Правовое регулирование охраны и использования зверей и птиц, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства(н.в. краев)

И ПТИЦ, НЕ ОТНЕСЕННЫХ К ОБЪЕКТАМ ОХОТЫ И РЫБОЛОВСТВА
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 15 декабря 2002 года
Н.В. КРАЕВ
Николай Васильевич Краев, биолог-охотовед, ведущий научный сотрудник, зав. отделом "Хозяйство и Право" ВНИИОЗ, кандидат юридических наук.
Федеральным законом "О животном мире" установлено, что порядок добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, определяется данным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 43). Однако каких-либо нормативных правовых актов федерального уровня в этой сфере до сих пор не принято.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 852 установлена лишь компетенция органов по утверждению правил, сроков, способов добывания объектов животного мира, а также порядок их представления на утверждение <*>. По объектам животного мира, отнесенных в установленном порядке к федеральным природным ресурсам, такие правила утверждаются Правительством РФ <**>. По другим видам, которые не отнесены к объектам охоты и рыболовства, такие правила утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению соответствующих территориальных (бассейновых) подразделений федеральных специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, согласованному с МПР России.
--------------------------------
<*> Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 852 "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира" // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3750.
<**> Пока разграничения государственной собственности на федеральную и собственность субъектов РФ по объектам животного мира не произведено, как нет и утвержденных Правительством РФ соответствующих правил.
Для оказания помощи в подготовке территориальных правил, Госкомэкология России <*> разработала Методические рекомендации по подготовке Правил добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации на территории субъекта РФ <**> (далее для краткости - прочие объекты, прочие виды).
--------------------------------
<*> Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет РФ по охране окружающей среды был упразднен, а его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ (МПР России) // СЗ РФ. 2000. N 21. Ст. 2168.
<**> Методические рекомендации разосланы с письмом Госкомэкологии России от 16 июня 1998 г. N 18-01-31/604 // Охотничьи законы: Сборник нормативных правовых актов и других документов / ВНИИОЗ. Киров, 1999. С. 272 - 280.
Такие правила добывания приняты пока лишь в отдельных субъектах РФ, в частности в Новосибирской (1998) <4>, Амурской (1999) <2>, Воронежской (1999) <3>, Кировской (1999) <4>, Нижегородской (1999) <5>, Читинской (1999) <6>, Владимирской (2001) <7>, Астраханской (2001) <8> областях. Правительством Москвы принято Постановление "О правилах добывания и коммерческом использовании диких наземных животных в г. Москве и на прилегающих подведомственных территориях", которым утверждены правила торговли дикими живыми животными в городе Москве <9>, в Республике Татарстан утверждены правила использования объектов животного мира в целях получения продуктов их жизнедеятельности <10> (1998) и т.д.
--------------------------------
<1> Постановление администрации Новосибирской области от 21 декабря 1998 г. N 774 "Об утверждении правил добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства на территории Новосибирской области" // Советская Сибирь. 1999. 21 сентября. N 176.
<2> Постановление администрации Амурской области от 24 мая 1999 г. N 299 "Об утверждении правил добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, на территории Амурской области".
<3> Постановление администрации Воронежской области от 6 апреля 1999 г. N 308 "Об утверждении правил добывания на территории Воронежской области объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации" // Коммуна. 1999. 29 мая. N 93.
<4> Постановление администрации Кировской области от 27 сентября 1999 г. N 354 "Об утверждении правил добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, на территории Кировской области" // Вестник Кировской областной Думы и Администрации области. 1999. 15 октября. N 6 (24).
<5> Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 30 ноября 1999 г. N 362 "О правилах добывания в Нижегородской области объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красные книги Российской Федерации и Нижегородской области" // Бюллетень Законодательного Собрания Нижегородской области. 1999. N 10 - 11. С. 86.
<6> Постановление Читинской областной Думы от 20 октября 1999 г. N 255 "Об утверждении правил добывания на территории Читинской области объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Читинской области" // Забайкальский рабочий. 1999. 4 ноября. N 210.
<7> Постановление Главы администрации Владимирской области от 8 мая 2001 г. N 274 "Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, на территории Владимирской области" // Владимирские ведомости. 2001. 8 июня. N 99.
<8> Постановление Главы администрации Астраханской области от 2 июля 2001 г. N 338 "Об утверждении временных правил добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Астраханской области, на территории Астраханской области" // Астраханские известия. 2001. 2 августа. N 31.
<9> О правилах добывания и коммерческом использовании диких наземных животных в г. Москве и на прилегающих подведомственных территориях. Постановление Правительства Москвы от 19 августа 1997 г. N 630 (изменения внесены Постановлением от 8 января 2002 г. N 6-ПП) // Вестник Мэрии Москвы. 1997. N 19 (октябрь); 2002. N 4 (январь).
<10> Об утверждении Правил использования объектов животного мира в целях получения продуктов их жизнедеятельности. Приказ Минприроды РФ от 20 декабря 1998 г. N 835.
По методическим рекомендациям структура Правил добывания состоит из семи разделов, включающих общие положения; правила изъятия млекопитающих; правила изъятия птиц; правила изъятия земноводных и пресмыкающихся; порядок выдачи разрешений; запрещенные орудия и способы добывания; ответственность за нарушение правил, а также семь приложений (перечень видов млекопитающих, обитающих на территории субъекта РФ, разрешенных для добывания и любительского содержания; перечень видов певчих птиц, разрешенных для добывания и любительского содержания; перечень земноводных и пресмыкающихся, разрешенных для добывания и любительского содержания; перечень дневных хищных птиц, разрешенных для добывания с целью использования в качестве ловчих; таксы за незаконное изъятие объектов животного мира, не отнесенных в установленном порядке к объектам охоты и рыболовства на территории субъекта РФ; форма заявки на получение разрешения на изъятие из среды обитания объектов животного мира; форма разрешения на добывание объектов животного мира).
Общие положения. В разделе акцентируется внимание на следующих важных положениях:
- в общих чертах означен круг объектов животного мира, подпадающих под действие данных правил (правила не распространяют свое действие на виды животных, которые отнесены к объектам охоты и рыболовства или занесены в Красную книгу РФ и субъекта РФ, а также на виды, которые представляют угрозу для здоровья и жизни людей, сельскохозяйственных и других домашних животных, а также на вредителей сельского и лесного хозяйства). Конкретный перечень объектов животного мира должен быть поименован в приложениях к правилам, утвержденным субъектами РФ;
- правила распространяют свое действие лишь на виды животных, обитающих в состоянии естественной свободы на территории (республики, края, области), т.е. ими не регулируется добыча объектов животного мира, содержащихся в неволе, полувольных условиях и т.д.;
- изъятие объектов животного мира в целях создания зоологических коллекций регламентируется Положением о зоологических коллекциях, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 30 сентября 1997 г. N 411;
- дано определение термина "добывание", под которым понимаются все виды деятельности, направленные на изъятие объектов животного мира из среды их обитания. В ряде региональных правил это определение уточнено и расширено. Так, в кировских правилах записано, что "под добыванием объектов животного мира подразумеваются все виды деятельности, направленные на изъятие (постоянное или временное) или повлекшие за собой изъятие объектов животного мира из среды обитания". В Воронежской области установлено, что правила действуют в отношении любых форм изъятия (далее - добывание) из среды обитания объектов животного мира (живых организмов, их яиц и икры);
- установлены цели добывания: научные, культурно-просветительные, образовательные, эстетические и коммерческие. Хотя данный перечень целей разработчики рекомендаций сделали закрытым (не предполагающим расширения), но, по нашему мнению, он должен быть дополнен "и другими" целями, в число которых будут подпадать, например, удовлетворение нужд коренных малочисленных народов и т.д. В частности, в кировских правилах этот перечень целей заканчивается словами "и иных, предусмотренных настоящими правилами, целях";
- определено, что правом добывания обладают все граждане и юридические лица Российской Федерации независимо от форм собственности, а также иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. Для коренных малочисленных народов и этнических общностей установлено приоритетное право на добывание с использованием традиционных методов добывания объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, если таковые методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека. Причем для коренных малочисленных народов может быть предусмотрено добывание без разрешения или по бесплатным годовым разрешениям;
- дозволение добывания животных в коммерческих целях только по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными органами (определенными в правилах). Добывание в других целях (в научных, культурно-просветительных, образовательных, эстетических целях) может быть урегулировано двояко: по разрешениям или без разрешения; форма бланка разрешения прилагается к правилам;
- установлено, что разрешение является именным документом, передача его другим гражданам и юридическим лицам запрещается; бланки разрешений на добывание объектов животного мира являются документами строгой отчетности; выданные разрешения подлежат регистрации в книге Учет и регистрация разрешений на добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации на территории (республики, края, области)". Сводная информация о выданных в течение года разрешениях должна ежегодно направляться в МПР России до 1 марта следующего года;
- разрешения на добывание животных в научных целях, а также по программам, направленным на сохранение и воспроизводство объектов животного мира, могут выдаваться на любые территории и в любые сроки, а также предусматривать возможность применения запрещенных правилами охоты орудий и способов изъятия объектов животного мира, о чем должна быть сделана соответствующая отметка в разрешении. В случае добывания объектов животного мира на территории государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах, их изъятие согласовывается с администрацией этих учреждений <*>;
--------------------------------
<*> Вряд ли точная рекомендация. Порядок добывания всех видов диких животных на территориях государственных природных заповедников урегулирован специальным Положением о порядке добывания диких животных в регуляционных и научно-исследовательских целях на территориях государственных природных заповедников Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 8 декабря 1992 г. N 24 // Сборник руководящих документов по заповедному делу. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2000. 703 с. В воронежских правилах записано, что "на территории государственных природных заповедников и других особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах добывание объектов может определяться Положением о них".
- предусмотрен принцип платности выдачи разрешений на добывание объектов животного мира в коммерческих целях; выдача разрешений на добывание в других целях может быть определена в правилах двояко: или за плату, или бесплатно;
- определен порядок возврата разрешения с отчетом: в двухмесячный срок после окончания срока действия разрешения оно должно быть возвращено в орган, выдавший разрешение, вместе с отчетом о результатах его использования. В отчете об использовании разрешения должны быть указаны следующие данные: место и сроки добывания, количество добытых объектов, пол, возраст и т.д., способы и орудия добывания, состояние добытых объектов, наличие признаков заболеваний, травм, дефектов. Отчет должен быть подписан лицом, ответственным за добывание, а также лицом, осуществляющим контроль за добыванием (если таковое назначалось). В приложении к отчету могут быть приложены акты на случайный прилов и падеж животных, акты приема-передачи добытых объектов на временное содержание и т.п.
В общих положениях правил некоторых субъектов РФ имеются важные содержательные преамбулы и другие нововведения. Например, провозглашено, что "животный мир в пределах Амурской области является государственной собственностью,

Комментарии к законам »
Читайте также