Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
И.Е. ДАНИЛИНА
Данилина И.Е., юрист.
Транспортно-экспедиционная деятельность является неотъемлемым и важным элементом товаропроводящих систем, направлена на повышение их качества и ускорение продвижения товара от производителя к потребителю. Однако развитие системы транспортно-экспедиционного обслуживания в Российской Федерации сдерживается отсутствием полноценной нормативно-правовой базы. И хотя принятие нового Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" значительно расширило объем правового регулирования по сравнению с главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), многие вопросы остались неурегулированными.
Одной из актуальных практических проблем, требующих своего решения, является неразработанность понятия транспортно-экспедиционной деятельности. Дело в том, что именно транспортно-экспедиционная деятельность составляет предмет договора транспортной экспедиции.
ГК РФ не раскрывает понятия "транспортно-экспедиционная деятельность" и "транспортно-экспедиционная услуга". Он лишь определяет примерный перечень операций, подпадающих под регулирование главы 41. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 801 ГК РФ в договоре транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой груза. В качестве дополнительных услуг договор транспортной экспедиции может регулировать получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверку качества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, уплату пошлин, сборов и других расходов, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (абз. 3 ч. 1 ст. 801 ГК РФ).
ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" также не содержит указанных определений. Однако из смысла п. 1 ст. 1 Закона ("Предмет регулирования") можно сделать вывод, что транспортно-экспедиционная деятельность - деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, а экспедиционная услуга - "услуга по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов". Таким образом, Закон, в отличие от ГК РФ, содержит закрытый перечень возможных услуг экспедитора, не охватывающий всех возможных вариантов осуществления транспортно-экспедиционной деятельности. Следовательно, сфера применения ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" уже по сравнению с тем, как определен предмет договора транспортной экспедиции в ГК РФ. Кроме того, Закон не содержит варианта осуществления перевозки экспедитором самостоятельно.
Определение понятия транспортно-экспедиционной деятельности можно встретить и в иных законодательных актах. Так, в п. 2 Правил о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами (утв. МПС России 16 ноября 1995 г. N ЦЭУ-348) указано, что транспортно-экспедиционное обслуживание <*> - вид деятельности посредников (экспедиторов) по предоставлению грузоотправителю услуг, связанных с подготовкой продукции к перевозке (оформление перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты с перевозчиком, организация погрузочно-разгрузочных работ, информация потребителей, работа с таможенными органами и др.). Недостаток данного определения в том, что оно отражает лишь одно из возможных направлений транспортно-экспедиционной деятельности, а именно экспедицию по отправлению, и только одним видом транспорта - железнодорожным.
--------------------------------
<*> Такой договор необходим при постоянном транспортно-экспедиционном обслуживании клиента. По своей правовой природе этот договор относится к числу предварительных. Для возникновения правоотношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции, клиенту достаточно вручить экспедитору заявку или иной обусловленный предварительным договором документ, а экспедитору - осуществить фактические действия, направленные на выполнение принятой заявки.
Определенный интерес представляют формулировки, содержащиеся в ГОСТах <*>. "Транспортная экспедиция" - транспортные услуги, связанные с организацией процесса отправки и получения груза, а также других работ, имеющих отношение к перевозке, в соответствии с договором (ГОСТ Р51006-96). "Экспедиционная услуга" - вид транспортной услуги, связанный с организацией процесса отправления и получения груза, а также с выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции (ГОСТ Р51133-98). Данные определения несколько шире по содержанию, поскольку включают экспедицию не только по отправлению, но и по прибытию, а также выполнение иных работ, связанных с перевозкой груза.
--------------------------------
<*> Утратили силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (СЗ РФ. 2002. N 52. С. 5140).
В современной юридической литературе предмет договора транспортной экспедиции рассматривается как совокупность оказываемых экспедитором услуг, связанных с организацией перевозки груза. При этом понятие транспортно-экспедиционной деятельности раскрывается путем перечисления услуг, связанных с перевозкой груза:
- комплектация судовых, повагонных и маршрутных отправок, формирование укрупненных грузовых мест (например, контейнеров) из мелких партий груза;
- выбор наиболее рациональных по скорости, надежности и быстроте перевозки груза видов транспорта и схемы доставки груза;
- выполнение всех необходимых формальностей по грузу и передача документов органам транспорта согласно требованиям действующих правил перевозок;
- доставка груза от отправителя к месту погрузки на магистральные виды транспорта, а в пунктах перевалки - из склада одного вида транспорта на склад другого;
- заключение договоров со всеми участниками перевозочного процесса;
- осуществление расчетов с организациями транспорта и иными участниками перевозочного процесса;
- передача груза перевозчику против транспортных документов, вручение этих документов по поручению грузоотправителя грузополучателю;
- сопровождение груза в процессе его транспортировки; оборудование вагонов и судов для перевозки специфических грузов;
- контроль и слежение за продвижением груза на всем пути его следования с предоставлением полной и регулярной информации грузовладельцу;
- защита интересов грузовладельца в спорных ситуациях;
- прием груза от перевозчика в местах выгрузки, проверка его качества и состояния, организация экспертиз и сюрвейерных осмотров, оформление с представителями транспорта и получение от них коммерческих и других актов об обнаруженных дефектах прибывшего груза;
- организация погрузочно-разгрузочных работ, складирование и хранение грузов;
- маркировка и упаковка, рассортировка крупных партий на более мелкие;
- и т.п.
Как справедливо отмечал в свое время Х.И. Шварц: "В литературе, в практике и в источниках права, регулирующих транспортную экспедицию, нет единого понимания понятия транспортно-экспедиционной деятельности. Некоторые, говоря об этой деятельности, понимают под ней совокупность перевозочных и экспедиционных действий. Другие связывают это понятие с более узким комплексом, а именно с действиями, вспомогательными по отношению к перевозке. Но почти все, кто касался проблемы правового регулирования транспортной экспедиции, подчеркивают вспомогательный характер экспедиционных действий по отношению к завершенной или предстоящей перевозке" <*>.
--------------------------------
<*> Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. С. 151.
В международных нормативных правовых документах мы также не найдем искомого определения.
На практике отсутствие в нормативных актах понятия транспортно-экспедиционной деятельности препятствует единообразному пониманию ее сущности и порождает споры о правовой природе договорных отношений между сторонами.
Так, в деле N 209/1999 (решение от 27.03.2000) <*> в обязанности истца по договору (исполнитель), заключенному с ответчиком (заказчик услуг), входило: бронирование отправки груза; таможенное оформление; проведение финансовых расчетов с перевозчиком; информация заказчика о номере рейса, дате и времени прилета. В обязанности ответчика входили своевременная подача заявок истцу на отправку грузов и оплата его услуг и перевозки грузов. Стороны договорились о применении Воздушного кодекса и Правил международных воздушных перевозок багажа и груза. МКАС справедливо констатировал, что наличие в сделке указаний о применении к отношениям между сторонами нормативных актов, регулирующих иной вид договора, не влияет на юридическую квалификацию их сделки как договора транспортной экспедиции, а лишь касается определения пределов ответственности за действия третьего лица (перевозчика). Именно предмет и содержание принятых на себя сторонами обязательств учитываются при юридической квалификации сделки в качестве договора транспортной экспедиции.
--------------------------------
<*> Арбитражная практика за 1999 - 2000 гг. М.: Статут, 2001. С. 239.
Учитывая практическую важность обозначенной проблемы, Международная ассоциация транспортных экспедиторов (ФИАТА) разработала и приняла Типовые правила транспортно-экспедиционной деятельности, в которых содержатся следующие определения. "Экспедиторские услуги - любого вида услуги, относящиеся к осуществлению перевозки, консолидации, хранению, складированию, обработке и доставке товара адресату по назначению, равным образом как и предоставление вспомогательных и консультационных услуг, относящихся к выполнению вышеперечисленных работ, включая услуги, связанные с таможенной очисткой, решением налоговых вопросов, декларированием, обеспечением страхования, производством платежей, выпиской документов, относящихся к товарам и их перевозке". Учитывая, что сфера оказания вспомогательных транспортных услуг постоянно расширяется, указанный закрытый перечень был расширен. 29 октября 2004 г. ФИАТА и КЛЕКАТ (Европейская ассоциация по оказанию экспедиторских, транспортных, логистических и таможенных услуг) дополнили перечень логистическими услугами с их современными информационными и коммуникативными технологиями, связанными с перевозкой, обработкой и хранением товаров.
В условиях отсутствия закрытого перечня транспортно-экспедиционных услуг особую практическую важность приобретает их классификация.
В научной литературе операции, составляющие содержание транспортно-экспедиционной деятельности, подразделяют на услуги по представительству (юридические) и фактические услуги (или технические). К юридическим услугам относят действия по заключению договора перевозки от имени отправителя, сдаче к перевозке и приемке груза, оформлению различных документов за клиента. На осуществление юридических действий клиент должен выдать экспедитору доверенность. Фактическое содержание экспедиционных операций составляют: проверка состояния груза, его тары и упаковки, маркировка, информационные услуги и др.
В юридической литературе советского периода такое деление основывалось на принципе невозможности совмещения обязанностей перевозчика и экспедитора. В этой связи к представительским относили услуги, которые не могут быть поручены перевозчику: это передача груза перевозчику или его агенту с оформлением соответствующих документов на перевозку, заключение договора перевозки, расчеты за перевозку, выгрузка и выдача груза получателю с оформлением соответствующих документов, др. Технические услуги могли быть осуществлены как перевозчиком, так и любой другой организацией, например приведение груза в транспортабельное состояние, предоставление клиенту информации о движении груза, др.
Действующее законодательство (п. 2 ст. 801 ГК РФ) не запрещает перевозчику осуществлять обязанности экспедитора, причем как юридические, так и фактические. И все же представляется важным в каждом конкретном случае оценивать "совместимость" двух разнонаправленных интересов перевозчика и клиента, возможность исполнения одним лицом обязательства по перевозке груза и таких экспедиционных операций, как, например, сдача и прием груза к перевозке, выдача груза, защита интересов клиента.
Перевозчик лишен возможности осуществлять юридические обязанности экспедитора в отношении оказываемой им самим перевозки. Так, если перевозчик действует по доверенности грузоотправителя, то существует прямой запрет п. 3 ст. 182 ГК РФ на совершение представителем сделок в отношении себя лично. Если перевозчик действует за счет клиента, но от своего имени, то он также лишен возможности совершать юридические действия в интересах клиента вследствие совпадения личностей сторон по сделке. Таким образом, перевозчик, одновременно выполняющий функции экспедитора, может выполнять любые фактические экспедиционные операции, а также юридические операции, связанные с представительством клиента перед третьими лицами. При этом помимо договора перевозки с клиентом заключается договор транспортной экспедиции.
Деление транспортно-экспедиционных услуг на юридические и фактические было положено советскими юристами в основание разграничения услуг экспедитора на основные и вспомогательные. К основным действиям относилось лишь заключение экспедитором договора перевозки в интересах клиента. Фактические услуги отождествлялись со вспомогательными и могли быть включены в договор транспортной экспедиции лишь в том случае, если они были связаны с услугами юридического характера <*>.
--------------------------------
<*> См., например: Ходунов М.Е. Договоры о транспортно-комиссионных и вспомогательных транспортных операциях // Советское государство и право. 1953. N 4. С. 134.
ГК РФ, иные действующие законодательные акты также дают основания для выделения неких основных и дополнительных услуг. Однако в настоящее время такая классификация не тождественна делению транспортно-экспедиционных операций на юридические и фактические. В ряду дополнительных услуг названы такие, юридический характер которых не вызывает сомнений, например: осуществление таможенных и иных формальностей, производство расчетов (абз. 3 ч. 1 ст. 801 ГК РФ). Кроме того, обязанность экспедитора по заключению договора перевозки может, но не обязательно должна присутствовать в договоре транспортной экспедиции. В этой связи следует отчасти согласиться с мнением С.Ю. Морозова о том, что деление транспортно-экспедиционных

Страхование автогражданской ответственности: состояние и пути развития  »
Комментарии к законам »
Читайте также