Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по делу n А75-7454/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

02 февраля 2016 года

                                                   Дело №   А75-7454/2015

Резолютивная часть постановления объявлена  26 января 2016 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 февраля 2016 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.

судей  Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания: секретарём Рязановым И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-13523/2015) территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2015 по делу №  А75-7454/2015 (судья  Голубева Е.А.), принятое по иску территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Октябрьская районная больница» об обязании перечислить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в размере 3 000 000 руб., а также пени в размере 89 100 руб., при участии третьего лица - прокуратуры Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

 

территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – истец, Фонд, ТФОМС ХМАО - Югры) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Октябрьская районная больница» (далее – ответчик, Учреждение) об обязании перечислить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в размере 3 000 000 руб., а также пени в размере 89 100 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Прокуратура).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2015 по делу №  А75-7454/2015 в удовлетворении искового заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы Фонд ссылается на то, что правоотношения между Фондом и Учреждением основаны на договоре на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, выявленный факт нецелевого расходования средств Фонда касался не должностного лица (главного врача), а самой организации (Учреждения). В силу чего ссылка суда на вступившее в законную силу решение Няганского городского суда от 21.04.2015 по делу № 2-564/2015 является неправомерной.

Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции безосновательно, необоснованно отказано истцу во взыскании с ответчика неустойки (пени) в размере 89 100 руб.

ТФОМС ХМАО - Югры, Учреждение и Прокуратура, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие поименованных лиц.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

На основании приказа исполняющего обязанности директора Фонда от 03.02.2015 № 54 во исполнение запроса Следственного отдела Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре сотрудниками Фонда проведена внеплановая тематическая проверка правомерности единовременных выплат главному врачу за счет средств ОМС в Учреждении за период с 23.04.2012 по 24.03.2014.

По результатом проверки, составлен акт от 19.02.2015 № 06-ХМ (т.1, л.д. 96-106).

В том числе, в акте проверки указано, что в период с 23.04.2012 по 24.03.2014 главный врач Учреждения допустил нецелевое расходование денежных средств обязательного медицинского страхования, которое выразилось в незаконном самостоятельном начислении и выплате в отношении себя премии в общей сумме 3 694 605 руб. 84 коп.

Также в акте указано, что сумма в размере 103 665 руб. 26 коп. (начисленная главному врачу Учреждения заработная плата за счет бюджета перечислена частично за счет средств обязательного медицинского страхования) не восстановлена на счет обязательного медицинского страхования, а восстановлена на счет бюджета, что является нецелевым расходованием денежных средств обязательного медицинского страхования.

Кроме того, Фондом установлено, что главный врач Учреждения допустил нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования, выплатив один месячный фонд оплаты труда к юбилейным датам не за счет обоснованной экономии бюджетных средств Учреждения, а за счет средств обязательного медицинского страхования, а также платежным поручением № 7 от 20.01.2014 выплатив себе заработную плату в сумме 286 143 руб. и не отразив ее в бухгалтерском учете Учреждения.

Отраженные в акте проверки нарушения Учреждением по существу не оспариваются.

В подпункте 3.2.1. пункта 3.2. акта проверки Фонд выставил Учреждению требование о перечислении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в сумме 4 949 874 руб. 64 коп. и об оплате штрафа в сумме 494 987 руб. 46 коп. в срок до 10 рабочих дней с момента получения акта за счет средств иных источников финансирования в бюджет Фонда.

Платежным поручением от 06.03.2015 № 569 на сумму 1 949 874 руб. 64 коп. и платежным поручением от 04.03.2015 № 568 на сумму 494 987 руб. 46 коп. Учреждение частично восстановило денежные средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению и сумму штрафа.

Поскольку, ответчик не полностью исполнил требования о возврате в бюджет Фонда денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, истец обратился с настоящим заявлением в суд.

15.10.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Отношения, возникающие в сфере обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.

В соответствии со статьей 13, пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также осуществляют контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводят соответствующие проверки и ревизии.

В статье 37 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ предусмотрено, что право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

По условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь. Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать полученные за оказанную медицинскую помощь средства в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в 2012-2014 годах Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Октябрьская районная больница» было обязано использовать полученные денежные средства в соответствии с программой обязательного медицинского страхования.

Обязательный целевой характер использования денежных средств, полученных на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, также предусмотрен пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Каждая из статей расходов имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежит.

В соответствии с пунктом 11 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинским организациями и медицинским организациями.

Контроль целевого расходования средств обязательного медицинского страхования осуществляется путем проверок, проводимых в соответствии с Инструкцией «О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования», утвержденной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Результаты оформляются актом проверки, подписываемым представителем Фонда и Учреждения.

За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующий на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ).

Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 4 949 874 руб. 64 коп.

Как правильно отметил суд первой инстанции, из представленных в материалы дела документов следует, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.08.2015 оставлено без изменения решение Няганского городского суда от 21.04.2015 по иску прокурора Октябрьского района в защиту интересов Российской Федерации к Джагаеву А.С. (бывшему главному врачу Учреждения) о возмещении материального ущерба, причиненного в результате незаконных действий указанного лица.

Исковые требования Прокуратуры мотивированы тем, что Джагаев А.С. как главный врач Учреждения, в период с 23.04.2012 по 24.03.2014 используя свое служебное положение незаконно получил в виде премии 3 595 683 руб. 84 коп., перечисление денежных средств осуществлялось за счет средств Фонда (обязательного медицинского страхования). Прокурор, руководствуясь статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принял меры по возмещению ущерба и взысканию с Джагаева А.С. в бюджет Фонда денежных средств в сумме 3 595 683 руб. 84 коп., использованных не по целевому назначению.

К участию в названном деле в качестве третьего лица был привлечен Фонд, который занимал активную процессуальную позицию и поддержал заявленные требования Прокуратуры, что подтверждено отзывом Фонда на исковое заявление Прокуратуры и возражениями на апелляционную жалобу Джагаева А.С. (т.3, л.д. 123-129).

Таким образом, вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции с главного врача Учреждения Джагаева А.С. в бюджет Фонда взысканы денежные средства в сумме

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по делу n А81-3863/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также