Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2012 по делу n А70-8472/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

19 марта 2012 года

 Дело № А70-8472/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-671/2012) Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.12.2011 по делу № А70-8472/2011 (судья Дылдина Т.А.), принятое по заявлению Управления государственных закупок Тюменской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области

 при участии в деле третьего лица - Управления делами Тюменской областной Думы

о признании недействительными решения о нарушении законодательства в сфере размещения заказов №283-01 от 18.08.2011 по делу №283, предписания №283-02 от 18.08.2011 по делу №283,

при участии в судебном заседании представителей:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Управления государственных закупок Тюменской области – Аникин А.П. по доверенности № 004 от 05.04.2011 сроком действия 05.04.2012, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

от Управления делами Тюменской областной Думы - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

установил:

Управление государственных закупок Тюменской области (далее - заявитель Управление государственных закупок) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Тюменское УФАС России) с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления делами Тюменской областной Думы, о признании недействительными решения о нарушении законодательства в сфере размещения заказов №283-01 от 18.08.2011 по делу №283, предписания №283-02 от 18.08.2011 по делу №283.

Решением от 12.12.2011 по делу № А70-8472/2011 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил заявленные Управлением государственных закупок требования в полном объеме.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из недоказанности антимонопольным органом факта ограничения количества участников размещения заказа наличием в аукционной документации по открытому аукциону № АР-1236/11 определенных функциональных характеристик товара с учетом специфики деятельности заказчика.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Тюменское УФАС России обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

В обоснование требований апелляционной жалобы антимонопольный орган указывает на наличие у заказчика обязанности соблюдать императивные требования, установленные частью 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ), согласно которым документация об аукционе не может содержать требования к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

По мнению подателя жалобы, установление в аукционной документации требований к товару, которые в совокупности соответствуют только одной (конкретной) модели автомобиля, выпускаемой одним производителем (Toyota) приводит к резкому сокращению числа участников размещения заказа как поставщиков, так и производителей.

Управление делами Тюменской областной Думы в письменном отзыве просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное, а также указало на то, что в соответствии с аукционной документацией предметом контракта является поставка автомобилей, в связи с чем указание в документации конкретных технических характеристик автомобилей предусмотрено законодательством и не влечет нарушение положений части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

В указанном отзыве Управление делами Тюменской областной Думы также изложило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел возможным удовлетворить.

Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Тюменского УФАС России, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, не заявившего ходатайства об его отложении.

В судебном заседании представитель Управления государственных закупок возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

 Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, выслушав явившегося в судебное заседание представителя Управления государственных закупок, установил следующие обстоятельства.

Управление государственных закупок в соответствии с распоряжением правительства Тюменской области от 30.12.2010 № 2100-рп и Положением об управлении государственных закупок Тюменской области, утвержденным постановление Правительства Тюменской области от 06.02.2006 № 20-п, осуществляет функции по размещению заказов для государственных заказчиков Тюменской области.

В соответствии с приказом от 22.07.2011 № 1640 Управлением государственных закупок была разработана документация об открытом аукционе № АР-1236/11 в электронной форме на поставку автомобилей для Управления делами Тюменской областной Думы (заказчик).

На основании поступившей в Тюменское УФАС России информации о проведении открытого аукциона в электронной форме № АР-1236/11 с нарушением части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ была проведена внеплановая проверка действий Управления государственных закупок и Управления делами Тюменской областной Думы при проведении открытого аукциона в электронной форме № АР-1236/11 на поставку товара.

По результатам проверки Тюменским УФАС России вынесено решение от 18.08.2011 №283-01 по делу №283 о нарушении законодательства в сфере размещения заказов, в соответствии с которым Управление государственных закупок как уполномоченный орган при проведении открытого аукциона признано нарушившим требования части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ.

На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание №283-02 по делу №283 об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов от 18.08.2011.

Основанием для вынесения решение от 18.08.2011 №283-01 по делу №283 послужил вывод антимонопольного органа о том, что аукционная документация содержит разнопорядковые требования к товару, относящиеся к одному и тому же показателю мощности двигателя (Техническое задание к пункту №1 спецификации (Toyota LAND CRUISER 200): не менее 288 л. с. при 5400 об/мин; не менее 212 кВт. При 5400 об/мин.; Техническое задание к пункту №2 спецификации (Toyota Camry): не менее 167 л. с. при 6000 об/мин; не менее 123 кВт. при 6000 об/мин.)., а также дополнительные требования к поставляемому товару, к диаметру цилиндров и ходу поршней двигателя (Toyota Camry), типу рулевого механизма с гидроусилителем, требования к передаточному числу рулевого механизма с гидроусилителем (Toyota LAND CRUISER 200), требования к передаточным числам автоматической коробки передач (Toyota Camry), которые установлены путем копирования технических характеристик конкретных моделей автомобилей Toyota LAND CRUISER 200, Toyota Camry с добавлением слов «не более», «не менее», и направлены на ограничение количества участников размещения заказа, в том числе, среди производителей автомобилей аналогичного (представительского) класса.

 Полагая, что решение №283-01 и предписание №283-02 по делу №283 от 18.08.2011 являются незаконными, Управление государственных закупок обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.

12.12.2011 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ законодательство о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

Управлением государственных закупок Тюменской области для нужд Управления делами Тюменской областной Думы (далее Заказчик) размещен государственный заказ в соответствии с Приказом № 1640 от 22.07.2011 «О проведении открытого аукциона в электронной форме № АР-1236/11», в соответствии с которым разработано и размещено на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение и документация об открытом аукционе в электронной форме № АР-1236/11.

В силу статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В соответствии с документацией об аукционе, разработанной Управлением государственных закупок Тюменской области и утвержденной заказчиком, предметом контракта является поставка автомобилей Toyota LAND CRUSER 200 или эквивалент (2 шт.) и 200 Toyota Camry или эквивалент (8 шт.). в соответствии со спецификацией и техническим заданием к спецификации, которыми установлены характеристики товара.

Технические задания к спецификации содержат основные характеристики и требуемые параметры, которым должны соответствовать поставляемые автомобили.

Согласно части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Пунктом 3.1 части 3 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень ограничений, который запрещает государственному заказчику, уполномоченному органу включать в документацию об аукционе следующие указания: на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи (часть 3 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

Из указанных норм следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

При этом Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ не предусмотрено: ограничений по включению в документацию

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2012 по делу n А70-8136/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также