Как правосудию стать правосудным?

Г.К. КОСТРОВ
Костров Герман Константинович - профессор кафедры административного и финансового права Дагестанского госуниверситета, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.
Гуманистическая направленность российского права задана действующей Конституцией страны, которая провозглашает приоритет человека, его прав и свобод по отношению ко всем иным социальным ценностям, обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Верховенство прав и свобод личности в правовой системе государства емко и точно выражено в ст. 18 Конституции: они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Судебная власть, основной функцией которой является правосудие, несет, таким образом, конституционную ответственность за соблюдение прав личности в стране, причем именно судебная власть является последним рубежом защиты этих прав от любых форм как частного, так и публично-властного произвола. В контексте ст. 18 Конституции слова "обеспечиваются правосудием" могут означать лишь одно: правосудие защищает права и свободы человека и гражданина в том их понимании, в каком они изложены в Конституции. На отклонения законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления от этого основополагающего принципа должна следовать адекватная реакция правосудия, ибо первейшая функциональная задача подлинной конституции - защитить общество, его граждан от злоупотреблений публичной власти.
Не вызывает сомнений, что российская Конституция в плане возможностей реализации в полном объеме провозглашенных ею прав личности "сшита на вырост", однако критические замечания по этому поводу встречаются нечасто. Предполагается, что напряженность, существующая между нормативной моделью, которая представлена в Конституции, и реальным состоянием государственности и гражданского общества, будет постепенно, как считает Л.С. Мамут, сниматься в процессе реализации Конституции и развития конституционализма <*>. Профессором А.М. Экимовым отмечена общая закономерность: по мере усиления государство становится все более заинтересованным в защите интересов личности, а личность, чем она свободнее, тем больше заинтересована в обеспечении интересов государства. Государство в демократическом обществе становится гарантом свободы личности <**>.
--------------------------------
<*> Цит. по: Конституционная правовая реформа в Российской Федерации: Сборник статей. М., 2000. С. 33.
<**> См.: Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. "Круглый стол" журнала "Государство и право" // Государство и право. 2000. N 3. С. 29.
Дело, как говорится, за малым - Конституция должна действовать, правотворчество и правоприменение - ей соответствовать. Но как этого добиться?
С точки зрения конституционного права, Россия - такое же правовое государство, как и, к примеру, ФРГ. Однако характерная для правового государства связанность последнего правом, в котором аккумулированы права индивидуума, в ФРГ вполне предметна, а решающая роль в защите прав личности принадлежит, безусловно, судебным органам <*>. Для российской же судебной системы пока вполне актуально то, что сказал А. Гамильтон в конце XVIII века применительно к американской: "Судебная система, вне всякого сравнения, самая слабая из трех ветвей власти", поэтому "все возможные заботы должны быть осуществлены, чтобы сделать ее способной защищать себя"; без независимости судов "все попытки сохранения индивидуальных прав и свобод не будут иметь никакого результата" <**>.
--------------------------------
<*> См.: Сущинская С.И. Понятие и сущность правового государства и соответствие Федеративной Республики Германии критериям правового государства с точки зрения ее конституционных характеристик // Конституционное и муниципальное право. 2001. N 1. С. 42 - 48. Примечательно, что в стране, пережившей, как и Россия, тоталитаризм, Основной закон содержит норму (ч. 4 ст. 20), согласно которой все немцы имеют право на сопротивление любому, кто предпримет попытку устранить конституционный строй ФРГ, если иные средства не могут быть использованы.
<**> Цит. по: Скалиа А. Предисловие. В кн.: Харрелл М., Андерсон Б. Равное правосудие на основе закона: Верховный суд в жизни Америки. М., 1995. С. 9.
Истоки "естественной слабости судебной власти" (А. Гамильтон) видятся в издавна сложившемся приниженном положении российских судов, которым обычно отводилась роль послушного исполнителя политики государства в правовой сфере. Законы при этом понимались как властные веления, адресованные людям, а государство они практически ни к чему не обязывали. В "социалистическом правовом государстве", как мы помним, уважение к праву, к закону должно было стать личным убеждением каждого советского человека, ибо "все во имя человека, во имя его блага". Советские судьи тоже были вынуждены правильно понимать место суда в механизме социалистического государства и действовать строго в соответствии с командами, исходящими "сверху", - оттуда, где хорошо знают, в чем состоит "благо человека".
Нет, следовательно, никакого парадокса в том, что наиболее сложные задачи, стоящие перед государственным правосудием, связываются с деятельностью государства, его властных структур. По стародавней вненациональной традиции власти понимают свою облеченную в юридические формы политическую волю как единственно мыслимое право, безотносительно к тому, насколько она сообразуется с правами личности. Между тем очевидно, что реальная ценность права в его связи с государством, провозглашенным Конституцией в качестве демократического, правового и социального, возможна лишь в той мере, в какой для государства высшей ценностью является человек. Российскому государству свою приверженность общесоциальным интересам и интересам каждой отдельной личности <*> все еще предстоит доказывать.
--------------------------------
<*> Интересы личности могут быть эгоистическими и даже антиобщественными. Из этой посылки иногда делается вывод о сомнительности установки на приоритет прав человека и гражданина перед правами общества и государства. Между тем названный приоритет определен конституционной нормой о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Защита прав личности, а также прав общества и государства от произвола отдельных индивидов не забыта Конституцией РФ (ч. 3 ст. 55) и законодательством. Иное дело, что государство недостаточно заботится о реализации соответствующих правовых норм. Приоритет же интересов общества неминуемо означал бы приоритет государства как легитимного выразителя общесоциальных интересов, а это путь к тоталитаризму. Конечно, напрашивается идея гармонического сочетания указанных интересов, но - именно ради человека как высшей социальной ценности.
Вряд ли нужно повторять нелестные оценки, которые даются российскому законодательству как известными учеными, так и юристами-практиками. В нормативном материале много путаницы, разночтений, несогласованности, архаизмов и прочих проявлений некачественной правотворческой работы, допускающих возможность произвольных действий должностных лиц и властных структур. Позитивное право - инструмент отнюдь не всегда пригодный для вынесения подлинно правосудного, в соответствии со справедливостью и истиной, решения.
Право - едва ли не самая сложная социальная категория. Не углубляясь в теорию вопроса, судьи обычно исходят из традиционно даваемых легальному (позитивному) праву определений. Иные из этих дефиниций, похоже, освобождают правоприменителя от всяких сомнений в конституционной правоте и неизменной благонамеренности законодателя, как и прочих правотворческих структур, ибо, как отмечает В.П. Мозолин, "право - это система принимаемых государством и органами местного самоуправления законов и других нормативных актов, основанных на принципах справедливости, удовлетворении интересов народа, проживающего в Российской Федерации или на ее отдельных территориях, обеспечения жизнедеятельности демократического общества и безопасности государства...". Для полной ясности автор здесь же добавляет: "Закон - это зеркало права" <*> (исключая, очевидно, всякую возможность кривизны такого зеркала).
--------------------------------
<*> Мозолин В.П. Система российского права (Тезисы доклада на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г. в МГЮА) // Право и политика. 2002. N 2. С. 5.
Предложенный подход к правопониманию удобен и прост, но, согласившись с ним, судья должен забыть, что он - носитель государственной власти, что "суд вправе применить закон в целях осуществления правосудия (то есть в поисках права), только оценив закон на предмет его соответствия Конституции РФ, общим принципам права, международным договорам" <*>.
--------------------------------
<*> Гаджиев Г.А. Конституционный принцип самостоятельности судебной власти в Российской Федерации (на основе решений Конституционного Суда РФ 2000 - 2002 годов) // Журнал российского права. 2003. N 1. С. 10.
Право в юридическом смысле слова - это и есть позитивное право, иначе говоря, закон. Видимо, поэтому понятие "неправовой закон", употребляемое опытнейшими судьями и известными учеными-правоведами <*>, оценивается некоторыми авторами критически. По мнению О.В. Мартышина, "проще различать не право и закон, а - хорошее и плохое право, справедливый и несправедливый закон, нормы, служащие благу общества и своекорыстным интересам отдельных групп или лиц" <**>.
--------------------------------
<*> См.: Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1997. С. 95 - 96; Жилин Г.А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции. М., 2000. С. 26 - 27.
<**> Мартышин О.В. О "либертарно-юридической теории права и государства" // Государство и право. 2002. N 10. С. 6.
Но смысл различения закона и права, думается, именно в том, что характеристика закона в качестве правового либо неправового дается непосредственно с позиции его соответствия действующей Конституции - не только в ее формально-юридическом, но и в естественно-правовом измерении. Такой подход к оценке закона конституционно обоснован, и именно он приводит к выводу о том, что закон отнюдь не всегда является воплощением права. Наиболее наглядное подтверждение этому - не столь уж редкие примеры "дисквалификации" действующих законов Конституционным Судом РФ. Практически каждый такой пример, заметим, фиксирует факт более или менее длительного действия "латентно неправового" закона.
Подчеркивая остроту проблем связей и противоречий права и государства, отмечая, что государство не только "творит право", но и является его основным нарушителем, профессор О.Э. Лейст тем не менее называет "неправовым законом" лишь те положения законодательства, которые "не могут воплотиться в право из-за того, что еще не определены условия их реализации, процессуальные формы применения, содержания правоотношений" <*>.
--------------------------------
<*> Лейст О.Э. Актуальные проблемы общей теории права (тезисы докладов) // История государства и права. 2001. N 5. С. 34.
Принятие подобных "неправовых законов" вошло в российскую нормотворческую практику еще до принятия действующей Конституции. Немало озадачены, помнится, были судьи, обнаружив в п. 3 ст. 30 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" норму, устанавливающую право собственника требовать с государства возмещения ущерба, причиненного преступлением, с последующим взысканием этих средств государством с причинителя вреда. Государственная, прежде "общенародная", собственность подвергалась в ту пору при попустительстве государственных структур нещадной грабительской приватизации, экономическая преступность росла, взыскивать ущерб было, по сути, не с кого, и признание государством своей ответственности в обозначенной законом форме за состояние правопорядка в обществе было в тех условиях заведомо мнимым: невозможно представить, чтобы этого не понимали сами законотворцы. Нежизнеспособность этой нормы была вскоре признана государством, норма растворилась в меняющемся законодательстве, но проблема неисполнимых законов не снята до сих пор и стала перманентной. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ В.Ф. Яковлев еще в 1997 году констатировал возможность полного разрушения государственного бюджета одними лишь судебными решениями <*>.
--------------------------------
<*> См.: Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс и государство // Вестник ВАС РФ. 1997. N 6. С. 136.
В юридической науке правовую норму (в отличие от неправовой) стали понимать ныне как "общественное отношение, защищенное судебной властью" (Н.П. Колдаева) <*>. Отмечается, что права человека вместе с государством и гражданским обществом проходят длительные исторические стадии "вызревания". Качеством правового государства и основанного на праве гражданского общества называется право человека как гарантированная законом и обеспеченная судебной защитой способность реализовать свои притязания в различных сферах жизнедеятельности (Е.А. Лукашева) <**>. В.Е. Гулиев называет пять ступеней "вызревания" права, из них четвертая - право законодательное закрепление (юридическое право) в виде нормы, принципа или цели, а завершающая - судебно-защищенное (гарантированное) право <***>.
--------------------------------
<*> См.: Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. "Круглый стол" журнала "Государство и право" // Государство и право. 2000. N 3. С. 31.
<**> См.: Гражданское общество, правовое государство и право ("Круглый стол" журналов "Государство и право" и "Вопросы философии") // Государство и право. 2002. N 1. С. 24.
<***> См.: Там же. С. 14.
Несколько ранее, согласно концепции иерархии прав по степени их значимости, справедливо подвергнутой в литературе критике, объявлялись "социалистическим изобретением", неизвестным "цивилизованным странам", социально-экономические права. Они, в отличие от личных прав, лишены якобы юридических возможностей защиты судом. Правильно, однако, отмечает Н.И. Матузов, что многие социально-экономические права, высокая значимость которых для людей несомненна, были раньше гарантированы в большей мере, чем сейчас, когда складываются "несоциалистические отношения" <*>. Упоминание же "цивилизованных стран" при рассмотрении данной проблемы уместно, скорее, в том отношении, что связанность верховной власти принятыми ею же законами - один из существенных показателей цивилизованности государства.
--------------------------------
<*> См.: Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С. 257.
Средства массовой информации до сих пор периодически сообщают об акциях

НЕСОСТОЯВШИЕСЯ СДЕЛКИ  »
Комментарии к законам »
Читайте также