Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2014 по делу n А75-8995/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 15 января 2014 года Дело № А75-8995/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2014 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кливера Е.П., судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11056/2013) открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» (далее – ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013 по делу № А75-8995/2012 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению Общества (ОГРН 1028601354088) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре, Управление, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания № 142-ЗК/34 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 30.07.2012, судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, установил:
открытое акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о признании недействительным предписания № 142-ЗК/34 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 30.07.2012, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013 в удовлетворении требований Общества отказано. В качестве правового обоснования принятого решения суд первой инстанции указал на то, что факт непроведения мониторинга состояния и загрязнения подземных вод в местах размещения опасных отходов производства доказан заинтересованным лицом. Суд первой инстанции также отметил, что представленный Обществом Проект системы локального экологического мониторинга разработан в 2008 году в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 29.07.2003 № 302-П, которое однако не определяет порядок осуществления мониторинга и экологического контроля в области деятельности хозяйствующих субъектов по обращению с отходами производства и потребления. В апелляционной жалобе Общество просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт. При этом податель апелляционной жалобы указывает на то, что заинтересованным лицом не доказан факт использования подземных вод Южно-Локосовского месторождения для питьевых или хозяйственно-бытовых целей, а также на то, что в настоящее время не установлен порядок проведения мониторинга подземных вод, поэтому соблюдение Обществом условий лицензионного соглашения на пользование подземными водами является достаточным. Управление в письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами, изложенными в такой жалобе, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» и Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли. Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. На основании приказа Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре от 04.06.2012 № 429 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» (т.3 л.д.5-12) заинтересованным лицом в отношении Общества проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 13.07.2012 № 55 (т.3 л.д.13-42). В ходе проверки установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» эксплуатирует шламовые амбары, являющиеся объектами размещения опасных объектов – бурового шлама. Отходы (буровой шлам) складированы и хранятся в шламовых амбарах кустовых площадках №№ 116, 112, 109 бис Южно-Локосовского месторождения. Затребованные заинтересованным лицом результаты мониторинга по объектам размещения отходов в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объектов размещения отходов, контроля за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод Обществом в адрес Управления не представлены. По результатам проведения проверочных мероприятий Управлением вынесено постановление от 12.08.2012 № 1241-ОК/3 о назначении Обществу административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а также выдано предписание № 142-ЗК/34 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 30.07.2012 (т.1 л.д.11). Указанным предписанием на ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» возложена обязанность организовать проведение экологического мониторинга и производственного контроля за объектами размещения опасных отходов, находящимися на кустовых площадках №№ 116, 112, 109 Южно-Локосовского месторождения. Полагая, что названное выше предписание, вынесенное Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре, не соответствует положениям законодательства, Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с соответствующим заявлением. 09.10.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принял обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, оспариваемым предписанием № 142-ЗК/34 от 30.07.2012 на Общество возложена обязанность организовать проведение экологического мониторинга и производственного контроля за объектами размещения опасных отходов, расположенных на кустовых площадках №№ 116, 112, 109 Южно-Локосовского лицензионного участка, на основании инженерно-геологических изысканий, фильтрационных расчетов и прогнозов миграции загрязняющих веществ в подземных водах с учетом особенностей загрязняющих веществ, а также представить в Управление результаты проведения экологического мониторинга и производственного контроля за состоянием подземных вод (водных объектов) в зоне влияния объекта размещения отходов. Порядок организации и проведения экологического мониторинга и производственного контроля с целью обеспечения экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления, своевременного выявления источников риска и предотвращения влияния на население и объекты окружающей среды осуществляется на основе Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Так, согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановлению природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Так, статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов, а под объектом размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по добыче нефти и газа в пределах Южно-Локосовского лицензионного участка на основании лицензии ХМН 01831 ВЭ (т.1 л.д.98-99). В процессе данной деятельности образуются отходы производства – буровой шлам, который размещается Обществом с последующим захоронением в шламовых амбарах. Таким образом, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что шламовые амбары, расположенные на кустовых площадках №№ 112, 116, 109 Южно-Локосовского лицензионного участка, являются объектами размещения (захоронения) отходов бурения. Следовательно, данные объекты должны отвечать требованиям, установленным законодательством к объектам размещения отходов, и обеспечивать в процессе захоронения отходов защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод. Кроме того, поскольку для осуществления деятельности по сбору, использованию, транспортировке, размещению, обезвреживанию опасных отходов, образующихся в процессе деятельности по добыче нефти и газа, Обществом получена соответствующая лицензия № ОТ-58-000735 от 02.04.2009, постольку в силу норм Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255, заявитель обязан проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Гигиенические требования к охране подземных Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2014 по делу n А46-12163/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|