Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу n А46-4654/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 21 ноября 2013 года Дело № А46-4654/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Золотовой Л.А., судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер08АП-9135/2013, 08АП-9135/2013 Министерства природных ресурсов и экологии Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 20.09.2013 по делу № А46-4654/2013 (судья Долгалев Б.Г.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Курило Александра Степановича (ОГРНИП 30455282720050, ИНН 550600767357) к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области, при участии третьего лица Омской межрайонной природоохранной прокуратуры о признании незаконным и отмене постановления от 18.04.2013 № 1/72-ПР, при участии в судебном заседании представителей: от Министерства природных ресурсов и экологии Омской области – Азамаева Ольга Николаевна по доверенности № Исх-13/МПР-2174 от 24.05.2013 сроком действия до 31.12.2013, личность установлена на основании служебного удостоверения; от индивидуального предпринимателя Курило Александра Степановича – Шарапова Елена Геннадьевна по доверенности № 55 АА 0722734 от 10.04.2013 сроком действия на три года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; от Омской межрайонной природоохранной прокуратуры – Полубоярова Ольга Владимировна личность и полномочия установлены на основании служебного удостоверения; Третьяков Сергей Сергеевич личность и полномочия установлены на основании служебного удостоверения, установил:
Индивидуальный предприниматель Курило Александр Степанович (далее – заявитель, ИП Курило А.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 1/72-ПР от 18.04.2013, которым предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечен к ответственности по данной статье в виде наложения административного штрафа в размере 4 100 руб. Определением Арбитражного суда Омской области от 28.06.2013 по ходатайству Министерства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечена Омская межрайонная природоохранная прокуратура (далее - природоохранная прокуратура). Решением Арбитражного суда Омской области от 20.09.2013 по делу № А46-4654/2013 заявление предпринимателя удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление № 1/72-Пр от 18.04.2013, вынесенное Министерством природных ресурсов и экологии Омской области. При принятии решения суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту - Закон № 96-ФЗ) и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон № 7-ФЗ), в которых закреплены понятия вредного (загрязняющего) вещества, и с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 17254/10, пришел к выводу о том, что для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ за выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящегося в нежилом помещении станции технического обслуживания, при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, необходимо установить превышение количества (или) концентрации выброса веществ в атмосферный воздух установленным нормам. В связи с тем, что в ходе производства по делу об административном правонарушении вопрос о превышении количества (или) концентрации выброса веществ в атмосферный воздух установленным нормам не исследовался, а следовательно, не установлено наличие выброса вредных (загрязняющих) веществ, суд первой инстанции посчитал недоказанным наличие в действиях (бездействии) заявителя состава вменяемого административного правонарушения. Кроме того, при вынесении решения о признании недействительным постановления № 1/72-Пр от 18.04.2013 суд первой инстанции не принял в качестве допустимого доказательства акт отбора проб № 029Д от 19.03.2013, поскольку из его содержания суду не представилось возможным установить по какому адресу и в какой организации был осуществлен отбор проб воздуха. Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы Министерство, изложив системный анализ природоохранного законодательства, указало на обязанность природопользователя провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, и разработать на ее основе проектную документацию. В соответствии с Перечнем вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, являющимся приложением № 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.12.2010 № 579 вещества - азота диоксид, сера диоксид, (сернистый ангидрид), углерод оксид являются вредными (загрязняющими) веществами, подлежащими государственному учету и нормированию, поэтому, заключает Министерство, право выброса указанных выше веществ возникает у природопользователя после получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. По мнению Министерства, состав деяния, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ является формальным, и правонарушение считается оконченным с момента нарушения экологических требований, т.е. с начала эксплуатации стационарных источников, выбрасывающих вредные и (или) загрязняющие вещества в атмосферный воздух без разрешения вне зависимости от наступивших в результате такого правонарушения последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде превышения предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе выбрасываемых вредных и (или) загрязняющих веществ при совершении административного правонарушения с формальным составом не доказывается. Кроме того, Министерство не согласилось с выводами суда первой инстанции о ненадлежащей организации природоохранной прокуратурой прокурорской проверки в отношении предпринимателя и недопустимости в качестве доказательства акта отбора проб промышленных выбросов от 19.03.2013 № 029Д. В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом ее дополнений, указав на наличие в материалах дела достаточных доказательств, подтверждающих совершение предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ. и его вину в совершении этого правонарушения. Представитель природоохранной прокуратуры поддержал правовую позицию Министерства, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суд суда инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Представитель ИП Курило А.С. не согласился с доводами апелляционной жалобы с учетом ее дополнений, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнение к апелляционной жалобе, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства. Омской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании плана работы Омской межрайонной природоохранной прокуратуры на 1 полугодие 2013 года, утвержденного 29.12.2012, проведена проверка деятельности ИП Курило А.С. В ходе проверки установлено, что предприниматель осуществляет деятельность по ремонту автомобильного транспорта и торговую деятельность в зданиях двух станций технического обслуживания, нежилом строении автокемпинга, нежилом строении автомагазина, гараже и мастерской, принадлежащих заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 55АВ 759910 от 10.09.2008, 55АГ 217511 от 05.05.2010, 55АА 098526 от 24.12.2010, 55-АА 735467 от 11.02.2013, 55-АА 73653 от 13.12.2012. В здании станции технического обслуживания общей площадью 677,5 кв.м. инвентарный номер 119171 литер Б, размещена топочная, в которой смонтированы две горелки, в соответствии с представленной технической документацией, работающие на топливе. В отопительный сезон 2012-2013 годов отопление вышеуказанного здания осуществлялось от указанного котельного оборудования, работающего на отработанных маслах, которые образуются после ремонта автотранспорта, и дизельном топливе. 19.03.2013 сотрудниками филиала по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» в присутствии представителя предпринимателя заместителя руководителя по общим вопросам Косик М.А. был проведен отбор проб промышленных выбросов от данного котельного оборудования (акт от 19.03.2013 № 029Д). В соответствии с протоколом анализа промышленных выбросов № 044-Д от 22.03.2013 котельное оборудование является источником выделения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - азота диоксид (азот IV), оксид азота, сера диоксид, (сернистый ангидрид), углерод оксид, взвешенных частиц. По данному факту постановлением от 10.04.2013 прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ, при рассмотрении которого постановлением Министерства от 18.04.2013 № 1/72-ПР ИП Курило А.С. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ с наложением административного наказания в виде штрафа в размере 4 100 руб. Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением. 20.09.2013 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего. В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Частью 1 статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей. Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения. Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.04.2013 и оспариваемого постановления, предпринимателю вменяется в вину осуществление выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от котельного оборудования, размещенного в здании станции технического обслуживания общей площадью 677,5 кв.м. инвентарный номер 119171 литер Б, принадлежащего на праве собственности ИП . ИП Курило А.С., без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Суд первой инстанции, при удовлетворении требования предпринимателя о признании недействительным постановления № 1/72-ПР от 18.04.2013 руководствовался правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 17254/10 по делу № А03-3457/2010, и исходил из того, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих, необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы, а поскольку административным органом не было установлено превышение количества (или) концентрации выброса веществ в атмосферный воздух установленным нормам, то в действиях предпринимателя не усматривается объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ. Восьмой арбитражный апелляционный суд не разделяет такую позицию суда первой инстанции, поскольку из процитированных Арбитражным судом Омской области в обжалуемом решении норм Закона N 96-ФЗ и Закона № 7-ФЗ не следует бесспорный вывод о том, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу n А75-3716/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|