Статья: Таможенное оформление импортируемых и экспортируемых товаров (Снегирев А.Г.) ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, n 8)

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 8
ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИМПОРТИРУЕМЫХ
И ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ
Все товары, перемещаемые через таможенную территорию - государственную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом. Сегодня мы остановимся на том, каким образом проводится таможенное оформление экспортируемых и импортируемых товаров.
При таможенном оформлении в отношении товаров лица и таможенные органы совершают отдельные действия - таможенные операции. Каким образом следует совершать эти действия, описано в разд. II "Таможенные процедуры" ТК РФ.
С чего все начинается?
Согласно п. 1 ст. 60 ТК РФ при ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации (до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ) либо документов и сведений, которые представляются перевозчиком при прибытии товаров (в зависимости от того, какое действие совершается ранее). При вывозе товаров начало таможенного оформления совпадает с моментом представления таможенной декларации. В этом случае таможенная декларация, как правило, представляется после прибытия товаров на таможенную территорию РФ.
После прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть:
- разгружены или перегружены;
- помещены на склад временного хранения (касается только иностранных товаров);
- заявлены к определенному таможенному режиму (нас интересует выпуск для внутреннего потребления и экспорт);
- заявлены к внутреннему таможенному транзиту. Данный таможенный режим применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории РФ, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
С момента предъявления товаров в месте их прибытия они приобретают статус находящихся на временном хранении, причем даже если фактически не размещаются на складе временного хранения. Данный статус сохраняется до выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом или истечения предельного срока временного хранения.
Согласно п. 2 ст. 60 ТК РФ завершается таможенное оформление в любом случае (и при импорте, и при экспорте товаров) совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, помещения их под таможенный режим или завершения действия этого режима, если таковой действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
По сути дела, таможенное оформление заканчивается после выпуска товаров. Выпуск товаров осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, если только срок проверки не продлевается (п. 1 ст. 152 ТК РФ). Федеральная таможенная служба в п. 2 Письма от 06.10.2006 N 01-06/34903 уточнила два момента. Во-первых, исчисление срока выпуска товара следует начинать с момента регистрации таможенной декларации, включая указанный день в общий срок выпуска товара. Во-вторых, под рабочими днями подразумеваются официально установленные рабочие дни на всей территории РФ, в которые не включаются выходные и праздничные дни.
В случае применения предварительного декларирования выпуск товаров производится после предъявления этих товаров таможенному органу (срок выпуска не указан, поэтому трехдневный срок следует исчислять с момента предъявления товаров таможенному органу <1>).
--------------------------------
<1> См. Постановления ФАС ПО от 20.05.2008 N А12-12956/2007, ФАС ВВО от 13.07.2005 N А82-14488/2004-31, от 13.07.2005 N А82-14487/2004-31.
Основная таможенная операция - декларирование товаров
Одной из основных таможенных операций при таможенном оформлении товаров является декларирование товаров. Данная операция осуществляется путем заявления таможенному органу по установленной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (п. 1 ст. 124 ТК РФ). Декларирование производит либо сам декларант, либо таможенный брокер (представитель). Кто может выступить в роли декларанта при купле-продаже товаров? В первую очередь это российская организация, которая заключила внешнеторговую сделку купли-продажи либо от имени или по поручению которой такая сделка заключена. Поэтому если сделка по поставке товаров заключена поверенным либо агентом от имени получателя (отправителя) на основании договора поручения или агентского договора соответственно, то обязанность совершения таможенных операций для выпуска товаров и право выступать в качестве декларанта возникают только у получателя (отправителя) товаров. У поверенного (агента) же в этом случае такое право не возникает, так как он действует не от собственного имени, а от имени клиента (Письмо ФТС России от 31.08.2004 N 01-06/192).
В то же время декларантами могут быть иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ, при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 ТК РФ.
Что касается таможенного брокера, он совершает таможенные операции только от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции на основании Таможенного кодекса.
Согласно п. 2 ст. 127 ТК РФ при декларировании товаров декларант обязан:
- подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения;
- по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары. Требование о предъявлении товара для его проверки является безусловным и неотъемлемым правом таможенного органа, непосредственно предусмотренным Таможенным кодексом (Письмо ФТС России от 12.03.2007 N 01-06/8631). Тем более что данному праву корреспондирует обязанность декларанта предъявить декларируемые товары по требованию таможенного органа при их декларировании и совершении иных таможенных операций, установленная пп. 2 п. 2 ст. 127 ТК РФ;
- уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату.
Последовательность действий может быть разной.
Учтите, недекларирование товаров по установленной форме - административно наказуемое деяние. Согласно п. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении юридических лиц может быть применено одно из следующих наказаний:
- административный штраф в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров - предметов административного правонарушения;
- административный штраф с конфискацией товаров <2>;
- конфискация товаров.
--------------------------------
<2> Конфискация предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ).
Должностным лицам придется расстаться с суммой от 10 000 до 20 000 руб.
Под недекларированием товаров следует понимать фактическое невыполнение требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товаров. Другими словами, к ответственности по п. 1 ст. 16.2 КоАП РФ привлекут в том случае, если таможенному органу не будут заявлены весь товар либо его часть. Это относится и к ситуации, когда при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации указываются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации (п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18).
Таможенная декларация
Срок и место подачи таможенной декларации
Таможенная декларация должна быть подана в таможенный орган в срок, установленный ст. 129 ТК РФ. На товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, она должна быть представлена в течение 15 дней с момента предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением отдельных случаев <3>. Этот срок может быть продлен по мотивированному обращению декларанта в письменной форме. Учтите, если окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, ее можно представить на следующий за ним рабочий день.
--------------------------------
<3> В отношении иностранных товаров таможенная декларация может быть подана до их прибытия на территорию РФ или до завершения внутреннего таможенного транзита (п. 1 ст. 130 ТК РФ). В первом случае, если товары не будут предъявлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня принятия таможенной декларации, последняя будет считаться неподанной.
При вывозе товаров с таможенной территории РФ таможенная декларация представляется в таможенный орган до убытия этих товаров с таможенной территории РФ. Напомним, именно с этого момента - подачи таможенной декларации - начинается таможенное оформление товаров, вывозимых с таможенной территории РФ.
Таможенную декларацию допускается представлять любому таможенному органу, уполномоченному на это. В то же время федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров. В эту категорию товаров могут попасть товары, для таможенного оформления которых необходимо:
- специализированное оборудование или специальные знания (речь идет о таких товарах, как культурные ценности, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы);
- проведение специального контроля (это касается товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности).
Также ограничения могут быть введены по товарам, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства РФ либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Например, импортируемое мясо подлежит декларированию только в таможенных органах и их структурных подразделениях, Перечень которых приведен в Приложении к Приказу ФТС России от 17.10.2007 N 1283, экспортируемые отходы и лом черных и цветных металлов - в Приложении 2 к Приказу ФТС России от 02.12.2008 N 1514. Если ограничения вводятся в связи с постоянно возникающими случаями нарушения таможенного законодательства РФ, ФТС должна быть готовой предъявить доказательства того, что таможенными органами были зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства РФ при перемещении через таможенную границу РФ. Иначе ее приказ будет признан недействительным, как это произошло с Приказом от 18.08.2008 N 1010, которым были установлены места декларирования арахиса, не приготовленного каким-либо способом, ввозимого на таможенную территорию РФ (Решение ВАС РФ от 30.01.2009 N 15092/08).
Предположим, торговая организация попала в такую ситуацию: товар подлежит декларированию в одном таможенном органе, но таможенная декларация представлена в другой. Примет ли в этом случае таможенный орган декларацию? В п. 3 ст. 125 ТК РФ сказано: при подаче таможенной декларации в иной таможенный орган, чем установленный в соответствии с п. 2 ст. 125 ТК РФ, таможенная декларация в день ее подачи пересылается таможенным органом, в который она подана, в надлежащий таможенный орган. Таким образом, даже если таможенная декларация будет представлена не в тот таможенный орган, ее должны принять и направить в нужное место. Тогда срок ее принятия продлевается на время, необходимое для ее пересылки, но не более чем на два рабочих дня. Но данное правило действует не всегда. На основании п. 2 ст. 402 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, в отношении определенных видов товаров. Федеральная таможенная служба определила Перечень таможенный органов, которые не обладают правомочиями принимать таможенные декларации, а также список таможенных органов, которые вправе принимать таможенные декларации только в определенных случаях (см. Приказ от 23.10.2007 N 1307).
Сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации
Перечень сведений, которые должны быть указаны в таможенной декларации, устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Причем в этот перечень могут войти только сведения, необходимые для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ (п. 2 ст. 124 ТК РФ). Основные сведения, которые могут быть указаны в таможенной декларации, приведены в п. 3 ст. 124 ТК РФ. В этом списке числится классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Если торговая организация - декларант затрудняется с определением классификационного кода, она вправе до представления в таможенный орган товара для таможенного оформления и таможенного контроля обратиться за помощью в соответствующий таможенный орган.
С этой целью в таможенный орган направляется составленный в письменном виде запрос о принятии предварительного решения о классификации товара (форма запроса приведена в Приложении 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФТС России от 01.08.2008 N 951). К запросу прикладываются пробы и образцы товаров, их описания, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие, технические и иные документы.
Кстати, запрос может сделать не только декларант, но и любое другое заинтересованное лицо. Существенными являются качественные характеристики товара, а также условия и цели его перемещения (Постановления ФАС СЗО от 17.03.2009 N А21-2817/2008, от 04.02.2009 N А21-2793/2008).
Согласно п. 1 ст. 42 ТК РФ запрос должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения. В противном случае таможенный орган запросит дополнительную информацию (в течение 30 дней с момента получения запроса). Если торговая организация не представит дополнительную информацию в установленный таможенным органом срок, запрос будет отклонен. Последнее не означает, что заявитель не вправе повторно сделать запрос после устранения
Статья: лимиты доходов по усно (козырева с.н.) ('торговля: бухгалтерский учет и налогообложение', 2009, n 8)  »
Читайте также