Статья: моющие и дезинфицирующие средства в общепите (кузнецова в.а.) ("предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, n 5)
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N
5
МОЮЩИЕ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА В ОБЩЕПИТЕ Поддержание чистоты, как на кухне, так и на территории обслуживания клиентов, - важнейшая задача любого предприятия общественного питания. Союзниками в этом являются различные чистящие, моющие и дезинфицирующие средства. Их приобретение заведением питания - дело добровольное? Как рассчитать необходимое количество таких средств? Можно ли включить в налоговую базу по налогу на прибыль и УСНО стоимость "помощников чистоты"? Об этом читайте в настоящей статье. Выполняем требование санитарных правил Применять моющие и дезинфицирующие средства (причем только те, которые разрешены Роспотребнадзором <1> и зарегистрированы на территории РФ) предприятия общественного питания обязывают Санитарные правила СП 2.3.6.1079-01 <2>. Использовать эти средства необходимо в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями, а хранить - в специально отведенных местах в таре изготовителя. -------------------------------- <1> Письма Роспотребнадзора от 07.03.2006 N 0100/2490-06-32, от 25.01.2006 N 0100/626-06-32 "О дезинфицирующих средствах" (вместе с Перечнем некоторых зарегистрированных в РФ вируцидных дезинфицирующих средств). <2> Утверждены Главным государственным санитарным врачом России 08.11.2001. В соответствии с разд. V СП 2.3.6.1079-01 все помещения нужно содержать в чистоте. Текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости. Не реже одного раза в месяц проводятся генеральная уборка и дезинфекция. Уборщицы должны быть обеспечены моющими и дезинфицирующими средствами в достаточном количестве. При этом с применением моющих и дезинфицирующих средств проводятся: - ежедневная влажная уборка производственных цехов; - промывка по окончании уборки в конце смены всего уборочного инвентаря. Оборудование, инвентарь, посуда, тара также моются с применением моющих и в установленных случаях дезинфицирующих средств (разд. VI СП 2.3.6.1079-01): - моющими средствами - разделочный инвентарь (после каждой технологической операции), столовая и кухонная посуда и столовые приборы (в течение рабочего дня), оборотная тара (в заготовочных организациях и в специализированных цехах); - моющими и дезинфицирующими средствами - производственные столы (в конце работы), кружки, стаканы, бокалы в пивном баре, столовая посуда и приборы (в конце рабочего дня), щетки для мытья посуды, подносы (по окончании работы). В моечных отделениях необходимо вывесить правила мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств (п. 6.21 СП 2.3.6.1079-01). За соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны проводить производственный контроль (п. 2.1 СП 1.1.1058-01 <3>). Для определения порядка и методики организации производственного контроля на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли Москвы в соответствии с требованиями Федеральных законов N 52-ФЗ <4>, N 29-ФЗ <5> и СП 1.1.1058-01 были разработаны Методические указания МосМУ 5.1.008-01 <6>. Они обязательны для предприятий и индивидуальных предпринимателей, участвующих в обороте пищевых продуктов и продовольственного сырья в Москве, при производстве, поставке, реализации и хранении. В частности, одним из требований МосМУ 5.1.008-01 является ежемесячная проверка обеспеченности уборочным инвентарем, моющими и дезинфицирующими средствами и условиями их хранения, а также наличия запаса дезинфицирующих средств, порядка разделения уборочного инвентаря по назначению и его маркировки, правильности учета дезинфекционных работ в профилактических целях на объекте (п. 11.8). Аналогичные рекомендации разработаны в Санкт-Петербурге <7>. -------------------------------- <3> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01" (вместе с Санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" СП 1.1.1058-01, утв. Главным государственным санитарным врачом России 10.07.2001). <4> Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". <5> Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". <6> Утверждены Главным государственным санитарным врачом по г. Москве 21.12.2001. <7> Приказ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 16.01.2002 N 23 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов". Необходимое количество моющих и дезинфицирующих средств Потребность в моющих средствах для посуды и приборов можно рассчитать, используя такие факторы, как мощность посудомоечных машин, расход моющих средств, среднее количество грязной посуды за день и др. Потребность в средствах для уборки помещения рассчитываем исходя из площади, частоты уборки, расхода моющих средств. Для расчета потребности в моющих и дезинфицирующих средствах на предприятиях общественного питания можно воспользоваться Письмом Минторга РСФСР от 16.06.1989 N 7-3-3/129. Примерный расчет по моющим средствам будет следующим. Для мытья столовой посуды на 10 л воды требуется 50 г моющего средства концентрацией 0,5%. Вода в моечной ванне должна меняться не реже одного раза в полчаса. За час ручным способом максимально может быть вымыто 200 тарелок. Количество моющего средства рассчитывается исходя из объема воды в ванне. В среднем берется 20 л воды, которая в течение часа меняется дважды, соответственно, потребуется 200 г моющего средства. Средняя нагрузка на посадочное место в рабочих, школьных столовых - 4 человека, ПТУ - 3 человека, вузах - 5 человек, открытой сети - 10 человек. Каждый человек в среднем использует 3 тарелки. Необходимое количество моющего средства рассчитаем по формуле: А x В x 3 X = --------- x С x Д, 200 где А - число посадочных мест в предприятии; В - количество человек на посадочное место; 3 - количество тарелок, используемое одним человеком; 200 - количество тарелок, которые моются за час; С - количество моющего средства; Д - количество рабочих дней за год. К полученному результату необходимо прибавить 10% на мытье столовых приборов и стаканов. Пример 1. Кафе "Солнышко" имеет 50 посадочных мест. Средняя нагрузка составляет 4 человека. Объем воды в ванне - 20 л. За один час будет тратиться 200 г моющего средства. Количество рабочих дней за год - 300. Необходимое количество моющего средства на год составит 198 000 г (50 мест x 4 чел. x 3 тар. / 200 тар. x 200 г x 300 дн. + 10%), или 198 кг. Примерный расчет по дезинфицирующим средствам будет следующим. 1. Генеральная уборка 1%-ным раствором хлорной извести (100 г извести на ведро воды - 10 л) производится один раз в неделю. В столовой на 50 посадочных мест расходуется примерно 5 ведер воды. Исходя из этого необходимое количество хлорной извести для уборки столовой на год составит 255 000 г (100 г x 5 вед. x 10 л x 51 нед.), или 255 кг. 2. Обработка мусоросборника и туалетов выполняется один раз в неделю 10%-ным раствором хлорной извести (1 кг на ведро воды). На уборку туалетов и мусоросборников расходуется 1 ведро воды. Необходимое количество хлорной извести для уборки туалетов на год составит 51 кг (1 кг x 51 нед.). 3. Мытье посуды с добавлением каждые полчаса 1%-ного осветленного раствора хлорной извести в количестве 200 мл на моечную ванну в 20 л (на приготовление 1 л раствора необходимо 10 г хлорной извести) - постоянно в течение дня. За день (7 часов работы) будет израсходовано 2800 мл раствора (200 мл x 2 раза/ч x 7 ч), то есть 280 г извести. На год потребуется 100 800 г извести (280 г x 360 дн.), или 100,8 кг. Обратимся еще к одному московскому документу - Постановлению Правительства г. Москвы от 30.12.2003 N 1065-ПП <8>. Он касается дезинфекционных мероприятий, которые предприятия общественного питания (столовые, рестораны, кафе, буфеты, бары, закусочные и др.) должны проводить в обязательном порядке, независимо от организационно-правовой формы и вида собственности. При проведении текущих уборок дезинфекционные работы осуществляются силами персонала, а при проведении генеральных уборок (санитарных дней) можно привлекать как собственный персонал, так и организации, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение на этот вид деятельности. -------------------------------- <8> "О совершенствовании организации и проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий на объектах города Москвы" (вместе с Программой мер по совершенствованию организации, проведения и учета дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий на объектах города Москвы). В документе содержится положение и о необходимости расчета потребности каждого дезинфицирующего средства, зарегистрированного на территории РФ, имеющего сертификат соответствия, методические указания по применению. Расчет потребности объекта в дезинфицирующих средствах, ведение учета их расходования являются составной частью осуществляемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственного контроля за соблюдением санитарных правил, проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Установлено, что расчет может выполняться сотрудниками, ответственными за проведение дезинфекционных работ, а при необходимости по согласованию могут привлекаться специалисты территориальных центров, осуществляющих Госсанэпиднадзор. Расход планируется исходя из норм расхода рабочего раствора на 1 кв. м обрабатываемой площади в соответствии с действующими методическими указаниями по применению каждого дезинфицирующего средства, утвержденными Минздравом <9>. Предлагается и перечень показателей для расчета потребности в дезинфицирующих средствах: наименование объекта, подлежащего дезинфекции (поверхность помещения, оборудование, инвентарь, посуда и т.д.), количество объектов, площадь (кв. м), вид обработки (текущая, генеральная), кратность обработки в месяц, дезинфицирующее средство (наименование, рабочая концентрация в процентах), расход рабочего раствора на 1 кв. м, количество рабочего раствора дезсредства для однократной обработки объектов, потребность в дезинфицирующем средстве на 1 обработку, на 1 месяц, на 1 год в кг (л). Необходимо также вести учет поступления и расходования дезинфицирующих средств (в журнале учета, содержащем следующие показатели: наименование средства, дата получения, номер счета, количество, срок годности, лицо, ответственное за выдачу препарата). -------------------------------- <9> Например, Методические указания по применению дезинфицирующего средства "Велталекс-М" производства ЗАО "Велт" (Оренбург, Россия) (утв. Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России 02.04.1999 N 1100/852-99-113), Информационное письмо Федерального центра Госсанэпиднадзора Минздрава России от 13.10.2003 N 23ФЦ/5395 "О направлении Методических указаний по применению дезинфицирующих средств "Дезэфект" и "Дезэфект-Санит". Бухгалтерский учет и налогообложение Приобретать чистящие, моющие и дезинфицирующие средства предприятия общественного питания обязаны для выполнения требований санитарно-эпидемиологических правил. В бухгалтерском учете они учитываются в качестве материально-производственных запасов, предназначенных для использования для собственных нужд, и принимаются к учету по фактической себестоимости (п. п. 2, 5, 6 ПБУ 5/01 <10>). -------------------------------- <10> Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01". Принятие к учету средств отражается по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (Инструкция по применению Плана счетов <11>). При передаче средств для использования их стоимость отражается по дебету счетов 25, 26 в корреспонденции с кредитом счета 10. Расходы на покупку моющих, чистящих и дезинфицирующих средств учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности на основании п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 <12>. Признаются расходы в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления выплат, независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы (п. п. 17, 18 ПБУ 10/99) и при наличии условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99. -------------------------------- <11> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. <12> Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99". Для принятия средств к учету применяется приходный ордер по форме N М-4 <13>, который составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления их на склад (п. 53 Методических указаний <14>). Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов могут оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру (п. 49 Методических указаний). Данный порядок необходимо закрепить в учетной политике. А при отпуске материалов оформляется требование-накладная (форма N М-11). Списание моющих, чистящих, дезинфицирующих средств в расходы осуществляется одним из выбранных в учетной политике предприятия методов <15> (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (ФИФО) <16>). -------------------------------- <13> Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". <14> Приказ Минфина России Статья: Специальная и санитарная одежда и обувь для работников общепита (Любимцева Т.К.) ('Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение', 2009, n 5) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Май
|