Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2012 по делу n А70-7922/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 11 марта 2012 года Дело № А70-7922/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2012 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Киричёк Ю.Н., судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-10862/2011, 08АП-200/2012) открытого акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» и открытого акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2011 по делу № А70-7922/2011 (судья Коряковцевой О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» (ОГРН 1028600508991, ИНН 7204002873), открытого акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» (ОГРН 1028600508991) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области о признании недействительным решения от 12.07.2011 по делу № К 11/39-11 о нарушении антимонопольного законодательства и предписаний от 12.07.2011 № К 11/39-11 в отношении каждого из заявителей, при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» - Тютьева М.А. по доверенности № Д-103/12 от 01.01.2012 сроком действия до 31.12.2012, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Баранов Ю.М. по доверенности № Д-65/12 от 01.01.2012 сроком действия до 31.12.2012, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Аршавская Т.М. по доверенности № Д-66/12 от 01.01.2012 сроком действия до 31.12.2012, личность установлена на основании удостоверения адвоката, от открытого акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» - Кушникова Ю.В. по генеральной доверенности № 211 от 28.11.2011 сроком действия на один год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. установил:
Открытое акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр» (далее - ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», заявитель, авиакомпания) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее –антимонопольный орган, Тюменское УФАС России) о признании недействительными решения от 12.07.2011 по делу № К 11/39-11 и предписания от 12.07.2011 № К11/39-11. Определением арбитражного суда от 15.08.2011 заявление ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» принято к производству, делу присвоен № А70-7922/2011 (т.1 л.д. 1). Открытое акционерное общество Авиакомпания «Ямал» (далее - ОАО «Авиакомпания «Ямал», заявитель, авиакомпания) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлениями к Тюменскому УФАС России о признании недействительным решения от 12.07.2011 по делу № К 11/39-11 и предписания от 12.07.2011 № К11/39-11. Определением арбитражного суда от 10.10.2011 заявление ОАО «Авиакомпания «Ямал», принято к производству, делу присвоен № А70-8880/2011 (т.2 л.д. 24). Определением арбитражного суда от 10.10.2011 по ходатайству ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» дела № А70-7922/2011 и № А70-8880/2011 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен № А70-7922/2011(т. 2 л.д. 81). Решением от 18.11.2011 по делу № А70-7922/2011 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» в полном объеме. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что антимонопольный орган обоснованно признал действия заявителей нарушающими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, в связи с чем пришел к выводу о том, что оспариваемые решение от 12.07.2011 по делу № К 11/39-11 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 12.07.2011 № К11/39-11, вынесенные в отношении каждого из заявителей, соответствуют законодательству и не нарушают прав и законных интересов ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал». Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителей в полном объеме. В апелляционной жалобе ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» указывает на то, что тарифная политика данной авиакомпании соответствует Правилам формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2008 № 155, при этом вопрос формирования тарифов на авиаперевозку пассажиров по маршруту Тюмень – Сочи - Тюмень антимонопольным органом должным образом не исследовался, а также не проводился анализ уровня тарифов иных перевозчиков рынка, выполняющих регулярные рейсы по маршруту Тюмень – Сочи – Тюмень. По мнению ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», антимонопольным органом не учтено, что нормальный тариф является обоснованным и экономически оправданным; Тюменским УФАС России не доказано наличие между авиакомпаниями согласованных действий, отвечающих требованиям статей 8 и 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В апелляционной жалобе ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» указывает на отсутствие в оспариваемом решении антимонопольного органа расчетов тарифов для каждой авиакомпании, при которых деятельность этих авиакомпаний не может быть признана нарушающей антимонопольное законодательство; считает, что антимонопольным органом не доказано, что тарифы авиакомпаний экономически не обоснованы. По мнению подателей жалоб, антимонопольным органом не доказаны факты согласованных действий между авиакомпаниями, направленных на установление и поддержание одинакового тарифа на авиабилеты на направление Тюмень-Сочи – Тюмень, при этом повышение стоимости авиаперевозок законодательством не запрещено. Тюменское УФАС России в письменном отзыве возразило доводы апелляционных жалоб, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене. В судебном заседании представители ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» поддержали доводы и требования своих апелляционных жалоб. Тюменское УФАС России, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложения не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие антимонопольного органа в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв, выслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителей, установил следующие обстоятельства. В Тюменское УФАС России поступило заявление Зуева Л.И. о нарушении авиакомпаниями антимонопольного законодательства в результате установления высокой стоимости на авиабилеты на направление Тюмень-Сочи. Поскольку в заявлении Зуева Л.И. не были обозначены авиакомпании, которые осуществляли перевозки в указанном направлении и могли допустить совершение действий по установлению высокой стоимости на авиабилеты на направление Тюмень-Сочи Тюменским УФАС России было установлено, что на маршруте Тюмень-Сочи- Тюмень в период с 2008 год по 2010 год осуществляли перевозки преимущественно ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал». По результатам рассмотрения заявления Зуева Л.И. Тюменское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» признаков нарушения антимонопольного законодательства. В связи с тем, что вышепоименованные авиакомпании расположены за пределами территории, подведомственной Тюменскому УФАС России, последнее ходатайствовало в ФАС России о передаче полномочий на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал». На основании письма от 29.12.2010 № ЦА/47527 ФАС России, Приказа от 25.03.2011 № 161 Тюменским УФАС России в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» возбуждено дело № К11/39-11 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. В ходе рассмотрения дела № К11/39-11 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией было установлено, что в период с 2008 года по 2010 год ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» поочередно поднимали нормальный тариф экономического класса обслуживания и устанавливали этот размер или в равном размере, или в размере формально отличном от размера тарифа конкурента. Исходя из динамики нормального тарифа экономического класса обслуживания Комиссией было установлено, что изменение тарифов авиакомпании производили ежегодно к началу сезона осуществления авиаперевозок по маршруту Тюмень-Сочи – Тюмень, при этом в 2008 – 2010 годах нормальный тариф экономического класса действовал 4 периода, практически полностью совпадая по размеру. Маршрут Тюмень-Сочи – Тюмень является сезонным, так как регулярные рейсы по этому направлению осуществляются только в летний период, начиная с мая. Так, с 06.06.2008 по 01.07.2008 тариф на пассажирские авиаперевозки по указанному маршруту был установлен в размере 9990 руб. и 9900 руб. соответственно у ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал», в период с 27.03.2009 по 16.04.2009 тариф был установлен авиакомпаниями в размере 11990 руб., в период с 10.06.2009 по 31.12.2009. - в размере 12990 руб. и 12900 руб. соответственно у ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал», и затем с 11.02.2010 по 01.01.2011 тариф установлен в размере 14990 руб. и 14900 руб. соответственно у ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал». Результатом осуществления согласованных действий явилось формирование такого поведения участников рынка, когда борьба за увеличение количества пассажиров, пользующихся услугами, отсутствует, а количество пассажиров остается относительно постоянным. Так, антимонопольным органом было установлено, что за 2008-2010 годы у ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» не наблюдается существенного прироста количества пассажиров по направлению Тюмень-Сочи - Тюмень, в то время как на рейсах в страны дальнего зарубежья количество пассажиров увеличилось в 2 раза. По результатам рассмотрения дела № К11/39-11 антимонопольный орган пришел к выводу о наличии между ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» согласованных действий на рынке пассажирских авиаперевозок в направлении Тюмень-Сочи-Тюмень, которые привели к установлению и поддержанию нормального тарифа экономического класса обслуживания на регулярных рейсах Тюмень-Сочи-Тюмень, в связи с чем принял решение от 12.07.2011 по делу № К 11/39-11 о нарушении антимонопольного законодательства, которым признал действия указанных юридических лиц нарушающими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (т. 1 л.д. 12-27, т. 2 л.д. 9-16, 34-49). На основании данного решения антимонопольным органом каждому из заявителей выданы предписания от 12.07.2011 № К 11/39-11 о необходимости прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (т. 1 л.д. 10-11, т. 2 л.д. 17-18, 19-20, 50-51). Полагая, что решение 12.07.2011 по делу № К 11/39-11 и предписания от 12.07.2011 № К 11/39-11 не соответствуют закону, ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» обратились в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями. 18.11.2011 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок. Согласно статье 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов; 2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий; 3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. К обстоятельствам, в равной мере влияющим на всех хозяйствующих субъектов, действующих на конкретном товарном рынке, названная норма, в частности, относит изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2012 по делу n А75-4983/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Октябрь
|