Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу n А46-10823/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК),Произвести зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины (ст.104 АПК, п.6 ст.333_40 НК РФ)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

10 июля 2012 года

                                            Дело №   А46-10823/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  03 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 июля 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Золотовой  Л.А.

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Черемновой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-4426/2012) Общества с ограниченной ответственностью «ЮА «Гарант - Профит»

на решение Арбитражного суда Омской области от 30.11.2011 по делу №А46-10823/2011 (судья Ярковой С.В.),

принятое по заявлению Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г. Омска

к Обществу с ограниченной ответственностью «ЮА «Гарант - Профит» (ИНН 550306507, ОГРН 1025500738581)

о взыскании 5041 руб. 40 коп.,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Общества с ограниченной ответственностью «ЮА «Гарант - Профит» - Хоменко Илья Валерьевич (паспорт, по доверенности б/н  от 20.06.2012 сроком действия до 31.12.2012);

от Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г. Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

установил:

 

Государственное Учреждение - Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г. Омска (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ЮА «Гарант - Профит» (далее - заинтересованное лицо, общество) суммы штрафных санкций в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 5041 руб. 40 коп.

Решением от 30.11.2011 по делу №А46-10823/2011 требования Пенсионного фонда были удовлетворены.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Пенсионного фонда.

В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что у Пенсионного фонда отсутствуют правовые основания для взыскания спорной суммы штрафа, поскольку решение, на основании которого подлежат взысканию суммы штрафа, вынесено с грубыми нарушениями действующего законодательства, а именно в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя Общества.

Пенсионный фонд отзыв на апелляционную жалобу Общества не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя Пенсионного фонда, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, выслушав представителя Общества, установил следующие обстоятельства.

Специалистами Управления была проведена камеральная проверка представленной Обществом декларации по страховым взносам на ОПС за 2009 год и представленных к ней документов, в том числе, протокола к Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 17.02.2010 № 014082.

По результатам проверки был составлен акт № 5 от 28.02.2011 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором зафиксирован факт представления обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта.

На основании указанного акта начальником Управления вынесено решение № 97 от 31.03.2011 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ, за представление обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, в виде взыскания штрафа в размере 10% причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд РФ, в сумме 5041 руб. 40 коп.

Обществу требованием № 25 от 27.04.2011 было предложено уплатить начисленный штраф в добровольном порядке в срок до 20.05.2011.

Поскольку добровольно штраф уплачен не был, Управление обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании вышеназванной суммы штрафа.

Решением от 30.11.2011 по делу №А46-10823/2011 требования Пенсионного фонда были удовлетворены.

Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене, апелляционную жалобу – удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» организации являются страхователями, субъектами обязательного пенсионного страхования.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже каждого работающего у него застрахованного лица, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

В силу абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

 Таким образом, наложение штрафа возможно лишь в случае, когда работодатель предоставил пенсионному фонду сведения о стаже работника, его заработной плате, размере страховых взносов подлежащих уплате в бюджет пенсионного фонда, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Частью 1 статьи 212 АПК РФ установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Частью 4 статьи 215 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).

Учитывая вышеназванные нормы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявитель обязан представить в материалы дела доказательства совершения Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и доказательства наличия оснований для взыскания с Общества суммы штрафа (наличие решения о привлечении плательщика взносов к ответственности).

Как усматривается из Акта проверки представления страхователем недостоверных сведений в ПФР от 28.02.2011 № 5, при проведении специалистами ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска документальной проверки заявителем были выявлены расхождения в сведениях, содержащихся в Декларации и представленных Обществом в ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска сведений, содержащихся в протоколе к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 17.02.2010 №014082.

Между тем в названном Акте Пенсионный фонд не указывает, какие именно сведения Обществом были искажены и недостоверно представлены заявителю. Судя по содержанию акта первичные документы проверке подвергнуты не были, каких-либо несоответствий в ходе проверки о стаже, заработной плате работников, либо размере страховых взносов Пенсионным фондом выявлено не было. В решение № 97 от 31.03.2011 о привлечении общества к ответственности Пенсионный фонд и вовсе не указал обстоятельства, свидетельствующие о совершении Обществом правонарушения.

Сам по себе факт наличия расхождений между сведениями протокола к Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и показателями Декларации по страховым взносам в ОПС в силу положений абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ не являются основанием для привлечения лица к ответственности предусмотренной санкцией означенной нормы.

При названных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявителем не представлено достоверных доказательств представления Обществом Пенсионному фонду недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, что свидетельствует об отсутствии  оснований для привлечения Общества к вышеназванной ответственности и как следствие отсутствует основание для взыскания спорного штрафа.

Кроме того, апелляционный суд считает, что у пенсионного фонда отсутствуют правовые основания для заявления спорных требований в силу нарушения процедуры привлечения Общества к ответственности.

  Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», вступившими в силу с 01.01.2010.

Пунктом 3 статьи 62 названного закона установлено, что по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.

Поскольку Пенсионным фондом был выявлен факт представления недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, после 01.01.2010, постольку правоотношения сторон, возникшие в связи с производством по делу о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, подлежат регулированию Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

 Согласно пунктам 1 , 2 статьи 34 названного закона камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (пункт 1).

Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (пункт 4).

Лицо,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу n А70-9509/2011. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также