловых целей под здание. Местоположение вновь образуемых земельных участков установлено относительно ориентира - одноэтажного нежилого панельного здания с почтовым адресом: проспект Космический, дом 109 А в Центральном административном округе города Омска, принадлежащем на праве собственности Муленко Андрею Викторовичу (свидетельство о государственной регистрации права серии 55-АА № 284425).

На основании договора от 18.02.2011 № 4 на выполнение работ, заключённого Муленко А.В. с ООО «РЦЗУН», последним были проведены работы по образованию земельного участка и части земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, местоположение которого установлено относительно нежилого здания с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, проспект Космический, дом 109 А, подготовлен межевой план и в орган кадастрового учёта в соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» подано заявление о кадастровом учёте образованного земельного участка и его части.

Представителем Муленко А.В. в ФБУ «КП» по Омской области было подано заявление (от 24.03.2011 № 5536/101/11-1189) о постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт.

25.04.2011 ФБУ «ЗКП» по Омской области решением № 36/11-4643 было отказано в осуществлении кадастрового учёта в связи с тем, что представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, а именно: местоположение границ формируемого земельного участка, указанное в межевом плане, не соответствует местоположению границ земельного участка, утверждённому Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 29.11.2007 №9040-р.

Полагая, что указанное решение нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «РЦЗУН» обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции по результатам рассмотрения материалов дела и доводов сторон спора, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, так как общество представило доказательства нарушения оспариваемым ненормативным актом его прав, а также обосновало незаконность решения ФБУ «КП» по Омской области от 25.04.2011 № 36/11-4643. При этом, суд посчитал, установленным факт представления заявителем всех документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. Довод заинтересованного лица относительно несоответствия местоположения границ формируемого земельного участка, указанного в межевом плане и указанного в  Распоряжении Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 29.11.2007 №9040-р, судом был отклонен на том основании, что на законодательном уровне предусмотрена вероятность отличия площадей земельных участков при подготовке необходимого пакета документов (возможны расхождения в сведениях о местоположении границ и площади земельного участка, содержащихся в схеме и межевом плане).

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, права заявителя не могут быть нарушены оспариваемым решением. Кроме того, спорный ненормативный правовой акт является законным, так как представленный в орган кадастрового учета межевой план устанавливает местоположение границ формируемого земельного участка не соответствующее проекту границ земельного участка, утвержденному Распоряжением. Основанием отказа в осуществлении кадастрового учета явилось не выявленное несоответствие площадей земельных участков, как это ошибочно посчитал суд первой инстанции, а несоответствие их конфигурации.

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Считает, что на государственный кадастровый учет были представлены все необходимые документы.

Иные участники процесса своих доводов и возражений в письменном виде относительно обстоятельств дела и законности суда первой инстанции не представили.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя ФБУ «КП» по Омской области, поддержавшего доводы жалобы, представителя ООО «РЦЗУН», указавшего на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, а также представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, представившего свои пояснения в пользу отсутствия оснований для отмены судебного акта.

Кадастровый инженер Козуля Е.В. и Муленко А.В., привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, ходатайств об отложении дела не заявили. Поскольку указанные участники процесса надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела суд апелляционной инстанции на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации провел судебное заседание при названной явке.

Суд апелляционной инстанции, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Из пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» следует, что постановка на учёт и снятие с учёта объекта недвижимости, а также кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учёт в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учёта документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учёта объекта недвижимости, установлен статьёй 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Так, пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что орган кадастрового учёта принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:

- имущество, о кадастровом учёте которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учёт которого осуществляется в соответствии с настоящим законом;

- заявление о кадастровом учёте или необходимые для кадастрового учёта документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного закона;

- объект недвижимости, о кадастровом учёте которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

- объект недвижимости, о кадастровом учёте которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;

- с заявлением о кадастровом учёте обратилось ненадлежащее лицо;

- истёк срок приостановления осуществления кадастрового учёта и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

- межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица.

Судом первой инстанции установлено, участвующими в деле лицами не опровергается и материалами дела подтверждается, что при обращении с заявлением ООО «РЦЗУН» были приложены все документы необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт.

Как следует из текста спорного решения от 25.04.2011 № 36/11-4643 об отказе в осуществлении кадастрового учёта земельного участка, основанием для отказа явилось то, что местоположение границ формируемого земельного участка, указанное в межевом плане, не соответствует местоположению границ земельного участка, утверждённому Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 29.11.2007 № 9040-р.

В апелляционной жалобе ФБУ «КП» по Омской области дополнительно разъяснило, что основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета явилось не выявленное несоответствии площадей земельных участков, а несоответствие их конфигурации.

Суд апелляционной инстанции находит позицию заинтересованного лица несостоятельной.

Согласно части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учётом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учётом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно части

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2012 по делу n А81-2959/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также