Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу n А75-10307/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 июля 2012 года

                                                     Дело №   А75-10307/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 июля 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4003/2012) товарищества собственников жилья «Кедр» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.03.2012 по делу № А75-10307/2011 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья «Кедр» (ИНН 8603109531, ОГРН 1038601259993) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о возврате переплаты по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и страховым взносам,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Кедр»  - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

установил:

 

товарищество собственников жилья «Кедр» (далее – ТСЖ «Кедр», Товарищество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Межрайонная ИФНС России № 6 по ХМАО-Югре, налоговый орган, Инспекция) о возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС) на страховую часть пенсии в сумме 53 064 рубля 70 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 243 рубля 37 копеек, а также 26 867 рублей налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.03.2012 по делу № А75-10307/2011 в удовлетворении требований Товарищества отказано в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Между ТСЖ «Кедр» и налоговым органом составлен акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2011 по 15.09.2011 по состоянию расчетов на 16.09.2011 (л.д. 8), в котором отражены суммы переплаты страховых взносов на ОПС на страховую часть пенсии в сумме 53 064 рубля 70 копеек, страховых взносов на ОПС на накопительную часть пенсии в сумме 243 рубля 37 копеек, а также 26 867 рублей налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Кроме того, Товариществу выдана справка от 16.09.2011 № 21996 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, в которой также отражены указанные суммы переплаты.

На основании акта сверки по состоянию на 16.09.2011 и справки от 16.09.2011 № 21996 ТСЖ «Кедр» обратилось в Межрайонную ИФНС России № 6 по ХМАО-Югре с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на ОПС на страховую часть пенсии в сумме 53 064 рубля 70 копеек, по страховым взносам на ОПС на накопительную часть пенсии в сумме 243 рубля 37 копеек, а также 26 867 рублей налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Решениями от 20.10.2011 № 12968 и № 12969 Инспекция отказала в возврате сумм переплат по страховым взносам на ОПС со ссылкой на пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) и предложением обратиться в Пенсионный фонд России в г.Нижневартовске.

Решением от 20.10.2011 № 12972 заявителю было отказано в возврате переплаты по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН в сумме 26 867 рублей по причине подачи им заявления по истечении трех лет со дня уплаты налога.

Посчитав решения налогового органа об отказе в возврате переплаты незаконными, ТСЖ «Кедр» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении требований заявителя отказал, так как посчитал, что в отношении требования о возврате сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию налоговый орган не является надлежащим ответчиком и Товариществу следовало обратиться с заявлением о возврате в орган Пенсионного фонда.

В части требований о возврате переплаты налога по УСН суд указал, что в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал наличие переплаты в спорной сумме.

В апелляционной жалобе ТСЖ «Кедр» просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что в материалы дела были представлены достаточные доказательства, подтверждающие факт переплаты, а также, что суд формально отнесся к представленным доказательствам.

Межрайонная ИФНС России № 6 по ХМАО-Югре представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором высказала позицию об отсутствии оснований для отмены судебного решения, обоснованную тем, что у заявителя не имеется переплаты по УСН, а взносы на обязательное пенсионное страхование подлежат возврату органом Пенсионного фонда.

Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Налоговым органом до рассмотрения апелляционной жалобы заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое было удовлетворено судом апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания действий (бездействий) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 62 Закона № 212-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения настоящего Федерального закона применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу, то есть после 01 января 2010 года.

В соответствии со статьей 3 Закона № 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд России и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (части 11, 12 статьи 26 Закона № 212-ФЗ).

В силу части 14 статьи 26 Закона № 212-ФЗ решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

Часть 3 статьи 60 Закона № 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Закона № 212-ФЗ.

Частью 15 статьи 26 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства) для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом; главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом. Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу n А75-1598/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также