Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу n А46-6796/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 января 2014 года

    Дело № А46-6796/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11216/2013) открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омский НПЗ» на решение Арбитражного суда Омской области от 24.10.2013 по делу № А46-6796/2013 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омский НПЗ» (ИНН 5501041254, ОГРН 1025500508956) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840) о признании недействительным распоряжения от 01.03.2013 №5, о признании незаконными действий Главного управления МЧС России по Омской области, указанных в разделе 9 распоряжения от 01.03.2013 №5 о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ», о признании недействительными и отмене результатов плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения от 01.03.2013 №5, а именно: акта проверки от 17.05.2013 №5, предписания от 17.05.2013 №5/1/1-373,

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омский НПЗ» - Власов Геннадий Владимирович по доверенности № 10-Д от 13.01.2014 сроком действия по 31.12.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области – Амельченко Владимир Андреевич по доверенности № 361 от 27.12.2013 сроком действия по 31.12.2014, личность установлена на основании служебного удостоверения,

установил:

 

открытое акционерное общество «Газпромнефть-Омский НПЗ» (далее по тексту – заявитель, ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту– заинтересованное лицо, административный орган, ГУ МЧС России по Омской области) о признании недействительным и отмене ненормативного правового акта – распоряжения ГУ МЧС России по Омской области от 01.03.2013 №5 о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ», в том числе действий ГУ МЧС России по Омской области Управления надзорной деятельности, указанных в распоряжении ГУ МЧС России по Омской области Управления надзорной деятельности от 01.03.2013 № 5 о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ»; о признании незаконным и отмене предписания ГУ МЧС России по Омской области от 17.05.2013 № 5/1/1-373 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ»; о признании недействительным акта проверки от 17.05.2013 № 5, оформленного по результатам плановой выездной проверки в отношении ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ».

Решением Арбитражного суда Омской области от 24.10.2013 по делу № А46-6796/2013 оставлено без удовлетворения заявление Общества о признании недействительным и отмене распоряжения ГУ МЧС России по Омской области от 01.03.2013 №5 о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ», в том числе действий ГУ МЧС России по Омской области Управления надзорной деятельности, указанных в распоряжении от 01.03.2013 № 5; о признании незаконным и отмене предписания ГУ МЧС России по Омской области от 17.05.2013 № 5/1/1-373 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ».

Этим же решением производство по делу в части требований заявителя о признании недействительным акта проверки от 17.05.2013 № 5, оформленного по результатам плановой выездной проверки в отношении ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ», прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку акт проверки не обладает признаками ненормативного акта и не влечет правовых последствий для заявителя.

 При принятии решения об отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые распоряжение, действия ГУ МЧС России по Омской области Управления надзорной деятельности, указанные в распоряжении от 01.03.2013 № 5, предписание соответствуют законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя. Кроме того, суд первой инстанции указал на пропуск заявителем трехмесячного срока на обжалование распоряжения от 01.03.2013 № 5 и отсутствия оснований для его восстановления.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ» указало на то, что ГУ МЧС России по Омской области при проведении плановой проверки был нарушен срок проведения проверки, установленный частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поскольку фактический срок проведения плановой выездной проверки составил 38 рабочих дней в период с 20.03.2013 по 17.05.2013.

Податель жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске срока для обжалования распоряжения, поскольку заявителю стало известно о своем нарушенном праве с 16.04.2013, т.е. по истечении 20 рабочих дней с момента начала проведения плановой выездной проверки (с 20.03.2013).

ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ» считает, что суд первой инстанции пришел к незаконному выводу о невозможности отмены акта проверки, судом не учтено, что акт проверки может быть отменен в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в случае грубых нарушений требований к организации и проведению проверки.

По мнению ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ», оспариваемое предписание не содержит указания на то, какие действия должен совершить заявитель чтобы устранить выявленные нарушения; СНиП 21-01-97 не подлежит применению к зданиям, построенным и веденным в эксплуатацию до введения в действия указанных правил.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы с учетом пояснений на отзыв ГУ МЧС России по Омской области.

Представитель ГУ МЧС России по Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, пояснения на отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

На основании распоряжения от 01.03.2013 № 5 в отношении ОАО «Газпромнефть - Омский НПЗ» в период с 20.03.2013 по 15.05.2013 проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой на территории и в помещениях ОАО «Газпромнефть - Омский НПЗ», расположенного по адресу: г. Омск, пр. Губкина, 1, выявлены нарушения требований пожарной безопасности: СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме».

По результатам означенной проверки составлены акт проверки от 17.05.2013 № 5, предписание №5/1/1-373 от 17.05.2013.

Не согласившись с вынесенным распоряжением в части установления в нем сроков проверки и с результатами проверки – в части сроков проверки и установления существа нарушения, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с указанными выше требованиями.

24.10.2013 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В силу пункта 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно подпункту 5 пункта 7 указанного Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, осуществление деятельности по защите населения и территорий от пожаров является одной из основных задач МЧС России.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, в частности ГУ МЧС России по Омской области.

Последовательность и сроки действий государственных инспекторов противопожарной службы (административные процедуры) по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением, в том числе организациями, установленных требований пожарной безопасности определяет Административный регламент, утвержденный приказом МЧС России от 01.10.2007 № 517, а также Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Из части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ следует, что настоящим законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

В соответствии со статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

При этом согласно статье 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

1) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.

2) даты начала и окончания проведения проверки.

Исходя из положений данной статьи следует, что при подготовке распоряжения указываемые в нем срок проведения проверки и даты начала и окончания проведения проверки не взаимосвязаны между собой. Законодатель не определяет, что даты начала и окончания проведения проверки, указываемые в распоряжении, должны определяться строго из срока проведения проверки, указываемом в распоряжении.

 Общество, оспаривая законность распоряжения ГУ МЧС России по Омской области от 01.03.2013 №5 о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ», в том числе действий ГУ МЧС России по Омской области Управления надзорной деятельности, указанных в распоряжении ГУ МЧС России по Омской области Управления надзорной деятельности от 01.03.2013 № 5, ссылается на то, что административный орган допустил нарушение срока проведения проверки, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

В силу положений статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней (часть 1).

Как усматривается из положений части 2 статьи 20 названного Закона нарушение требований части 2 статьи 13 (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства) является грубым нарушением требований закона.

Согласно статье 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (пункт 8).

В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу n А81-2224/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также