Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2012 по делу n А75-1301/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 июня 2012 года

 Дело № А75-1301/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3577/2012) казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление капитального строительства» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.04.2012 по делу № А75-1301/2012 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление капитального строительства» (ОГРН 1038600001901, ИНН 8601003917) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей:

от казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление капитального строительства» - Блинов Д.В. по доверенности № 7 от 16.01.2012 сроком действия до 31.12.2012, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

установил:

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Управление капитального строительства» (далее - заявитель, Учреждение, КУ «УКС Югры») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее –заинтересованное лицо, административный орган, Управление Росприроднадзора) № 140-ОК/31 от 31.01.2012 о назначении административного наказания.

Решением от 05.04.2012 по делу № А75-1301/2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказал в удовлетворении требований Учреждения.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из подтвержденного материалами дела факта захламления твердыми бытовыми отходами (ТБО) земельного участка с кадастровым номером 86:02:0805001:323, расположенного в Ханты-Мансийском районе, д. Шапша (район расширения), за ограждением «Дома-интерната для престарелых и инвалидов в д. Шапша» со стороны леса, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы Учреждение, настаивая на отсутствии в его действиях состава вменяемого правонарушения, указывает на то, что не осуществляет какой - либо деятельности, в результате которой могут образовываться ТБО, а является всего лишь государственным заказчиком строительства объекта - «Дом-интернат для престарелых и инвалидов в д. Шапша» на земельном участке с кадастровым номером 86:02:0805001:323, расположенным в Ханты-Мансийском районе, д. Шапша (район расширения). В результате деятельности ООО «Юграотделстрой» на строительной площадке, принадлежащей учреждению и переданной указанной строительной организации, были образованы ТБО, за сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение и иное обращение с указанными отходами ответственность должна нести строительная организация - ООО «Юграотделстрой», а не Учреждение.

В письменном отзыве Управление Росприроднадзора возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, а также указал на то, что диспозиция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований, при этом Управление Росприроднадзора не уполномочено рассматривать дела о нарушении санитарно-эпидемиологических требований. В соответствии со статьей 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Росприроднадзор рассматривает дела только в отношении экологических нарушений. Надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляют органы Роспотребнадзора на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 № 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации».

Управление Росприроднадзора, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложения не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.

03.11.2011 года в ходе проведения рейдовой проверки, направленной на выявление несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории ХМАО-Югры, в соответствии с Распоряжением Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре № 305 от 02.11.2011 года установлено, земельный участок с кадастровым номером 86:02:0805001:323, расположенный в Ханты-Мансийском районе, д. Шапша (район расширения) за ограждением Дома-интерната для престарелых и инвалидов в д. Шапша со стороны леса, захламлен отходами ТБО (пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты и т.п.) на площади около 10 м2.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО «СК «Юграотделстрой», являющегося подрядчиком по завершению строительства объекта катального строительства - «Дом-интернат для престарелых и инвалидов в д. Шапша», Управлением Росприроднадзора было установлено следующее.

Бюджетному Учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Управление капитального строительства» (ссудополучатель) по договору безвозмездного срочного пользования от 08.04.2010 выделен земельный участок с кадастровым номером 86:02:0805001:323, расположенный в Ханты-Мансийском районе, д. Шапша (район расширения).

В соответствии с государственным контрактом строительного подряда № 41/10 от 02.08.2010 года, заключенным между Бюджетным Учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Управление капитального строительства» и ООО «СК «Юграотделстрой», ООО «СК «Юграотделстрой» на период строительства объекта несет ответственность за данный земельный участок (т. 1 л.д. 20-25).

Как следует из пункта 2.3.6. контракта строительного подряда № 41/10 от 02.08.2010, подрядчик на период строительства объекта обязан обеспечивать вывоз отходов, строительного мусора и снега.

В соответствии с пунктом 2.3.19 контракта строительного подряда № 41/10 от 02.08.2010 подрядчик обязан в течение 5 календарных дней с момента подписания акта о приемке завершенного строительством объекта вывезти за пределы строительной площадки все строительные машины, оборудование, инвентарь, инструменты, строительные материалы, и другое имущество, а также убрать строительный мусор.

Согласно Акту приемки законченного строительства объекта от 01.10.2011 строительство «Дома-интерната для престарелых и инвалидов на 50 мест в п. Шапша» завершено, данный объект сдан ООО «СК «Юграотделстрой» и принят Бюджетным Учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Управление капитального строительства» без замечаний (т. 1 л.д. 82-86).

Согласно пункта 3.4.4. договора безвозмездного срочного пользования № 02 от 08.04.2010 года, ссудополучатель обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на используемом земельном участке и прилегающих к нему территориях.

На основании Распоряжения правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 686-РП от 02.12.2011 года Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Управление капитального строительства» (БУ «УКС Югры») было переименовано в Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Управление капитального строительства» (КУ «УКС Югры»).

Учитывая изложенное, Управление Росприроднадзора пришло к выводу о том, что КУ «УКС Югры» приняв законченный строительством объект «Дома-интерната для престарелых и инвалидов на 50 мест в п. Шапша», не исполнило надлежащим образом условия договора 08.04.2010 на безвозмездное срочное пользование земельным участком с кадастровым номером 86:02:0805001:323, о чем свидетельствует выявленный 03.11.2011 факт захламления отходами ТБО (пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты и т.д.) указанного земельного участка за ограждением Дома-интерната для престарелых и инвалидов в д. Шапша со стороны леса, площадью около 10 м2.

По факту выявленного нарушения административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 18.01.2012 № 78-ОК/31 (т. 1 л.д. 74-77) и 31.01.2012 вынесено постановление № 140-ОК/31 о назначении административного наказания, которым Учреждение привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 100 000 рублей (т. 1 л.д.62-65)

Полагая, что постановление от 31.01.2012 № 140-ОК/31 является незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

05.04.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении порядка обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ)

Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ под обращением с отходами подразумевается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления подразумеваются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе, производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности, определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2012 по делу n А75-7201/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также