Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих. единовременные пособия

ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ ПОСОБИЯ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 апреля 2005 года
В.М. КОРЯКИН
Автор:
Корякин Виктор Михайлович - полковник юстиции, кандидат юридических наук, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Рецензент:
Дамаскин Олег Валерьевич - профессор, доктор юридических наук.
§ 1. Обязательное государственное страхование
жизни и здоровья военнослужащих
В силу специфики правового положения военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также сотрудников правоохранительных органов <*>, обусловленного особым характером возложенных на них задач, выполнение которых подчас связано с риском для жизни, государство в случае гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими службы (военных сборов), предусматривает указанным лицам страховые гарантии, установленные законодательством.
--------------------------------
<*> Под сотрудниками правоохранительных органов в настоящем издании понимаются сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Целью страхования вообще является защита имущественных интересов физических и юридических лиц. В этих целях у специального субъекта (страховщика) аккумулируются денежные средства (премии) с последующей страховой выплатой при наступлении оговоренного страхового случая. В обязательном страховании именно государство в лице тех или иных органов организовывает работу по эффективной защите имущественных интересов определенных категорий граждан. На этой общей основе действуют и дополнительные специальные факторы, способствующие принципу обязательности в той или иной отрасли страхового дела. Так, в государственном страховании жизни и здоровья принцип обязательности играет еще и важную социальную роль.
Обязательное государственное страхование военнослужащих регулируется Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" (далее по тексту, если не оговорено особо, данный Закон будет именоваться: Закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих..."). В конституционно-правовом смысле обязательное государственное страхование жизни и здоровья граждан представляет собой гарантированный государством военнослужащим, наряду с иными выплатами, объем возмещения вреда, призванного компенсировать в том числе последствия изменения материального и (или) социального статуса застрахованного лица вследствие наступления страхового случая, включая причиненный материальный и моральный вред, в случаях, предусмотренных законами <*>.
--------------------------------
<*> См. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П.
Впервые в истории России в 1998 г. был издан специальный закон, устанавливающий порядок и условия особой социальной защиты определенных категорий граждан в виде обязательного государственного страхования их жизни и здоровья. Установление государством обязательной формы личного страхования военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов свидетельствует о том, что здоровье и жизнь этих застрахованных связаны с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества.
История страхования жизни насчитывает примерно 2000 лет. Денежные фонды для благотворительных целей в древней Индии, коммунальные учреждения в древней Иудее, коллегии в Римской империи - это зачаточные формы страхования. Подобие страховых организаций существовало в средние века в отдельных цехах и гильдиях. Эти организации оказывали материальную поддержку своим членам при определенных затруднениях, а также заботились о семье умершего.
В 1765 г. в Англии появилось первое страховое общество, которое стало заниматься личным страхованием. Оно впервые применило вероятностные методы, рассчитало таблицу смертности. Первоначально это страхование было рассчитано на вдов и сирот, а потом распространилось на другие категории граждан. В XIX в. общества страхования жизни появляются во Франции, Германии, США и России. К концу ХIХ в. страхование жизни получило широкое распространение во всех странах мира <*>.
--------------------------------
<*> См.: Локшина О. Страхование жизни // Закон. 2002. N 2. С. 49.
Обязательное государственное личное страхование определенных категорий граждан в новейшей истории России возникло в начале 90-х гг. прошлого столетия. Так, например, о подобном страховании военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации шла речь в п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. N 4338-1. Однако данная законодательная норма носила отсылочный характер. Порядок и условия обязательного государственного страхования определялись не законом, а Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" от 5 апреля 1993 г. N 295.
В Вооруженных Силах СССР и МВД СССР обязательное государственное страхование существовало только с 1991 г. и было определено Постановлением Совета Министров СССР "О государственном обязательном личном страховании военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" от 30 декабря 1990 г. N 1393. Ранее же как в Вооруженных Силах СССР, так и в российской армии до 1917 г. такого вида страхования не существовало. В разные времена военный человек за повреждения здоровья, полученные на службе (а члены семьи - в случае его смерти), получал повышенную пенсию, пособия и дополнительные выплаты.
Понятие обязательного страхования сформулировано законом в Российской Федерации сравнительно недавно, после вступления в силу Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г. N 4015-1. Затем данное понятие было определено ст. ст. 927, 935, 936, 937 и 969 ГК РФ, действующего с 1 марта 1996 г. До издания указанных законодательных актов в Российской Федерации отсутствовали общие нормы, регламентирующие проведение обязательного страхования (и обязательного государственного личного страхования как его разновидности).
Статьей 4 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" определено, что объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы, в частности, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью страхователя или застрахованного лица. Такое страхование называется личным страхованием.
В соответствии с п. 3 ст. 927 ГК РФ законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств соответствующего бюджета. В п. 1 ст. 935 ГК РФ говорится о возможности двух видов обязательного страхования, которое может быть возложено законом на указанных в нем лиц. В Законе "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих..." указан один из таких видов - обязанность соответствующих лиц страховать жизнь и здоровье других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни и здоровью (абз. 2 п. 1 ст. 935 ГК РФ).
Практика проведения обязательного государственного личного страхования показывает, что между указанными в п. 1 ст. 935 ГК РФ двумя видами страхования не существует никаких различий. Договоры об обязательном государственном личном страховании воспринимаются как договоры о страховании гражданской ответственности вследствие причинения вреда. Имеющийся опыт работы страховщиков при реализации обязательств по договорам об обязательном государственном личном страховании военнослужащих свидетельствует о том, что застрахованные и члены их семей, да и некоторые суды воспринимают договор, заключенный страхователем (например, Министерством обороны Российской Федерации) со страховщиком по обязательному государственному личному страхованию, именно в свете п. 1 ст. 935 ГК РФ как договор о полном возмещении ущерба здоровья самому военнослужащему или - в случае его смерти (гибели) - о полном возмещении ущерба членам семьи по случаю потери кормильца. Застрахованные, члены их семей требуют выплаты не только определенных законом сумм, но и неполученного заработка, оплаты расходов на лекарства, на лечение за границей, протезирование, возмещение затрат расходов на погребение военнослужащих, установку памятника, поминальный обед и т.д. и т.п.
Возмещение причиненного вреда - одна из форм гражданско-правовой ответственности (внедоговорная ответственность). В соответствии с нормами гл. 59 ГК РФ, регулирующей правоотношения по возмещению вреда, основанием для возникновения ответственности за причинение вреда является факт причинения вреда и наличие вины. Имеются и другие нормы, определяющие ответственность перед потерпевшим не самого причинителя вреда, а иных лиц. Так, например, юридические лица или граждане несут ответственность за вред, причиненный их работникам при исполнении трудовых обязанностей (ст. 1068 ГК РФ); организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).
Условия же и порядок выплаты страховых сумм, определенных Законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...", не предусматривают установления причинителя вреда. Страховая сумма, гарантированная и зафиксированная по размеру государством, является особой дополнительной формой социальной защиты военнослужащих. Данные фиксированные страховые выплаты ни в коем случае нельзя воспринимать как полное возмещение ущерба здоровью, который получил военнослужащий в период прохождения военной службы.
Военнослужащий, получивший повреждение здоровья на военной службе и реализовавший в полном объеме свое право на получение определенных законом страховой суммы и единовременного пособия, может при наличии оснований добиваться от работодателя (Министерства обороны Российской Федерации, МВД России и др.) возмещения ущерба, причиненного здоровью.
В п. 2 ст. 1 Закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих..." определен период, в течение которого военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица подлежат обязательному государственному страхованию: со дня начала военной службы (службы, военных сборов) по день окончания военной службы (службы, военных сборов). Кроме того, Законом предусмотрены два случая, при наступлении которых в течение одного года после увольнения с военной службы (службы, военных сборов) также производится выплата страховой суммы: установление инвалидности и смерть. Оба случая должны наступить вследствие повреждения здоровья, полученного в период прохождения военной службы (службы, военных сборов). Это обязательное условие для выплаты страхового обеспечения по данным основаниям.
Как уже отмечалось выше, законом могут быть установлены случаи обязательного страхования жизни и здоровья определенной категории граждан. В силу специфики, сложности и опасности своей работы данные категории граждан могут подпадать и под действие других законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, которыми также предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья.
Анализ законодательной базы, регулирующей правоотношения в сфере обязательного государственного личного страхования, подтверждает вышесказанное. Данную проблему подробно исследовал известный специалист в области обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих В.К. Белов <*>. Он указывает, что, например, судьи военных судов могут подпадать под действие двух федеральных законов, которыми установлено обязательное государственное личное страхование: как военнослужащие они подлежат обязательному государственному личному страхованию в соответствии с Законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...", а как судьи они подпадают под действие ст. 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. N 3132-1 и ст. 20 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ, в которых содержатся нормы, регулирующие обязательное государственное личное страхование судей. В такой ситуации, когда у них наступает страховой случай, подпадающий под действие обоих законов, сами застрахованные (члены их семей, наследники) могут получить страховую сумму только по одному из Законов по своему желанию. Подобный подход к реализации судьями военных судов своих прав по рассматриваемому вопросу изложен в п. 6 Приказа Министра обороны Российской Федерации "О мерах по выполнению Федерального закона "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции" от 18 апреля 1995 г. N 133.
--------------------------------
<*> См.: Белов В.К. Комментарий законодательства о страховании военнослужащих и приравненных к ним лиц. М., 1999.
В.К. Белов особо подчеркивает, что сам по себе факт наличия статуса судьи военного суда еще не достаточен для того, чтобы при получении какого-либо повреждения здоровья считаться имеющим право на выбор страховой суммы в соответствии с Законами "О статусе судей в Российской Федерации" и "О статусе военнослужащих". К сожалению, некоторые судьи военных судов сами иногда ошибочно считают, что, получив, например, легкую травму в период прохождения службы, которая по Закону "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих..." является страховым случаем (страховая сумма - 5 окладов денежного содержания), они автоматически получают право и на страховую сумму, определенную п. 3 ст. 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (страховая сумма равна годичному окладу судьи). При этом они, конечно же, выражают желание получить вторую сумму.
По справедливому утверждению В.К. Белова, подобная оценка своего права совершенно не соответствует законодательным нормам, регулирующим рассматриваемые правоотношения.

Комментарии к законам »
Читайте также