Правовое регулирование охраны и использования зверей и птиц, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства(н.в. краев)
И ПТИЦ, НЕ ОТНЕСЕННЫХ К ОБЪЕКТАМ ОХОТЫ И
РЫБОЛОВСТВА
Материал подготовлен с
использованием правовых актов
по
состоянию на 15 декабря 2002 года
Н.В.
КРАЕВ
Николай Васильевич Краев,
биолог-охотовед, ведущий научный сотрудник,
зав. отделом "Хозяйство и Право" ВНИИОЗ,
кандидат юридических наук.
Федеральным
законом "О животном мире" установлено, что
порядок добывания объектов животного мира,
не отнесенных к объектам охоты и
рыболовства, определяется данным законом,
иными законами и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а
также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации (ст. 43). Однако каких-либо
нормативных правовых актов федерального
уровня в этой сфере до сих пор не принято.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля
1996 г. N 852 установлена лишь компетенция
органов по утверждению правил, сроков,
способов добывания объектов животного
мира, а также порядок их представления на
утверждение <*>. По объектам животного
мира, отнесенных в установленном порядке к
федеральным природным ресурсам, такие
правила утверждаются Правительством РФ
<**>. По другим видам, которые не отнесены
к объектам охоты и рыболовства, такие
правила утверждают органы исполнительной
власти субъектов РФ по представлению
соответствующих территориальных
(бассейновых) подразделений федеральных
специально уполномоченных государственных
органов по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира и
среды их обитания, согласованному с МПР
России.
--------------------------------
<*>
Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996
г. N 852 "О правилах, сроках и перечнях
разрешенных к применению орудий и способов
добывания объектов животного мира" // СЗ РФ.
1996. N 31. Ст. 3750.
<**> Пока разграничения
государственной собственности на
федеральную и собственность субъектов РФ
по объектам животного мира не произведено,
как нет и утвержденных Правительством РФ
соответствующих правил.
Для оказания
помощи в подготовке территориальных
правил, Госкомэкология России <*>
разработала Методические рекомендации по
подготовке Правил добывания объектов
животного мира, не отнесенных к объектам
охоты и рыболовства и не принадлежащих к
видам, занесенным в Красную книгу
Российской Федерации на территории
субъекта РФ <**> (далее для краткости -
прочие объекты, прочие виды).
--------------------------------
<*> Указом
Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре
федеральных органов исполнительной власти"
Государственный комитет РФ по охране
окружающей среды был упразднен, а его
функции переданы Министерству природных
ресурсов РФ (МПР России) // СЗ РФ. 2000. N 21. Ст.
2168.
<**> Методические рекомендации
разосланы с письмом Госкомэкологии России
от 16 июня 1998 г. N 18-01-31/604 // Охотничьи законы:
Сборник нормативных правовых актов и
других документов / ВНИИОЗ. Киров, 1999. С. 272 -
280.
Такие правила добывания приняты пока
лишь в отдельных субъектах РФ, в частности в
Новосибирской (1998) <4>, Амурской (1999) <2>,
Воронежской (1999) <3>, Кировской (1999) <4>,
Нижегородской (1999) <5>, Читинской (1999)
<6>, Владимирской (2001) <7>, Астраханской
(2001) <8> областях. Правительством Москвы
принято Постановление "О правилах
добывания и коммерческом использовании
диких наземных животных в г. Москве и на
прилегающих подведомственных территориях",
которым утверждены правила торговли дикими
живыми животными в городе Москве <9>, в
Республике Татарстан утверждены правила
использования объектов животного мира в
целях получения продуктов их
жизнедеятельности <10> (1998) и т.д.
--------------------------------
<1> Постановление
администрации Новосибирской области от 21
декабря 1998 г. N 774 "Об утверждении правил
добывания объектов животного мира, не
отнесенных к объектам охоты и рыболовства
на территории Новосибирской области" //
Советская Сибирь. 1999. 21 сентября. N 176.
<2> Постановление администрации Амурской
области от 24 мая 1999 г. N 299 "Об утверждении
правил добывания объектов животного мира,
не отнесенных к объектам охоты и
рыболовства и не принадлежащих к видам,
занесенным в Красную книгу Российской
Федерации, на территории Амурской
области".
<3> Постановление
администрации Воронежской области от 6
апреля 1999 г. N 308 "Об утверждении правил
добывания на территории Воронежской
области объектов животного мира, не
отнесенных к объектам охоты и рыболовства и
не принадлежащих к видам, занесенным в
Красную книгу Российской Федерации" //
Коммуна. 1999. 29 мая. N 93.
<4>
Постановление администрации Кировской
области от 27 сентября 1999 г. N 354 "Об
утверждении правил добывания объектов
животного мира, не отнесенных к объектам
охоты и рыболовства и не принадлежащих к
видам, занесенным в Красную книгу
Российской Федерации, на территории
Кировской области" // Вестник Кировской
областной Думы и Администрации области. 1999.
15 октября. N 6 (24).
<5> Постановление
Законодательного Собрания Нижегородской
области от 30 ноября 1999 г. N 362 "О правилах
добывания в Нижегородской области объектов
животного мира, не отнесенных к объектам
охоты и рыболовства и не принадлежащих к
видам, занесенным в Красные книги
Российской Федерации и Нижегородской
области" // Бюллетень Законодательного
Собрания Нижегородской области. 1999. N 10 - 11. С.
86.
<6> Постановление Читинской
областной Думы от 20 октября 1999 г. N 255 "Об
утверждении правил добывания на территории
Читинской области объектов животного мира,
не отнесенных к объектам охоты и
рыболовства и не принадлежащих к видам,
занесенным в Красную книгу Российской
Федерации и Красную книгу Читинской
области" // Забайкальский рабочий. 1999. 4
ноября. N 210.
<7> Постановление Главы
администрации Владимирской области от 8 мая
2001 г. N 274 "Об утверждении Правил добывания
объектов животного мира, не отнесенных к
объектам охоты и рыболовства и не
принадлежащих к видам, занесенным в Красную
книгу РФ, на территории Владимирской
области" // Владимирские ведомости. 2001. 8
июня. N 99.
<8> Постановление Главы
администрации Астраханской области от 2
июля 2001 г. N 338 "Об утверждении временных
правил добывания объектов животного мира,
не отнесенных к объектам охоты и
рыболовства и не принадлежащих к видам,
занесенным в Красную книгу Российской
Федерации и Красную книгу Астраханской
области, на территории Астраханской
области" // Астраханские известия. 2001. 2
августа. N 31.
<9> О правилах добывания и
коммерческом использовании диких наземных
животных в г. Москве и на прилегающих
подведомственных территориях.
Постановление Правительства Москвы от 19
августа 1997 г. N 630 (изменения внесены
Постановлением от 8 января 2002 г. N 6-ПП) //
Вестник Мэрии Москвы. 1997. N 19 (октябрь); 2002. N 4
(январь).
<10> Об утверждении Правил
использования объектов животного мира в
целях получения продуктов их
жизнедеятельности. Приказ Минприроды РФ от
20 декабря 1998 г. N 835.
По методическим
рекомендациям структура Правил добывания
состоит из семи разделов, включающих общие
положения; правила изъятия млекопитающих;
правила изъятия птиц; правила изъятия
земноводных и пресмыкающихся; порядок
выдачи разрешений; запрещенные орудия и
способы добывания; ответственность за
нарушение правил, а также семь приложений
(перечень видов млекопитающих, обитающих на
территории субъекта РФ, разрешенных для
добывания и любительского содержания;
перечень видов певчих птиц, разрешенных для
добывания и любительского содержания;
перечень земноводных и пресмыкающихся,
разрешенных для добывания и любительского
содержания; перечень дневных хищных птиц,
разрешенных для добывания с целью
использования в качестве ловчих; таксы за
незаконное изъятие объектов животного
мира, не отнесенных в установленном порядке
к объектам охоты и рыболовства на
территории субъекта РФ; форма заявки на
получение разрешения на изъятие из среды
обитания объектов животного мира; форма
разрешения на добывание объектов животного
мира).
Общие положения. В разделе
акцентируется внимание на следующих важных
положениях:
- в общих чертах означен
круг объектов животного мира, подпадающих
под действие данных правил (правила не
распространяют свое действие на виды
животных, которые отнесены к объектам охоты
и рыболовства или занесены в Красную книгу
РФ и субъекта РФ, а также на виды, которые
представляют угрозу для здоровья и жизни
людей, сельскохозяйственных и других
домашних животных, а также на вредителей
сельского и лесного хозяйства). Конкретный
перечень объектов животного мира должен
быть поименован в приложениях к правилам,
утвержденным субъектами РФ;
- правила
распространяют свое действие лишь на виды
животных, обитающих в состоянии
естественной свободы на территории
(республики, края, области), т.е. ими не
регулируется добыча объектов животного
мира, содержащихся в неволе, полувольных
условиях и т.д.;
- изъятие объектов
животного мира в целях создания
зоологических коллекций регламентируется
Положением о зоологических коллекциях,
утвержденным Приказом Госкомэкологии
России от 30 сентября 1997 г. N 411;
- дано
определение термина "добывание", под
которым понимаются все виды деятельности,
направленные на изъятие объектов животного
мира из среды их обитания. В ряде
региональных правил это определение
уточнено и расширено. Так, в кировских
правилах записано, что "под добыванием
объектов животного мира подразумеваются
все виды деятельности, направленные на
изъятие (постоянное или временное) или
повлекшие за собой изъятие объектов
животного мира из среды обитания". В
Воронежской области установлено, что
правила действуют в отношении любых форм
изъятия (далее - добывание) из среды
обитания объектов животного мира (живых
организмов, их яиц и икры);
- установлены
цели добывания: научные,
культурно-просветительные,
образовательные, эстетические и
коммерческие. Хотя данный перечень целей
разработчики рекомендаций сделали
закрытым (не предполагающим расширения), но,
по нашему мнению, он должен быть дополнен "и
другими" целями, в число которых будут
подпадать, например, удовлетворение нужд
коренных малочисленных народов и т.д. В
частности, в кировских правилах этот
перечень целей заканчивается словами "и
иных, предусмотренных настоящими
правилами, целях";
- определено, что
правом добывания обладают все граждане и
юридические лица Российской Федерации
независимо от форм собственности, а также
иностранные граждане, лица без гражданства
и иностранные юридические лица. Для
коренных малочисленных народов и
этнических общностей установлено
приоритетное право на добывание с
использованием традиционных методов
добывания объектов животного мира и
продуктов их жизнедеятельности, если
таковые методы прямо или косвенно не ведут
к снижению биологического разнообразия, не
сокращают численность и устойчивое
воспроизводство объектов животного мира,
не нарушают среду их обитания и не
представляют опасности для человека.
Причем для коренных малочисленных народов
может быть предусмотрено добывание без
разрешения или по бесплатным годовым
разрешениям;
- дозволение добывания
животных в коммерческих целях только по
разрешениям, выдаваемым специально
уполномоченными органами (определенными в
правилах). Добывание в других целях (в
научных, культурно-просветительных,
образовательных, эстетических целях) может
быть урегулировано двояко: по разрешениям
или без разрешения; форма бланка разрешения
прилагается к правилам;
- установлено,
что разрешение является именным
документом, передача его другим гражданам и
юридическим лицам запрещается; бланки
разрешений на добывание объектов животного
мира являются документами строгой
отчетности; выданные разрешения подлежат
регистрации в книге Учет и регистрация
разрешений на добывание объектов животного
мира, не отнесенных к объектам охоты и
рыболовства и не принадлежащих к видам,
занесенным в Красную книгу Российской
Федерации на территории (республики, края,
области)". Сводная информация о выданных в
течение года разрешениях должна ежегодно
направляться в МПР России до 1 марта
следующего года;
- разрешения на
добывание животных в научных целях, а также
по программам, направленным на сохранение и
воспроизводство объектов животного мира,
могут выдаваться на любые территории и в
любые сроки, а также предусматривать
возможность применения запрещенных
правилами охоты орудий и способов изъятия
объектов животного мира, о чем должна быть
сделана соответствующая отметка в
разрешении. В случае добывания объектов
животного мира на территории
государственных природных заповедников,
национальных парков, государственных
природных заказников и других особо
охраняемых природных территориях и их
охранных зонах, их изъятие согласовывается
с администрацией этих учреждений <*>;
--------------------------------
<*> Вряд ли точная
рекомендация. Порядок добывания всех видов
диких животных на территориях
государственных природных заповедников
урегулирован специальным Положением о
порядке добывания диких животных в
регуляционных и научно-исследовательских
целях на территориях государственных
природных заповедников Российской
Федерации, утвержденным Приказом
Министерства охраны окружающей среды и
природных ресурсов РФ от 8 декабря 1992 г. N 24 //
Сборник руководящих документов по
заповедному делу. 3-е изд., доп. и перераб. М.,
2000. 703 с. В воронежских правилах записано,
что "на территории государственных
природных заповедников и других особо
охраняемых природных территориях и их
охранных зонах добывание объектов может
определяться Положением о них".
-
предусмотрен принцип платности выдачи
разрешений на добывание объектов животного
мира в коммерческих целях; выдача
разрешений на добывание в других целях
может быть определена в правилах двояко:
или за плату, или бесплатно;
- определен
порядок возврата разрешения с отчетом: в
двухмесячный срок после окончания срока
действия разрешения оно должно быть
возвращено в орган, выдавший разрешение,
вместе с отчетом о результатах его
использования. В отчете об использовании
разрешения должны быть указаны следующие
данные: место и сроки добывания, количество
добытых объектов, пол, возраст и т.д.,
способы и орудия добывания, состояние
добытых объектов, наличие признаков
заболеваний, травм, дефектов. Отчет должен
быть подписан лицом, ответственным за
добывание, а также лицом, осуществляющим
контроль за добыванием (если таковое
назначалось). В приложении к отчету могут
быть приложены акты на случайный прилов и
падеж животных, акты приема-передачи
добытых объектов на временное содержание и
т.п.
В общих положениях правил некоторых
субъектов РФ имеются важные содержательные
преамбулы и другие нововведения. Например,
провозглашено, что "животный мир в пределах
Амурской области является государственной
собственностью,