Правовое регулирование информационных отношений

В.А. СЕВЕРИН
В.А. Северин, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ, кандидат юридических наук.
1. Понятие и правовое значение информации. Современный период развития общества и государства характеризуется тем, что информационные процессы стали необходимым атрибутом обеспечения деятельности государственных органов, предприятий и граждан. Информация овеществляется во всех факторах общественного производства и составляет практически начальный "нулевой" цикл по отношению к любому производимому товару, выполняемой работе и оказываемой услуге. По своей значимости информационные ресурсы, наряду с природными, финансовыми, трудовыми и иными, составляют важнейший потенциал государства и общества. В этой связи представляется важным определение понятия информации.
Ученые неоднократно обращались к определению понятия информации, пытаясь установить ее общие характерные признаки независимо от отраслей научных знаний <*>. Каждый исследователь, исходя из общего понятия информации, определяемого как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах либо как сообщения, осведомляющие о положении дел, которые воспринимаются человеком или специальными устройствами <**>, трансформировал его на интересующую область научных знаний. Отсюда и различия в определении понятия информации, которое зависит от предметной области знаний, целей и задач, стоящих перед получателями информации.
--------------------------------
<*> См.: Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. С. 31; Глушков В.М. О кибернетике как науке. Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. С. 53; Черняк Ю.И. Информация и управление. М., 1974. С. 66 и мн. др.
<**> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. С. 205.
Анализ законодательства показывает, что термин "информация", используемый для раскрытия ее как правовой категории, встречается в различных нормативно-правовых актах. Впервые правовое понятие информации было закреплено в ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25.01.95 <*>, в соответствии с которым она определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. В названном Законе, который обоснованно называют базовым в сфере законодательства об информационных отношениях, даются определения информатизации, документированной информатизации, информационных процессов, систем и ресурсов, конфиденциальной информации, собственника и владельца информационных ресурсов, пользователя (потребителя) информации, требующие осмысления.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
Информация представляет собой категорию идеального, она неосязаема, непотребляема и не может быть объектом правоотношений безотносительно к ее материальным носителям - физическим объектам (отдельные документы и массивы документов в информационных системах и др.), социальным и психологическим процессам <1>. Информация постоянно обращается в социальной среде, удовлетворяя, таким образом, потребности личности, общества и государства, что дает основание для вывода об обособлении нового вида общественных отношений - информационных <2>, являющихся объектом правового регулирования. Говоря о понятии информационных правоотношений, нельзя однозначно согласиться с позицией О.А. Гаврилова, который определяет информационные правовые отношения как урегулированные нормами права отношения, при которых "один субъект (физическое или юридическое лицо) вправе требовать от другого субъекта получения определенной информации, а второй - обязан передать первому определенный вид информации" <3>. При этом почему-то не учитывается тот факт, что рынок информационных услуг регулируется исключительно договорными отношениями, в рамках которых субъекты информационных отношений наделяются равными субъективными правами и обязанностями. Объектом информационных отношений, по мнению О.А. Гаврилова, выступают информация и информационные ресурсы <4>. Данная точка зрения является спорной. Нам представляется, что, исходя из понятия информации как правовой категории, она не может существовать вне материального носителя, поэтому объектом правового регулирования могут быть только информационные ресурсы, информационные системы, технологии и средства их обеспечения <5>, а не информация как таковая. Общепризнанным является отнесение граждан и юридических лиц, в том числе и иностранных, а также государства в целом к субъектам информационных отношений, которые своим поведением воздействуют друг на друга по поводу обращения информации, зафиксированной на материальных носителях.
--------------------------------
<1> См.: Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы. М., 1998. С. 8 - 19 и др.
<2> См.: Право и информатика / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1990. С. 5; Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 198 - 199 и др.
<3> См.: Гаврилов О.А. Указ. соч. С. 52.
<4> См. там же. С. 52.
<5> Ранее аналогичная точка зрения, кроме упоминания информационных ресурсов, была высказана А.Б. Агаповым. См. его работу: Основы федерального информационного права. М., 1995. C. 10.
Информационно-правовые нормы <*>, содержащиеся в различных нормативных правовых актах, регламентируют права, обязанности и ответственность субъектов информационных отношений при производстве, распространении и использовании информации, содержащейся на материальных носителях. Нормы права могут запрещать участникам информационных отношений совершать некоторые действия, предписывать конкретное поведение (публичное право) либо разрешать самим свободно определять характер взаимоотношений друг с другом на договорной основе (частное право).
--------------------------------
<*> Представляется, что введенный в оборот термин "информационно-правовые нормы" имеет право на существование, по аналогии с гражданско-правовыми, уголовно-правовыми и т.п. нормами. См.: Тихомиров Ю.А. Информационный статус субъектов права. М., 1992. Труды института законодательства и сравнительного правоведения. N 52. С. 23.
В ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", ФЗ "О государственной тайне" <*> и некоторых других актах провозглашается право собственности на информацию, что вызывает острые дискуссии о применении гражданско-правового понятия собственности в информационных правоотношениях.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. N 41. 1997. Ст. 4673.
Одни авторы придерживаются точки зрения, что "информация, как таковая не может быть объектом права собственности, так как она представляет абстрактный, идеальный объект, между тем право собственности гражданский закон связывает с материальными, вещественными объектами, с вещами" <*>. Весьма убедительной является позиция Л.К. Терещенко о соотношении информации и собственности <**>. Классическая "триада" правомочий собственника, обладающего абсолютным правом на вещь, не может применяться в отношении информации. К ней неприменимо правомочие "владения", поскольку нельзя физически обладать нематериальными объектами. Информация может находиться одновременно в пользовании бесчисленного круга субъектов и в этой связи к ней неприменимо правомочие "пользования". Правомочие "распоряжения" также неприменимо по отношению к информации, поскольку, отчуждая право на ее использование, продавец не лишается при этом возможности ее дальнейшего использования.
--------------------------------
<*> См.: Гаврилов О.А. Указ. соч. С. 61.
<**> См.: Терещенко Л.К. Информация и собственность. В кн.: Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных (комментарий российского законодательства). М., 1996. С. 3 - 11.
Поэтому представляется, что категория собственности не может быть применима к такому объекту гражданских прав как информация. По этому пути идет и законодательство, когда в ст. 128 ГК ("Виды объектов гражданских прав") информация выделяется в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.
Вместе с тем высказана и другая точка зрения, что "категория собственности может быть применима только к материальным носителям нематериальных объектов, в частности, информации" <1> с тем, чтобы "связать право собственности на информацию с материальным носителем" (документы, информационные ресурсы и системы) <2>. При этом совершенно правильно указывается, что в ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" речь идет о том, что "право собственности относится не к информации, а к ее материальным носителям - информационным ресурсам, документам" <3>. Такая позиция находит подтверждение и в других законах <4>. С учетом этого информация, облеченная в форму книг, брошюр и т.д., является товаром, производимым для продажи и получения прибыли.
--------------------------------
<1> См.: Терещенко Л.К. Указ. соч. С. 4.
<2> См.: Гаврилов О.А. Указ. соч. С. 61.
<3> См.: Он же. С. 61.
<4> См., например, ФЗ "Об участии в международном информационном обмене". СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347, где речь идет о собственности информационных ресурсов (продуктов).
Правомерно ли отнесение информации к такому объекту гражданских прав как результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность)?
В юридической литературе, посвященной праву интеллектуальной собственности, высказано мнение о том, что "помимо традиционных объектов, охраняемых авторским и патентным правом, а также законодательством о средствах индивидуализации участников гражданского оборота... российское законодательство предоставляет охрану... информации, составляющей служебную и коммерческую тайну..." <*>. Думается, что при этом следует исходить из анализа содержания информации и определения ее в ГК в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, а также учитывать, что информационные правоотношения регулируются Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации и другими правовыми актами, действующими в этой сфере, законодательно закрепившими правовой режим информации, отнесенной к государственной, служебной, коммерческой и иной тайне. Правовой режим информации, как подчеркивает В.А. Дозорцев, строится на ином принципе, чем для классических объектов интеллектуальных прав. На ознакомление со сведениями не закрепляется исключительное право, действует начало свободы ознакомления с информацией, свободы познания сведений, кроме случаев, когда их конфиденциальность специально охраняется законом <**> либо урегулирована договорными отношениями.
--------------------------------
<*> См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С. 30.
<**> См.: Дозорцев В.А. Понятие исключительного права. В кн.: Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М., 2000. С. 303 и далее.
2. Структура и состав законодательства в информационной сфере. Характеристика информационного законодательства основывается на понятии информационной сферы как совокупности норм, регулирующих взаимосвязанные области производства и преобразования информации, необходимых для формирования информационных ресурсов; получения и распространения информационных продуктов; предоставления информационных услуг; поиска, получения и потребления информации пользователями; создания и применения механизмов и средств обеспечения информационной безопасности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Бачило И.Л., Копылов В.А., Брусницын Н.А., Курило А.П. О концепции правового обеспечения информатизации России. М., 1993. С. 5 - 20; Копылов В.А. Информационное право. Учеб. пос. М., 1997. С. 26 - 135.
Информационное законодательство представляет собой самостоятельную отрасль, которая начала формироваться с принятием Декларации прав человека и гражданина (22.11.91) и Конституции Российской Федерации (12.12.93), провозгласившими фундаментальный принцип, в соответствии с которым каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это положение касается не только граждан, но и юридических лиц и самого государства.
Качественное обновление общества, становление рыночной экономики и построение демократического правового государства потребовало принятие Концепции правовой информатизации России, что преследовало цель обеспечить правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина <*>.
--------------------------------
<*> См.: Указ Президента Российской Федерации "О Концепции правовой информатизации России". Собрание актов. 1993. N 27. Ст. 2521.
За период после принятия Конституции было сформировано информационное законодательство, источниками которого являются нормы конституционного уровня, федеральные законы по вопросам информатизации, специальные законы, регулирующие информационные отношения в различных сферах общественного развития. Гражданский кодекс РФ впервые отнес информацию к объекту гражданских прав и регламентировал действия с информацией, составляющей служебную и коммерческую тайну. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за преступления в информационной сфере. В состав информационного законодательства входят подзаконные акты. Важное место среди них занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные акты. По различным оценкам, за период 1991 - 1995 гг. было принято 500 нормативных правовых актов в информационной сфере <*>. Анализ этих актов показывает, что основополагающими принципами правового регулирования информационных отношений являются свобода информации и равенство субъектов информационных отношений, достоверность, полнота и своевременность информации, соблюдение требований законности и правопорядка в информационных отношениях, информационная безопасность и защита информации, ограничение доступа к отдельным видам информационных ресурсов <**>. Названные принципы закрепляют определенные механизмы правовых информационных отношений, складывающихся в различных сферах общественного развития. С учетом специфики регулирования информационных отношений законодательство в этой сфере включает ряд направлений.
--------------------------------
<*> См. работы: Бачило И.Л. Правовое регулирование процессов информатизации. Государство и право. N 12. 1994. С. 73; Волчинская Е.К. Информационные технологии и право. Проблемы развития законодательства. В кн.: Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных. М., 1996. С. 12 - 13; Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. М., 1998. С. 44.
<**> См.: Гаврилов О.А. Указ. соч. С. 45 - 46.
1. Законодательство о средствах массовой

К проекту гражданского процессуального кодекса российской федерации  »
Комментарии к законам »
Читайте также