Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
И.Е.
ДАНИЛИНА
Данилина И.Е.,
юрист.
Транспортно-экспедиционная
деятельность является неотъемлемым и
важным элементом товаропроводящих систем,
направлена на повышение их качества и
ускорение продвижения товара от
производителя к потребителю. Однако
развитие системы
транспортно-экспедиционного обслуживания
в Российской Федерации сдерживается
отсутствием полноценной
нормативно-правовой базы. И хотя принятие
нового Федерального закона от 30 июня 2003 г. N
87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной
деятельности" значительно расширило объем
правового регулирования по сравнению с
главой 41 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК РФ), многие вопросы
остались неурегулированными.
Одной из
актуальных практических проблем, требующих
своего решения, является неразработанность
понятия транспортно-экспедиционной
деятельности. Дело в том, что именно
транспортно-экспедиционная деятельность
составляет предмет договора транспортной
экспедиции.
ГК РФ не раскрывает понятия
"транспортно-экспедиционная деятельность"
и "транспортно-экспедиционная услуга". Он
лишь определяет примерный перечень
операций, подпадающих под регулирование
главы 41. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 801 ГК
РФ в договоре транспортной экспедиции
могут быть предусмотрены обязанности
экспедитора: организовать перевозку груза
транспортом и по маршруту, избранными
экспедитором или клиентом; заключить от
имени клиента или от своего имени договор
(договоры) перевозки груза; обеспечить
отправку и получение груза, а также другие
обязанности, связанные с перевозкой груза.
В качестве дополнительных услуг договор
транспортной экспедиции может
регулировать получение требующихся для
экспорта или импорта документов,
выполнение таможенных и иных
формальностей, проверку качества и
состояния груза, его погрузку и выгрузку,
уплату пошлин, сборов и других расходов,
хранение груза, его получение в пункте
назначения, а также выполнение иных
операций и услуг, предусмотренных
договором (абз. 3 ч. 1 ст. 801 ГК РФ).
ФЗ "О
транспортно-экспедиционной деятельности"
также не содержит указанных определений.
Однако из смысла п. 1 ст. 1 Закона ("Предмет
регулирования") можно сделать вывод, что
транспортно-экспедиционная деятельность -
деятельность по оказанию
транспортно-экспедиционных услуг, а
экспедиционная услуга - "услуга по
организации перевозок грузов любыми видами
транспорта и оформлению перевозочных
документов, документов для таможенных
целей и других документов, необходимых для
осуществления перевозок грузов". Таким
образом, Закон, в отличие от ГК РФ, содержит
закрытый перечень возможных услуг
экспедитора, не охватывающий всех
возможных вариантов осуществления
транспортно-экспедиционной деятельности.
Следовательно, сфера применения ФЗ "О
транспортно-экспедиционной деятельности"
уже по сравнению с тем, как определен
предмет договора транспортной экспедиции в
ГК РФ. Кроме того, Закон не содержит
варианта осуществления перевозки
экспедитором самостоятельно.
Определение понятия
транспортно-экспедиционной деятельности
можно встретить и в иных законодательных
актах. Так, в п. 2 Правил о системе и общих
требованиях обслуживания
грузоотправителей и грузополучателей
железными дорогами (утв. МПС России 16 ноября
1995 г. N ЦЭУ-348) указано, что
транспортно-экспедиционное обслуживание
<*> - вид деятельности посредников
(экспедиторов) по предоставлению
грузоотправителю услуг, связанных с
подготовкой продукции к перевозке
(оформление перевозочных документов,
заключение договора перевозки с
транспортными предприятиями, расчеты с
перевозчиком, организация
погрузочно-разгрузочных работ, информация
потребителей, работа с таможенными
органами и др.). Недостаток данного
определения в том, что оно отражает лишь
одно из возможных направлений
транспортно-экспедиционной деятельности, а
именно экспедицию по отправлению, и только
одним видом транспорта -
железнодорожным.
--------------------------------
<*> Такой договор необходим при
постоянном транспортно-экспедиционном
обслуживании клиента. По своей правовой
природе этот договор относится к числу
предварительных. Для возникновения
правоотношений, вытекающих из договора
транспортной экспедиции, клиенту
достаточно вручить экспедитору заявку или
иной обусловленный предварительным
договором документ, а экспедитору -
осуществить фактические действия,
направленные на выполнение принятой
заявки.
Определенный интерес
представляют формулировки, содержащиеся в
ГОСТах <*>. "Транспортная экспедиция" -
транспортные услуги, связанные с
организацией процесса отправки и получения
груза, а также других работ, имеющих
отношение к перевозке, в соответствии с
договором (ГОСТ Р51006-96). "Экспедиционная
услуга" - вид транспортной услуги, связанный
с организацией процесса отправления и
получения груза, а также с выполнением
других работ, имеющих отношение к перевозке
груза в соответствии с договором
транспортной экспедиции (ГОСТ Р51133-98).
Данные определения несколько шире по
содержанию, поскольку включают экспедицию
не только по отправлению, но и по прибытию, а
также выполнение иных работ, связанных с
перевозкой груза.
--------------------------------
<*> Утратили силу в связи с вступлением в
силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N
184-ФЗ "О техническом регулировании" (СЗ РФ.
2002. N 52. С. 5140).
В современной юридической
литературе предмет договора транспортной
экспедиции рассматривается как
совокупность оказываемых экспедитором
услуг, связанных с организацией перевозки
груза. При этом понятие
транспортно-экспедиционной деятельности
раскрывается путем перечисления услуг,
связанных с перевозкой груза:
-
комплектация судовых, повагонных и
маршрутных отправок, формирование
укрупненных грузовых мест (например,
контейнеров) из мелких партий груза;
-
выбор наиболее рациональных по скорости,
надежности и быстроте перевозки груза
видов транспорта и схемы доставки груза;
- выполнение всех необходимых
формальностей по грузу и передача
документов органам транспорта согласно
требованиям действующих правил
перевозок;
- доставка груза от
отправителя к месту погрузки на
магистральные виды транспорта, а в пунктах
перевалки - из склада одного вида
транспорта на склад другого;
-
заключение договоров со всеми участниками
перевозочного процесса;
- осуществление
расчетов с организациями транспорта и
иными участниками перевозочного
процесса;
- передача груза перевозчику
против транспортных документов, вручение
этих документов по поручению
грузоотправителя грузополучателю;
-
сопровождение груза в процессе его
транспортировки; оборудование вагонов и
судов для перевозки специфических
грузов;
- контроль и слежение за
продвижением груза на всем пути его
следования с предоставлением полной и
регулярной информации грузовладельцу;
-
защита интересов грузовладельца в спорных
ситуациях;
- прием груза от перевозчика
в местах выгрузки, проверка его качества и
состояния, организация экспертиз и
сюрвейерных осмотров, оформление с
представителями транспорта и получение от
них коммерческих и других актов об
обнаруженных дефектах прибывшего груза;
- организация погрузочно-разгрузочных
работ, складирование и хранение грузов;
- маркировка и упаковка, рассортировка
крупных партий на более мелкие;
- и
т.п.
Как справедливо отмечал в свое
время Х.И. Шварц: "В литературе, в практике и
в источниках права, регулирующих
транспортную экспедицию, нет единого
понимания понятия
транспортно-экспедиционной деятельности.
Некоторые, говоря об этой деятельности,
понимают под ней совокупность перевозочных
и экспедиционных действий. Другие
связывают это понятие с более узким
комплексом, а именно с действиями,
вспомогательными по отношению к перевозке.
Но почти все, кто касался проблемы
правового регулирования транспортной
экспедиции, подчеркивают вспомогательный
характер экспедиционных действий по
отношению к завершенной или предстоящей
перевозке" <*>.
--------------------------------
<*> Шварц Х.И. Правовое регулирование
перевозок на автомобильном транспорте. М.,
1966. С. 151.
В международных нормативных
правовых документах мы также не найдем
искомого определения.
На практике
отсутствие в нормативных актах понятия
транспортно-экспедиционной деятельности
препятствует единообразному пониманию ее
сущности и порождает споры о правовой
природе договорных отношений между
сторонами.
Так, в деле N 209/1999 (решение от
27.03.2000) <*> в обязанности истца по договору
(исполнитель), заключенному с ответчиком
(заказчик услуг), входило: бронирование
отправки груза; таможенное оформление;
проведение финансовых расчетов с
перевозчиком; информация заказчика о
номере рейса, дате и времени прилета. В
обязанности ответчика входили
своевременная подача заявок истцу на
отправку грузов и оплата его услуг и
перевозки грузов. Стороны договорились о
применении Воздушного кодекса и Правил
международных воздушных перевозок багажа и
груза. МКАС справедливо констатировал, что
наличие в сделке указаний о применении к
отношениям между сторонами нормативных
актов, регулирующих иной вид договора, не
влияет на юридическую квалификацию их
сделки как договора транспортной
экспедиции, а лишь касается определения
пределов ответственности за действия
третьего лица (перевозчика). Именно предмет
и содержание принятых на себя сторонами
обязательств учитываются при юридической
квалификации сделки в качестве договора
транспортной экспедиции.
--------------------------------
<*> Арбитражная
практика за 1999 - 2000 гг. М.: Статут, 2001. С.
239.
Учитывая практическую важность
обозначенной проблемы, Международная
ассоциация транспортных экспедиторов
(ФИАТА) разработала и приняла Типовые
правила транспортно-экспедиционной
деятельности, в которых содержатся
следующие определения. "Экспедиторские
услуги - любого вида услуги, относящиеся к
осуществлению перевозки, консолидации,
хранению, складированию, обработке и
доставке товара адресату по назначению,
равным образом как и предоставление
вспомогательных и консультационных услуг,
относящихся к выполнению
вышеперечисленных работ, включая услуги,
связанные с таможенной очисткой, решением
налоговых вопросов, декларированием,
обеспечением страхования, производством
платежей, выпиской документов, относящихся
к товарам и их перевозке". Учитывая, что
сфера оказания вспомогательных
транспортных услуг постоянно расширяется,
указанный закрытый перечень был расширен. 29
октября 2004 г. ФИАТА и КЛЕКАТ (Европейская
ассоциация по оказанию экспедиторских,
транспортных, логистических и таможенных
услуг) дополнили перечень логистическими
услугами с их современными информационными
и коммуникативными технологиями,
связанными с перевозкой, обработкой и
хранением товаров.
В условиях
отсутствия закрытого перечня
транспортно-экспедиционных услуг особую
практическую важность приобретает их
классификация.
В научной литературе
операции, составляющие содержание
транспортно-экспедиционной деятельности,
подразделяют на услуги по
представительству (юридические) и
фактические услуги (или технические). К
юридическим услугам относят действия по
заключению договора перевозки от имени
отправителя, сдаче к перевозке и приемке
груза, оформлению различных документов за
клиента. На осуществление юридических
действий клиент должен выдать экспедитору
доверенность. Фактическое содержание
экспедиционных операций составляют:
проверка состояния груза, его тары и
упаковки, маркировка, информационные
услуги и др.
В юридической литературе
советского периода такое деление
основывалось на принципе невозможности
совмещения обязанностей перевозчика и
экспедитора. В этой связи к
представительским относили услуги, которые
не могут быть поручены перевозчику: это
передача груза перевозчику или его агенту с
оформлением соответствующих документов на
перевозку, заключение договора перевозки,
расчеты за перевозку, выгрузка и выдача
груза получателю с оформлением
соответствующих документов, др.
Технические услуги могли быть осуществлены
как перевозчиком, так и любой другой
организацией, например приведение груза в
транспортабельное состояние,
предоставление клиенту информации о
движении груза, др.
Действующее
законодательство (п. 2 ст. 801 ГК РФ) не
запрещает перевозчику осуществлять
обязанности экспедитора, причем как
юридические, так и фактические. И все же
представляется важным в каждом конкретном
случае оценивать "совместимость" двух
разнонаправленных интересов перевозчика и
клиента, возможность исполнения одним
лицом обязательства по перевозке груза и
таких экспедиционных операций, как,
например, сдача и прием груза к перевозке,
выдача груза, защита интересов клиента.
Перевозчик лишен возможности осуществлять
юридические обязанности экспедитора в
отношении оказываемой им самим перевозки.
Так, если перевозчик действует по
доверенности грузоотправителя, то
существует прямой запрет п. 3 ст. 182 ГК РФ на
совершение представителем сделок в
отношении себя лично. Если перевозчик
действует за счет клиента, но от своего
имени, то он также лишен возможности
совершать юридические действия в интересах
клиента вследствие совпадения личностей
сторон по сделке. Таким образом, перевозчик,
одновременно выполняющий функции
экспедитора, может выполнять любые
фактические экспедиционные операции, а
также юридические операции, связанные с
представительством клиента перед третьими
лицами. При этом помимо договора перевозки
с клиентом заключается договор
транспортной экспедиции.
Деление
транспортно-экспедиционных услуг на
юридические и фактические было положено
советскими юристами в основание
разграничения услуг экспедитора на
основные и вспомогательные. К основным
действиям относилось лишь заключение
экспедитором договора перевозки в
интересах клиента. Фактические услуги
отождествлялись со вспомогательными и
могли быть включены в договор транспортной
экспедиции лишь в том случае, если они были
связаны с услугами юридического характера
<*>.
--------------------------------
<*> См.,
например: Ходунов М.Е. Договоры о
транспортно-комиссионных и
вспомогательных транспортных операциях //
Советское государство и право. 1953. N 4. С.
134.
ГК РФ, иные действующие
законодательные акты также дают основания
для выделения неких основных и
дополнительных услуг. Однако в настоящее
время такая классификация не тождественна
делению транспортно-экспедиционных
операций на юридические и фактические. В
ряду дополнительных услуг названы такие,
юридический характер которых не вызывает
сомнений, например: осуществление
таможенных и иных формальностей,
производство расчетов (абз. 3 ч. 1 ст. 801 ГК РФ).
Кроме того, обязанность экспедитора по
заключению договора перевозки может, но не
обязательно должна присутствовать в
договоре транспортной экспедиции. В этой
связи следует отчасти согласиться с
мнением С.Ю. Морозова о том, что деление
транспортно-экспедиционных