Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 по делу n А75-157/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 июня 2012 года

                                  Дело №   А75-157/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  14 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  21 июня 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Сердитовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3333/2012) общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27.02.2012 по делу № А75-157/2012 (судья Членова Л.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» (ОГРН 1038602452965, ИНН 8609017781) (далее – ООО «СМУ», общество) к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – учреждение, фонд социального страхования)

 об оспаривании в части решения №11 от 23.08.2011

при участии в судебном заседании представителей: 

от ООО «СМУ» - Щербовских А.А. (паспорт, по доверенности № 44/12-«С»-Д от 01.04.2012 сроком действия по 31.12.2012);

от Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре –Чернышовой В.С. (паспорт, по доверенности № 309 от 24.10.2011 сроком действия по 24.10.2012),

установил:

Решением от 27.02.2012 по делу № А75-157/2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требований ООО «СМУ» об оспаривании решения Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Учреждение) от 23.08.2011 № 11 в части начисления страховых взносов на стоимость льготного проезда работника и членов его семьи к месту отдыха за пределами территории Российской Федерации, а также по начислению и уплате пени.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что пунктом пропуска через границу Российской Федерации следует считать аэропорт прямого вылета, то есть в настоящем случае г. Нижневартовск, в связи с чем обоснованно начисление на стоимость льготного проезда страховых взносов.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на неправильное применение норм материального и процессуального права.

В отзыве на апелляционную жалобу фонд социального страхования с ее доводами не согласился, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

До начала рассмотрения дела по существу представитель общества с ходатайствовал о приобщении к материалам дела объяснений к апелляционной жалобе без доказательств его направления заинтересованному лицу.

До начала судебного заседания от Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.

До начала судебного заседания от Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступило ходатайство об отложении судебного заседания на более позднее время, в связи с более поздним прибытием.

Суд апелляционной инстанции, посовещавшись на месте, вынес протокольное определение об удовлетворении ходатайства Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, считает необходимым отложить судебное разбирательство, объявив в судебном заседании перерыв.

В судебном заседании, возобновленном после перерыва, представитель ООО «СМУ» поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, объяснения, отзыв, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

С 23 по 27 мая 2011 года специалистом-ревизором Филиала № 1 Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проводилась      выездная   проверка      общества   с   ограниченной   ответственностью «Строительно-монтажное управление» на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ.

По результатам проверки, отраженным в акте выездной проверки от 20.07.2011 № 11 (л.д.20-22), выявлено занижение базы для начисления страховых взносов за 2010 год в сумме 36 417 рублей 68 копеек, в том числе на сумму компенсационных выплат работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет в сумме, превышающей установленный законодательством размер – 9 879 рублей 68 копеек, и на сумму льготного проезда работника и членов его семьи к месту проведения отпуска и обратно за пределами территории Российской  Федерации – 26 538 рублей.

Не согласившись с актом проверки, общество направило в адрес Филиала № 1 возражения (л.д.28-30).

По результатам рассмотрения акта и возражений общества 23.08.2011 ответчиком принято решение об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности № 11 (л.д.16-17).

Не согласившись с данным решением в части начисления страховых взносов на стоимость льготного проезда работника и членов его семьи к месту проведения отпуска и обратно за пределами территории Российской Федерации, общество в порядке подчиненности обжаловало решение в Учреждение (л.д.37-39).

Письмом от 12.09.2011 № 01-01-29/57/6435 Учреждение отказала обществу в удовлетворении требований, тем самым подтвердило законность принятого филиалом решения (л.д. 40-41).

Не согласившись с решением в части начисления страховых взносов на стоимость льготного проезда работника и членов его семьи за пределами территории Российской Федерации, а также по начислению и уплате пени, общество обратилось в суд с заявлением.

27.02.2012 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.

Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В силу данной нормы лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг.

Аналогичная норма содержится в статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Указанными правовыми нормами установлены компенсации в виде оплаты проезда к месту использования отпуска именно в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта.

Как видно из материалов дела, в 2010 г. работник Общества представил в бухгалтерию авансовый отчет по проезду в льготный отпуск с приложением первичных    документов. Согласно данному отчету сам работник к месту отпуска передвигался на личном транспорте из г. Радужный до границы с Украиной, а его несовершеннолетние дети – авиасообщением Нижневартовск-Киев и обратно. Стоимость авиабилетов составила 28 928 руб.

Для компенсации стоимости проезда работником общества была представлена справка о стоимости проезда, согласно которой действующий авиатариф до ближайшего пункта пересечения границы – г. Ростов, составил 39 112 руб.

Поскольку стоимость согласно справке оказалась выше стоимости авиабилетов по маршруту Нижневартовск-Киев, общество компенсировало работнику стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно в пределах фактически понесенных расходов – 28 928 руб. и включило данную сумму в базу для исчисления страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе -организации.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Пунктом 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, подпунктом 8 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» не подлежит обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг.

Согласно ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним.

В соответствии со ст. 1 и 9 Федерального закона от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» под государственной границей понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории.

Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. При следовании от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство РФ воздушным судам установлены определенные запреты.

Пунктами 85, 86 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138, установлено, что пересечение государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по воздушным коридорам пролета государственной границы Российской Федерации. При выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, открытым для международных полетов, воздушным коридором пролета государственной границы Российской Федерации является часть воздушного пространства в месте пересечения маршрута обслуживания воздушного движения с линией государственной границы

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 по делу n А46-16865/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также