Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу n А75-1561/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 11 июля 2012 года Дело № А75-1561/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2012 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рыжикова О.Ю. судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П. при ведении протокола судебного заседания: Сердитовой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4434/2012) открытого акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийцского автономного округа от 16.04.2012 по делу № А75-1561/2012 (судья Истомина Л.С.), по заявлению открытого акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» (ОГРН 1028601354088) (далее – ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», общество) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным постановления № 72-ОК/22 от 27.01.2012, при участии в судебном заседании представителей: от ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» - Боровых И.С. (паспорт, по доверенности № 374 от 01.10.2011 сроком действия по 01.10.2012); от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, установил: Решением от 16.04.2012 по делу № А75-1561/2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требований ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным и отмене постановления от 27.01.2012 № 72-ОК/22 о назначении обществу административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ. В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь при этом на неполное выяснение обстоятельств дела, и несоответствие им выводов. Заявитель указал, что в его действиях отсутствует состава вменяемого административного правонарушения, поскольку общество размещало буровой шлам в шламовом амбаре в соответствии с действующими нормативными актами, а также имеющимися разрешительными документами, утвержденными в установленном порядке и получившими положительные заключения государственных органов. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу. В судебном заседании представитель ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт; просил рассмотреть определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.03.2012 об отказе рассмотрения дополнения к заявлению. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителя ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. При рассмотрении материалов по приемке рекультивированных земель (земельных участков) лесного фонда, поступивших от ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» 20.10.2011, административным органом было установлено, что общество не выполнило мероприятия по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов, захоронило отходы бурения в шламовом амбаре, образованного в результате строительства куста скважин № 139 при обустройстве Аганского месторождения нефти. По данному факту определением от 11.11.2011 № 1755-ОК/22 было возбуждено дело об административном правонарушении (т. 2 л.д. 120-121). Определениями от 17.11.2011 и от 23.12.2011 в рамках возбужденного дела административный орган истребовал у общества лицензию на право пользования недрами, проектную документацию на строительство куста скважин № 139 Аганского месторождения нефти, заключение экспертизы на указанную проектную документацию, заключение государственной экологической экспертизы на строительство кустовой площадки, протоколы ЦКР, ТКР по утверждению проектной документации, а также иные документы для подтверждения соблюдения обществом требований законодательства при размещении отходов бурения в шламовом амбаре, расположенном в районе кустовой площадки № 139, в том числе документы, подтверждающие вывоз, переработку, обезвреживание или использование отходов бурения из шламового амбара (т. 2 л. 113-115; 117-119). Истребованные документы, за исключением документов, подтверждающих вывоз, переработку, обезвреживание или использование отходов бурения из шламового амбара скважин куста № 139 Аганского нефтяного месторождения, были представлены заявителем, что подтверждается реестром документов (т. 2 л.д. 126-127, т. 3 л.д. 58-59). 23.01.2012 заместителем начальника отдела экологического контроля Управления в присутствии представителя общества Халикова П.Р., действующего на основании доверенности от 26.12.2011 № 127 (т. 2 л. 122-123), по результатам рассмотрения представленных обществом документов, в отношении ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» составлен протокол № 40-ОК/22 об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ (т. 2 л. 108-110). Обществом представлены объяснения к протоколу, в которых оно указало, что строительство и бурение скважин осуществлялось в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу в ФГУ «Главгосэкспертиза России», заключение № 0206-10/ХМЭ-1455/02 от 19.04.2010 (т. 2 л. 111). Рассмотрение материалов дела об административном правонарушении было назначено на 27.01.2012 в 09 часов 30 минут, копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручена представителю общества Халикову П.Р. (т. 2 л. 107). 27.01.2012 государственным инспектором Управления вынесено постановление № 72-ОК/22 о назначении административного наказания, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. При рассмотрении материалов дела и вынесении постановления присутствовал представитель общества Халиков П.Р., действующий на основании доверенности от 19.01.2012 № 198 (т. 2 л. 88-106). Обществу вменяется захоронение отходов бурения в шламовом амбаре, не отвечающем требованиям, установленным законодательством к объектам захоронения отходов и способом, не позволяющим гарантировать экологическую безопасность в будущем, что образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ. Указанными действиями, по мнению Управления, общество нарушило требования статей 3, 34, пункта 2 статьи 39, пункта 2 статьи 46, статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; статей 1,3,11, пунктов 3,4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1996 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; статей 21,25 Лесного кодекса Российской Федерации; статей 22,23.2 Закона Российской Федерации «О недрах»; пунктов 1,6 раздела 1 Положения о рекультивации земель, утвержденного Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы. Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением. 16.04.2012 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, иными опасными веществами. Согласно данной норме несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В силу пункта 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно пункту 1 статьи 46 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. Статьей 51 Закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Частью 2 данной статьи запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Таким образом, Закон об отходах разделяет такие понятия как хранение отходов и их захоронение, тем самым определяя различные требования к объектам хранения и захоронения отходов. Статья 11 Закона № 89-ФЗ устанавливает требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» осуществляет добычу нефти на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в границах Аганского лицензионного участка на основании лицензии ХМН 00604 НЭ. При осуществлении лицензируемого вида деятельности общество произвело бурение скважин на кусту 139 Аганского месторождения, что сопровождалось образованием отходов бурения, в том числе, бурового шлама. В соответствии с актами на передачу скважин из бурения в эксплуатацию, последняя скважина была передана в эксплуатацию 16.03.2011. В 2003 году в отношении отхода «Буровой шлам» обществом была проведена процедура паспортизации отхода. Получены Паспорт опасного отхода и Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, согласно которым буровой шлам имеет 4-й класс опасности отхода. Обществом был осуществлен химический анализ бурового шлама на кустовой Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу n А75-154/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Октябрь
|