Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по делу n А46-5763/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

24 октября 2013 года

                                                        Дело № А46-5763/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  24 октября 2013 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8675/2013) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2013 по делу № А46-5763/2013 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Омское монтажное управление специализированное № 1» (ИНН 5501020374, ОГРН 1025500507163) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (ИНН 5503060781, ОГРН 1025500517866) о признании частично недействительным решения от 24.04.2013 № 153,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска – Баркалов Евгений Викторович по доверенности № 005541 от 25.03.2013 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

от открытого акционерного общества «Омское монтажное управление специализированное №1» - Жиганов Юрий Николаевич по доверенности № 26 от 27.09.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

установил:

 

открытое акционерное общество «Омское монтажное управление специализированное №1» (далее – ОАО «ОМУС-1», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее – ГУ УПФ РФ в САО г. Омска, заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 24.04.2013 № 153 в части взыскания штрафа в сумме 140 261 руб. 36 коп.

Решением Арбитражного суда Омской области от 15.08.2013 по делу № А46-5763/2013 требования заявителя удовлетворены, спорный ненормативный правовой акт признан недействительным в части взыскания штрафа в сумме 140 261 руб. 36 коп.

С решением суда заинтересованное лицо не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.

Восьмой арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ОАО «ОМУС-1» за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 29.03.2013 №27.

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки заместителем начальника ГУ – УПФ РФ в САО г. Омска вынесено решение №153 от 24.04.2013 о привлечении ОАО «ОМУС-1»  к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. 

Данным решением  общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 160 216 руб. 36 коп., предложено  уплатить сумму штрафа.

Основанием для привлечения к ответственности в сумме 160 216 руб. 36 коп. явилось представление обществом недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010-2011 года, а именно: представление в пенсионный фонд сведений индивидуального учета не соответствующих первичным документам; не включение в базу для начисления страховых взносов выплат за дополнительные дни, предоставляемые работникам по уходу за детьми-инвалидами  и выплат работникам в период прохождения ими военных сборов.

ОАО «ОМУС-1», считая решение ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска №153 от 24.04.2013 в части начисления штрафа в связи с предоставлением недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в сумме 140 261 руб. 36 коп. не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании решения недействительны в указанной части.

Судом первой инстанции требования заявителя удовлетворены в полном объеме. В том числе суд указал на неправомерность привлечения заявителя к ответственности за представление недостоверных сведений, как это посчитало заинтересованное лицо, поскольку не начисление страховых взносов с сумм оплаты за дополнительные дни, предоставляемые работнику для ухода за ребенком-инвалидом, с сумм оплаты среднего заработка работникам за период прохождения ими военных сборов, не является основанием для привлечения к ответственности в соответствии с абзацем 3 статьи 17 закона № 27-ФЗ (Закон не предусматривает обязанности страхователя представлять сведения о выплатах, которые им не включались в базу для исчисления страховых взносов).

Кроме того, суд согласился с позицией заявителя о наличии смягчающих вину обстоятельств (правонарушение совершено впервые, общество является общественно-значимым хозяйствующим субъектом, осуществляет благотворительную деятельность, вменяемая санкция несоразмерна последствиям правонарушения, сумма начисленного штрафа значительно превышает сумму начисленных страховых взносов) и посчитал возможным снизить общую сумму штрафа (160 261 руб. 36 коп.) до 20 000 руб.

В апелляционной жалобе Пенсионный фонд оспаривает выводы суда первой инстанции. Считает, что им правомерно включены выплаты за дополнительные дни отдыха за детьми-инвалидами, а также выплаты за периоды прохождения ими военных сборов в объект обложения страховыми взносами.

По мнению подателя жалобы, ОАО «ОМУС-1», не включив в облагаемую базу для начисления страховых взносов спорные выплаты, фактически представило сведения индивидуального персонифицированного учета о меньших суммах страховых взносов, относительно сумм страховых взносов подлежащих начислению с учетом спорных выплат, в связи с чем сведения индивидуального (персонифицированного) учета следует расценивать как несоответствующие первичным документам и подлежащие признанию недостоверными.

Также заинтересованное лицо высказало позицию об отсутствии оснований для применения смягчающих обстоятельств, так как принятые во внимание судом обстоятельства не свидетельствуют о необходимости снижения размера штрафа при нарушениях законодательства.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложило свои возражения против отмены судебного решения, считая, что снижение размера санкции в связи с применением смягчающих ответственность обстоятельств является правомерным.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя пенсионного фонда и представителя ОАО «ОМУС-1», соответственно поддержавших изложенные выше доводы и возражения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее по тексту - Закон № 165-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

Статьей 20 Закона № 165-ФЗ предусмотрено, что уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

В силу положений статьи 5 Закона № 212-ФЗ общество относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанных правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ установлен перечень видов выплат, на которые не начисляются страховые взносы.

Как указано выше, основанием к вынесению Пенсионным фондом оспариваемого ненормативного акта в рассматриваемой части послужило то, что заявителем не были начислены страховые взносы за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по делу n А46-8428/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также