Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 по делу n А75-8544/2011. Изменить решение

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

05 апреля 2012 года

                                                      Дело №   А75-8544/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  29 марта 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  05 апреля 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Еникеевой Л.И.

судей  Зиновьевой Т.А., Шаровой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мироновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1374/2012) Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 декабря 2011 года по делу № А75-8544/2011 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по иску Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538) о взыскании 1 079 350 рублей 27 копеек,  

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» Александрова П.Ю. (доверенность № 26/12 от 01.01.2012, действительна по 31.12.2012);

установил:

 

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее – ООО «РН-Юганскнефтегаз», ответчик) о взыскании 1 079 350 руб. 27 коп. в счет возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.12.2011 по делу № А75-8544/2011 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскан вред, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в размере 593 049 руб. 60 коп. С ООО «РН-Юганскнефтегаз» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 13 062 руб. 63 коп.

Не соглашаясь с решением суда, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с ответчика 1 079 350 руб. 27 коп. причиненного лесам вреда.

По мнению подателя жалобы, истцом неверно произведен расчет суммы ущерба в результате уничтожения и порчи почвы. При расчете необоснованно снижена ставка платы за 1 куб.м. сосны в Тюменском лесотаксационном районе со 120 руб. 96 коп. до 86 руб. 40 коп.

В соответствии со справкой, выданной Филиалом ФГУП «РОСЛЕСИНГФОРГ» «ЗАПСИБЛЕСПРОЕКТ»    (предприятие, уполномоченное Федеральным агентством лесного хозяйства на проведение лесоустроительных и таксационных работ), запас сосновых насаждений составляет 46 % общего запаса насаждений, что дает основание считать сосну преобладающей породой для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Учитывая положения Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», для расчета ущерба причиненного лесному фонду необходимо применять ставку платы за единицу объема древесины - 120 руб. 96 коп.

Кроме того, при расчете ущерба судом не учтен тот факт, что ставки платы за единицу объёма древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2011 году с коэффициентом 1,30 (статья 3 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»).

Расчет должен был быть произведен следующим образом: 858 кв.м * 120,96 руб. * 1,30 * 4 * 2 = 1 079 350,27 руб., где: 858 кв.м.  - площадь; 120,96 руб. - наибольшая ставка платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы (сосна), установленная постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310; 1,30 - коэффициент с которым необходимо применять ставку платы за единицу объема древесины, установленный Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»; 4 - коэффициент кратности согласно пункту 5 приложения 4 постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273; 2 - коэффициент категории защитности лесов, п. 9 приложения 3 Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 (категория защитности подтверждена выпиской из государственного лесного реестра - орехово-промысловая зона).

ООО «РН-Юганскнефтегаз» в письменном отзыве просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебное заседание не явился. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие. 

Представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции высказался согласно отзыву, просил оставить обжалуемое решение без изменения.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции  считатет решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.12.2011 по делу № А75-8544/2011 подлежащим изменению.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения нефтегазодобывающими организациями требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Ханты – Мансийского района, проведенной 15.08.2011 Ханты – Мансийской межрайонной прокуратурой с участием представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз», в выделе 33 квартала 599 Нялинского урочища, Ханты – Мансийского участкового лесничества Территориального отдела – Самаровское лесничество в районе куста № 28 Приразломного месторождения ООО «РН-Юганскнефтегаз» обнаружено нефтяное загрязнение почвы на площади 0,0858 га (858 кв.м.). Также в районе куста 35 Приразломного месторождения в квартале № 633 выдел 42 Нялинского урочища Ханты – Мансийского участкового лесничества Территориального отдела – Самаровское лесничество, в районе куста 35 Приразломного месторождения ООО «РН – Юганскнефтегаз» обнаружено нефтяное загрязнение почвы площадью 0,0488 га (488 м.кв.)

Результаты проверки зафиксировано в акте обследования участков лесного фонда Приразломного месторождения ООО «РН – Юганскнефтегаз» от 15.08.2011 (том 1, л.д. 24-25).

Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Ханты-Мансийский отдел) составлен протокол о лесонарушении от 25.08.2011 (том 1, л.д. 12-15), согласно которому лесонарушение произошло 15.07.2011 согласно телефонограмме № 6 управления охраны окружающей среды ООО «РН-Юганскнефтегаз» исх. 02/04-03-41 от 18.07.2011 (том 1, л.д. 26), направленной начальнику Ханты-Мансийского отдела Природнадзора Югры.

В деле имеется акт технического расследования инцидента от 18.07.2011 (том 1, л.д.27-28), составленный должностными лицами ООО «РН – Юганскнефтегаз». В нем установлено: индицент обнаружен 15.07.2011 при обходе трубопровода; этот нефтепровод к.28-т.3 159*5мм введен в эксплуатацию в 1992 года, с этого момента по нему транспортируется газово-нефтяная эмульсия, последнее испытание трубопровода проведено в 2008 году; причиной инцидента является коррозия трубопровода.

В протоколе о лесонарушении от 25.08.2011  указан  размер ущерба за порчу почв на площади 858 кв.м. в сумме 1 079 350 руб. 27 коп., который в претензионном письме исх. № 566 от 26.08.2011 (том 1, л.д. 20-22) обществу «РН-Юганскнефтегаз» предложено в добровольном порядке возместить до 26.09.2011.

Поскольку в указанный срок сумма ущерба не возмещена, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что иск подлежит частичному удовлетворению, с ответчика следует взыскать 770 964 руб.48 коп. в счет возмещения причиненного лесному фонду вреда.

В соответствии со статьёй 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности являются наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.

Исключение составляют случаи, когда вред причинён предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (статья 1079 ГК РФ). В указанном случае ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 21.07.1997 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятие или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Следовательно, нефтепровод в соответствии с действующим законодательством относится к категории опасных производственных объектов, на котором хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

В соответствии с частью 2 статьи 99 ЛК РФ привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причинённый этими лицами вред.

 По смыслу указанной нормы лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причинённый этим лицом вред лесам.

Обращение истца в арбитражный суд с настоящим иском обусловлено установленной законом обязанностью ответчика возместить причинённый им вред в результате нефтяного загрязнения почвы.

Факт причинения ответчиком ущерба  окружающей среде в выделе 33 квартала 599 Нялинского урочища, Ханты – Мансийского участкового лесничества Территориального отдела – Самаровское лесничество в районе куста № 28 Приразломного месторождения в результате загрязнения почв нефтепродуктами, вина ООО «РН-Юганскнефтегаз» в этом подтверждаются материалами дела, а также не оспариваются самим ответчиком.

Общество не заявляет возражений относительно отсутствия у него обязанности по возмещению причиненного вреда. В письменном отзыве на апелляционную жалобу указывает на ошибки, допущенные истцом при определении размера ущерба.

В пункте 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причинённый субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 названного закона).

Исходя из положений статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, определение размера вреда окружающей среде осуществляется, в том числе, в   соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таксы и методики исчисления размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Приложением № 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273) утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причинённого лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.

Пунктом 5 названного приложения № 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 уничтожение или порча почв отнесены к лесонарушениям.

Истцом расчет ущерба произведен на основании Постановления правительства РФ от 08.05.2007 № 273, а также Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012 по делу n А46-11276/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также