Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2012 по делу n А46-14150/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

28 мая 2012 года

                                             Дело №   А46-14150/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  22 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 мая 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Золотовой Л.А.

судей  Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Кулагиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-2693/2012) Открытого акционерного общества «Иртышское пароходство» на решение Арбитражного суда Омской области от 27.02.2012 по делу №  А46-14150/2011 (судья Ярковой С.В.),

принятое по заявлению открытого акционерного общества «Иртышское пароходство» (ОГРН  1025500972078, ИНН  5508000306)

к Омскому отделу государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания  Верхнеобского территориального управления Росрыболовства,

о признании пункта 1 Предписания № 04-03/09 от 16.08.2011 незаконным,

при участии в судебном заседании представителей: 

от открытого акционерного общества «Иртышское пароходство» - Гунькина А.В. (паспорт, по доверенности №20-01-05 от 10.01.2012 сроком действия до 31.12.2012) и Витютнев В.В. (паспорт, по доверенности №20-01-14 от 23.01.2012 сроком действия до 31.12.2012);

от Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания  Верхнеобского территориального управления Росрыболовства – Воронова Е.В. (удостоверение, по доверенности № 03-57/276  от 09.12.2011 сроком действия по 31.12.2012).

установил:

 

Открытое акционерное общество «Иртышское пароходство» (далее по тексту – заявитель, общество, ОАО «Иртышское пароходство») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омскому отделу государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства о признании пункта 1 Предписания № 04-03/09 от 16.08.2011 незаконным.

Решением от 27.02.2012 по делу №  А46-14150/2011 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку заключение договора водопользования, на который ссылается заявитель в обоснование своей позиции, не может являться обстоятельством, освобождающим общество от принятия мер по сохранению рыбных запасов и среды их обитания и согласованию таких мер с уполномоченным органом Росрыболовства.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование своей позиции податель жалобы приводит доводы аналогичные, доводам, приведенным в суде первой инстанции, которые сводятся к тому, что у заявителя отсутствует обязанность по согласованию проекта размещения судов в районе реки Иртыш 1821,3-1817,5 км от устья, с органом исполнительной власти в области рыболовства, поскольку в настоящее время акватория затона используется для размещения судов ОАО «Иртышское пароходство» на основании договора водопользования, в силу которого обществом принимаются все необходимые меры, направленные на охрану окружающей среды, водных ресурсов, проведение мониторинга состояния используемого водного объекта.

Подателем жалобы также указано на допущенные, с его точки зрения, нарушения судом первой инстанции требований арбитражного процессуального законодательства в связи с отсутствием в вынесенном судебном акте доводов заявителя относительного того, что деятельность ОАО «Иртышское пароходство», связанная с размещением судов в затоне не подпадает под предмет регулирования ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ, поскольку Общество не планирует размещение новых объектов и внедрение новых технологических процессов, а также не занимается градостроительным зонированием.

В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества административный орган выразил свое несогласие с доводами заявителя, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.

На основании приказа заместителя руководителя – начальника отдела согласования, организации рыболовства и воспроизводства водных биоресурсов Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Михайлова М.В. от 26.07.2011 № 04-03/90 Омским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) в период с 01.08.2011 по 16.08.2011 была проведена плановая проверка ОАО «Иртышское пароходство», в ходе которой установлено размещение ОАО «Иртышское пароходство» на реке Иртыш, 1821,3-1817,5 км от устья, судов без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, что нарушает требования пунктов 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных  биологических  ресурсов»,  пункта  13  Положения  об  охране рыбных  запасов  и  о регулировании рыболовства в водоемах СССР от 15.08.1958 г. № 1045. Кроме того, проверкой установлено, что общество сбрасывает в реку Иртыш на 1434 км по л.к. и 1807,2 км по л.к. неочищенные в полном объеме сточные воды, что нарушает требования пункта 11 «а» «Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР» от 15.09.1958 г. № 1045.

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 16.08.2011 № 04-03/90, составленном в присутствии заместителя начальника отдела охраны труда, окружающей среды и пожарной безопасности ОАО «Иртышское пароходство» Витютнева В.В.

По результатам данной проверки Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) 16.08.2011 специалистом-экспертом     Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) в отношении ОАО «Иртышское пароходство» составлен протокол № 0025115 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 КоАП РФ.

17.08.2011 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении, по результатам которого начальником Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Калныш В.И. было принято постановление № 0025115 о применении в отношении ОАО «Иртышское пароходство» административного наказания, предусмотренного статьей 8.33. КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 10 000 руб.

В пункте 1, вынесенного на основании постановления № 0025115 от 17.08.2011, предписания № 04-03/90 указано на необходимость ОАО «Иртышское пароходство» согласовать проект размещения судов в районе реки Иртыш 1821,3-1817,5 км от устья.

Не согласившись с указанным пунктом предписания, полагая, что он не соответствует закону, нарушает права и интересы ОАО «Иртышское пароходство», последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с вышеназванным заявлением.

Решением от 27.02.2012 по делу №  А46-14150/2011 в удовлетворении требований заявителя было отказано.

Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.

Согласно частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

-  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

-  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

          Согласно Положению о Верхнеобском территориальном управлении Росрыболовства, утвержденному приказом Федерального агентства по рыболовству от 02.03.2011 № 174, Управление наделено полномочиями в области охраны и контроля в сфере водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе проводить проверки на предмет соблюдения законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Процедура и порядок проведения проверок деятельности юридических лиц регламентирована Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц  и индивидуальных  предпринимателей  при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, проверка в отношении заявителя проводилась с соблюдением требований названного закона, а именно: на основании приказа от 26.07.2011 № 04-03/90, представитель юридического лица был заблаговременно ознакомлен с приказом о предстоящей проверке, по окончании проверки был составлен акт проверки, от 16.08.2011 № 04-03/90, составленный в присутствии заместителя начальника отдела охраны труда, окружающей среды и пожарной безопасности ОАО «Иртышское пароходство» Витютнева В.В. Копия акта вручена указанному лицу 16.08.2011.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлена обязанность должностного лица в случае выявления при проведении проверки нарушений, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения и (или) проведению мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде.

Следуя изложенному, Омским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского  территориального управления Росрыболовства Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а именно указано на необходимость ОАО «Иртышское пароходство» согласовать проект размещения судов в районе реки Иртыш 1821,3-1817,5 км от устья.

При названных обстоятельствах апелляционный суд заключает о правомерности вывода суда первой инстанции о вынесении оспариваемого предписания заинтересованным лицом в рамках своих полномочий.

Не основан на нормах действующего природоохранного законодательства и довод апелляционной жалобы о невозможности распространения требований статьи 50 Федерального закона № 166-ФЗ на деятельность Общества, связанную с размещением судов в акватории затона, устроенной в протоке реки Иртыш, мотивированный характером осуществляемой деятельности ( не относится к градостроительной), а также указанием на предварительный порядок согласования, что в рассматриваемом случае не имеет место ( деятельность связанная с размещением судов осуществляется Обществом с 1960г.) 

   В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

   Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

  Деятельность, указанная в части 1 статьи 50 Закона № 166-ФЗ, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (части 2, 3 статьи 50 Закона № 166-ФЗ).

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 569 утверждены Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее - Правила № 569), которые устанавливают порядок согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (пункт 1 Правил № 569).

 Территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения новых технологических процессов на территории одного субъекта Российской Федерации (пункт 2 Правил № 569).

 В пункте 13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 № 1045, предусмотрено, что при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2012 по делу n А46-6664/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также