Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2012 по делу n А81-4795/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

23 июля 2012 года

                                                          Дело № А81-4795/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  19 июля 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  23 июля 2012 года.

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веревкина А.В.,

судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мироновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3934/2012) государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Новоуренгойская центральная городская больница» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2012 года по делу № А81-4795/2011 (судья Антонова Е.В.), принятое по иску муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница» (ОГРН 1028900628360; ИНН 8904012710; место нахождения: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, 7) к обществу с ограниченной ответственностью «Прайм» (ОГРН 5107746038186; ИНН 7716678304; место нахождения: г. Москва, ул. Искры, 31, 1) о взыскании неустойки в сумме 158 179 руб. 60 коп.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» (далее – МУЗ «Центральная городская больница», истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Прайм» (далее – ООО «Прайм», ответчик) о взыскании неустойки в сумме 158 179 руб. 60 коп.

Решением Арбитражного суда  Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2012 года по делу № А81-4795/2011 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, МУЗ «Центральная городская больница» в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что по итогам электронного аукциона контракт заключается только в электронной форме, контракт, заключенный в письменной форме, является ничтожным. Также МУЗ «Центральная городская больница» ссылается на то, что муниципальный контракт, заключенный в электронной форме, является правовым основанием для взыскания неустойки.

Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От МУЗ «Центральная городская больница» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.

Как указывает МУЗ «Центральная городская больница», по итогам открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта по поставку, сборку и установку офисной мебели на основании протокола № 0190300003011000302 от 20.06.2011, между истцом (покупатель) и ООО «Прайм» (поставщик) 09.07.2011 заключен муниципальный контракт на поставку, сборку и установку офисной мебели № 0190300003011000302-0199785-02, по условиям которого поставщик взял на себя обязательства поставить, собрать и установить товар, а покупатель, в свою очередь, обязался принять и оплатить товар (л.д. 15-18).

Приложением № 1 к контракту является спецификация, определяющая наименование товара, его характеристику, количество и цену (л.д. 19-26).

Полагая, что в связи с нарушением условий муниципального контракта № 0190300003011000302-0199785-02 по поставке, сборке и установке офисной мебели у ООО «Прайм» перед истцом возникло обязательство по уплате неустойки в размере 158 179 руб. 60 коп, МУЗ «Центральная городская больница» обратилось в суд с настоящим иском.

Отказ в удовлетворении исковых требований явился причиной подачи истцом апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В силу части 1 статьи 420 ГК РФ под договором понимается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, в связи с чем договор – это юридический факт – правомерное действие, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Договор с волевой стороны представляет собой систему волеизъявлений, каждое из которых по отдельности не влечет правовых последствий; в совокупности же они представляют собой соглашение, на основании которого и происходит динамика (возникновение, изменение, прекращение) гражданского правоотношения.

По своей правовой природе договор – это двусторонняя или многосторонняя сделка, порождающая, изменяющая или прекращающая обязательства с соответствующим распределением между его сторонами прав и обязанностей.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из незаключенности муниципального контракта № 0190300003011000302-0199785-02 от 09.07.2011 ввиду отсутствия в материалах дела подписанного сторонами контракта.

Представленный истцом в материалы дела экземпляр муниципального контракта на поставку, сборку и установку офисной мебели № 0190300003011000302-0199785-02 от 09.07.2011 не содержит подписей полномочных представителей сторон, однако не является незаключенным.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулирует Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) в силу части 1 статьи 1 данного Закона.

Размещение заказа может осуществляться, в том числе путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ).

В силу части 1 статьи 41.1 Закон № 94-ФЗ проведение открытого аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете в порядке, установленном главой 3.1 данного Закона.

В целях Закона № 94-ФЗ под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (часть 2 статьи 41.1 Закона № 94-ФЗ).

Статьей 41.2 Закона № 94-ФЗ установлены правила документооборота при проведении открытых аукционов в электронной форме.

В соответствии с частью 9 статьи 41.9 Закона № 94-ФЗ заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные частями 4 и 6 настоящей статьи части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.

Документы и сведения, направляемые в форме электронных документов оператором электронной площадки участнику размещения заказа, заказчику, в уполномоченный орган или размещаемые оператором электронной площадки на электронной площадке, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени оператора электронной площадки, либо заверены оператором электронной площадки с помощью программных средств (часть 4 статьи 41.2 Закона № 94-ФЗ).

Наличие электронной цифровой подписи лиц, указанных в частях 2-4 настоящей статьи, и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, а также означают подлинность и достоверность таких документов и сведений (часть 5 статьи 41.2 Закона № 94-ФЗ).

В настоящем случае открытый аукцион проводился с использованием отобранной в установленном порядке электронной площадки оператора закрытое акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее – ЗАО «Сбербанк-АСТ»).

Все связанные с получением аккредитации на электронной площадке и проведением открытых аукционов в электронной форме документы и сведения направляются участником размещения заказа, направляются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаются ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов (часть 1 статьи 41.2 Закона № 94-ФЗ).

Для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников размещения заказа (часть 1 статьи 41.3 Закона № 94-ФЗ).

Участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке (часть 13 статьи 41.3 Закона № 94-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 41.4 Федерального закона № 94-ФЗ оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Согласно информации размещенной на официальном сайте ЗАО «Сбербанк-АСТ» www.sberbank-ast.ru ООО «Прайм» аккредитовано, как участник размещения заказов 11.02.2011.

На основании части 1 статьи 41.8 Закона № 94-ФЗ для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Как следует из части 1 статьи 41.10 Закона № 94-ФЗ в открытом аукционе в электронной форме могут участвовать только участники размещения заказа, признанные участниками открытого аукциона.

В соответствии с частью 8 статьи 41.11 Закона № 94-ФЗ в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также в случае принятия на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе, поданных всеми участниками открытого аукциона, принявшими участие в открытом аукционе, решения о соответствии более одной заявки, но менее пяти заявок на участие в открытом аукционе указанным требованиям аукционной комиссией оформляется протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. В течение дня, следующего за днем подписания протокола, протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на электронной площадке.

Протокол подведения итогов открытого аукциона № 0190300003011000302 от 20.06.2011 в электронной форме размещен на сайте официальном сайте ЗАО «Сбербанк-АСТ» www.sberbank-ast.ru.

Согласно части 9 статьи 41.11 Закона № 94-ФЗ участник открытого аукциона в электронной форме, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, признается победителем открытого аукциона в электронной форме.

На основании протокола подведения итогов открытого аукциона от 20.06.2011 победителем открытого аукциона № 0190300003011000302 в электронной форме является ООО «Прайм» (ИНН 7716678304).

Статьей 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ регламентирован порядок заключения государственного контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме.

Согласно части 2 статьи 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ, заказчик в течение четырех дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с частью 3 статьи 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ в течение одного часа с момента получения проекта контракта оператор электронной площадки направляет проект контракта без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт.

В силу части 4 статьи 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ в течение шести дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2012 по делу n А46-13714/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также