Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 по делу n А75-9070/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

31 мая 2012 года

 Дело № А75-9070/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2505/2012) общества с ограниченной ответственностью жилищно-коммунального хозяйства «Центральный район» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.02.2012 по делу №А75-9070/2011 (судья Фёдоров А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью жилищно-коммунального хозяйства «Центральный район» (ОГРН 1048600200450, ИНН 8610015355)

к Отделу государственного пожарного надзора по г. Нягани и Октябрьскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

о признании недействительным предписания № 180/1/1 от 25.05.2011,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью жилищно-коммунального хозяйства «Центральный район» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Отдела государственного пожарного надзора по г. Нягани и Октябрьскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

установил:

общество с ограниченной ответственностью Жилищно-Коммунальное хозяйство «Центральный район» (деле по тексту - Общество, ООО ЖКХ «Центральный район», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к отделу государственного пожарного надзора по г. Нягани и Октябрьскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Отдел государственного пожарного надзора, орган пожарного надзора, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания от 25.05.2011 № 180/1/1.

Решением от 15.02.2012 по делу №А75-9070/2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказал в удовлетворении требований Общества.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции, указав на наличие у ООО ЖКХ «Центральный район» обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности в помещениях общежития, сослался на законность оспариваемого предписания, выданного ООО ЖКХ «Центральный район», как управляющей организации этого общежития. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске заявителем срока, установленного частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО ЖКХ «Центральный район» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписании, должны быть выполнены собственником общежития - Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Нягани, поскольку именно оно несет

бремя содержания, поддержания общего имущества в техническом исправном, безопасном состоянии; работы по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре 2-го типа не входят в состав работ обслуживающей организации и не могут быть выполнены при текущем ремонте.

ООО ЖКХ «Центральный район», Общество, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

В период с 24.05.2011 по 25.05.2011 должностными лицами Отдел государственного пожарного надзора на основании распоряжения от 17.05.2011 № 180 была проведена внеплановая проверка деятельности ООО ЖКХ «Центральный район» при эксплуатации общежития по адресу: г. Нягань, 1 микрорайон, дом 15.

В ходе проверки выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно: автоматическая пожарная сигнализации на находится в неисправном состоянии, отсутствует система оповещения людей о пожаре 2-го типа, отсутствует план эвакуации людей в случае пожара , выполненный в соответствии с требованиями пожарной безопасности, в комнатах общежития отсутствуют планы эвакуации на случай пожара, выполненные в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Факт нарушения установленных правил пожарной безопасности подтверждается материалами дела: актом проверки от 01.04.2011, протоколом об административном правонарушении от 13.10.2011 № 338.

По результатам выявленных нарушений Обществу было выдано предписание от 25.05.2011 № 180/1/1, каждый пункт которого содержит ссылку на нарушенные нормы требований пожарной безопасности.

Предписанием от 25.05.2011 № 180/1/1 Отдел государственного пожарного надзора обязал Общество в срок до 01.10.2011 устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности в помещениях общежития 1 этажа дома по адресу: 1 микрорайон, дом 15., именно:

1) оборудовать помещение общежития автоматической пожарной сигнализацией, которая должна находиться в исправном состоянии;

2) установить систему оповещения людей о пожаре 2- го типа;

3) разработать план эвакуации людей в случае пожара, выполненный в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

4) установить в комнатах общежития планы эвакуации людей на случай пожара, выполненный в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Полагая, что предписание от 25.05.2011 № 180/1/1 является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

15.02.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Закон о пожарной безопасности).

Согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях.

Согласно статье 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В силу статьи 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ) 01-03, утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 (далее по тексту - ППБ 01-03), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1).

В силу пункта 2 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам (пункт 4 ППБ 01-03).

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В данном случае одним из спорных вопросов является вопрос о том, является ли ООО ЖКХ «Центральный район» лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В частях 1 и 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Правилами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 по делу n А70-12408/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также