Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу n А75-1561/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 июля 2012 года

                                             Дело №   А75-1561/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  28 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 июля 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Сердитовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4434/2012) открытого акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийцского автономного округа от 16.04.2012 по делу № А75-1561/2012 (судья Истомина Л.С.), по заявлению открытого акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» (ОГРН 1028601354088) (далее – ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», общество) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Управление, административный орган)

о признании незаконным постановления № 72-ОК/22 от 27.01.2012,

при участии в судебном заседании представителей: 

от ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» - Боровых И.С. (паспорт, по доверенности № 374 от 01.10.2011 сроком действия по 01.10.2012);

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

установил:

Решением от 16.04.2012 по делу № А75-1561/2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требований ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным и отмене постановления от 27.01.2012 № 72-ОК/22 о назначении обществу административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь при этом на неполное выяснение обстоятельств дела, и несоответствие им выводов.

Заявитель указал, что в его действиях отсутствует состава вменяемого административного правонарушения, поскольку общество размещало буровой шлам в шламовом амбаре в соответствии с действующими нормативными актами, а также имеющимися разрешительными документами, утвержденными в установленном порядке и получившими положительные заключения государственных органов.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.

В судебном заседании представитель ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт; просил рассмотреть определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.03.2012 об отказе рассмотрения дополнения к заявлению.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителя ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

При рассмотрении материалов по приемке рекультивированных земель (земельных участков) лесного фонда, поступивших от ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» 20.10.2011, административным органом было установлено, что общество не выполнило мероприятия по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов, захоронило отходы бурения в шламовом амбаре, образованного в результате строительства куста скважин № 139 при обустройстве Аганского месторождения нефти.

По данному факту определением от 11.11.2011 № 1755-ОК/22 было возбуждено дело об административном правонарушении (т. 2 л.д. 120-121).

Определениями от 17.11.2011 и от 23.12.2011 в рамках возбужденного дела административный орган истребовал у общества лицензию на право пользования недрами, проектную документацию на строительство куста скважин № 139 Аганского месторождения нефти, заключение экспертизы на указанную проектную документацию, заключение государственной экологической экспертизы на строительство кустовой площадки, протоколы ЦКР, ТКР по утверждению проектной документации, а также иные документы для подтверждения соблюдения обществом требований законодательства при размещении отходов бурения в шламовом амбаре, расположенном в районе кустовой площадки № 139, в том числе документы, подтверждающие вывоз, переработку, обезвреживание или использование отходов бурения из шламового амбара (т. 2 л. 113-115; 117-119).

Истребованные документы, за исключением документов, подтверждающих вывоз, переработку, обезвреживание или использование отходов бурения из шламового амбара скважин куста № 139 Аганского нефтяного месторождения, были представлены заявителем, что подтверждается реестром документов (т. 2 л.д. 126-127, т. 3 л.д. 58-59).

23.01.2012 заместителем начальника отдела экологического контроля Управления в присутствии представителя общества Халикова П.Р., действующего на основании доверенности от 26.12.2011 № 127 (т. 2 л. 122-123), по результатам рассмотрения представленных обществом документов, в отношении ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» составлен протокол № 40-ОК/22 об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ (т. 2 л. 108-110).

Обществом представлены объяснения к протоколу, в которых оно указало, что строительство и бурение скважин осуществлялось в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу в ФГУ «Главгосэкспертиза России», заключение № 0206-10/ХМЭ-1455/02 от 19.04.2010 (т. 2 л. 111).

Рассмотрение материалов дела об административном правонарушении было назначено на 27.01.2012 в 09 часов 30 минут, копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручена представителю общества Халикову П.Р. (т. 2 л. 107).

27.01.2012 государственным инспектором Управления вынесено постановление № 72-ОК/22 о назначении административного наказания, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. При рассмотрении материалов дела и вынесении постановления присутствовал представитель общества Халиков П.Р., действующий на основании доверенности от 19.01.2012 № 198 (т. 2 л. 88-106).

Обществу вменяется захоронение отходов бурения в шламовом амбаре, не отвечающем требованиям, установленным законодательством к объектам захоронения отходов и способом, не позволяющим гарантировать экологическую безопасность в будущем, что образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ.

Указанными действиями, по мнению Управления, общество нарушило требования статей 3, 34, пункта 2 статьи 39, пункта 2 статьи 46, статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; статей 1,3,11, пунктов 3,4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1996 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; статей 21,25 Лесного кодекса Российской Федерации; статей 22,23.2 Закона Российской Федерации «О недрах»; пунктов 1,6 раздела 1 Положения о рекультивации земель, утвержденного Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

16.04.2012 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, иными опасными веществами.

Согласно данной норме несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу пункта 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно пункту 1 статьи 46 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьей 51 Закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Частью 2 данной статьи запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Таким образом, Закон об отходах разделяет такие понятия как хранение отходов и их захоронение, тем самым определяя различные требования к объектам хранения и захоронения отходов.

Статья 11 Закона № 89-ФЗ устанавливает требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» осуществляет добычу нефти на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в границах Аганского лицензионного участка на основании лицензии ХМН 00604 НЭ.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности общество произвело бурение скважин на кусту 139 Аганского месторождения, что сопровождалось образованием отходов бурения, в том числе, бурового шлама.

В соответствии с актами на передачу скважин из бурения в эксплуатацию, последняя скважина была передана в эксплуатацию 16.03.2011.

В 2003 году в отношении отхода «Буровой шлам» обществом была проведена процедура паспортизации отхода. Получены Паспорт опасного отхода и Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, согласно которым буровой шлам имеет 4-й класс опасности отхода.

Обществом был осуществлен химический анализ бурового шлама на кустовой

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу n А75-154/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также