Особенности договора перевозки на железнодорожном транспорте

ТРАНСПОРТЕ
Н.В. БРАТЧИКОВА
Братчикова Наталия Васильевна
Специалист в области правового регулирования государственных внебюджетных фондов. Аспирантка кафедры финансового права Московской государственной юридической академии.
Родилась 12 августа 1966 г. в г. Москве. Окончила Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова по специальности "ревизия и контроль в торговле", учетно - экономический факультет.
В 1989 - 1992 гг. - контролер - ревизор КРУ МФ РСФСР; с 1993 по настоящее время работает в ЗАО "Фотон-М", юрисконсульт по налогообложению, гл. бухгалтер.
Автор ряда публикаций в юридических и экономических журналах, в том числе: "Правовой статус внебюджетных социальных фондов", "Общая характеристика дорожных фондов и их правовое регулирование", "Должны ли внебюджетные социальные фонды платить налоги?", "Внебюджетные фонды: плательщики, тарифы и льготы", "Двойственная правовая природа внебюджетных социальных фондов", "Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы и проблемы его правового регулирования", "Новые налоги: порядок уплаты единого налога на вмененный доход", "Особенности уплаты страховых взносов в ПФР индивидуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, частными детективами и аудиторами".
В экономике любой страны транспорт занимает особое место. Значительный объем грузоперевозок в Российской Федерации принадлежит железнодорожному транспорту. Общие положения перевозки любыми видами транспорта установлены гл. 40 ГК РФ "Перевозка". Условия перевозки железнодорожным транспортом определены Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации. Однако Устав не конкретизирует ряд вопросов, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта, взаимоотношения транспортных организаций и клиентуры. Все эти вопросы детально рассмотрены ведомственными правилами перевозок на железнодорожном транспорте, утверждаемыми МПС России.
Перевозка грузов в универсальных контейнерах
Правила и условия перевозки грузов в универсальных контейнерах на железнодорожном транспорте (далее - Правила перевозки) утверждены Приказом МПС России от 27 мая 1999 г. N 8ЦЗ и зарегистрированы Минюстом России 11 ноября 1999 г. N 1975.
В пункте 2 Правил перевозки определено, что универсальный контейнер - это унифицированная грузовая единица, предназначенная для перевозки тарных и штучных грузов, представляющая собой стандартизированную по массе брутто, габаритным размерам, снабженную кодовыми обозначениями, стандартизированными по форме, содержанию, месту размещения, надписями и табличками конструкцию, с расположенными на ней приспособлениями для закрепления на различных видах транспортных средств и механизации погрузочно - разгрузочных работ.
Сведения о массе брутто контейнера должны быть нанесены в виде надписи на его дверях и закодированы во второй строке маркировочного кода, если это крупнотоннажный контейнер, либо в первой строке маркировочного кода, если это среднетоннажный контейнер. В случае отсутствия требуемой маркировки и трафаретов контейнеры к перевозке не принимаются.
В контейнерах осуществляются как перевозки грузов в прямом железнодорожном сообщении, так и перевозки экспортных, импортных и транзитных грузов.
Скоропортящиеся грузы допускаются к перевозке в контейнерах при соблюдении Правил перевозки, а также Правил перевозок скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте.
Перевозка опасных грузов в контейнерах осуществляется в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам.
Жидкие грузы допускаются к перевозке в контейнерах только в первичной небьющейся таре (бочках, бидонах, канистрах, пластиковых емкостях), а также расфасованные в мелкую тару, упакованную в картонные короба, обрешетку и другую облегченную упаковку. При этом мелкая тара должна быть предназначена под перевозку предъявленного жидкого груза.
Грузы в промасленном состоянии без упаковки (например, запасные части, мезиты) допускаются к перевозке в принадлежащих МПС России контейнерах только в плотной бумаге и при условии обеспечения застилки предохраняющим материалом пола контейнера и пространства между стенами контейнера и грузом, а также принятия других мер предохранения внутренней поверхности контейнера от загрязнения и механического повреждения.
Не допускается перевозка в контейнерах, принадлежащих МПС России, зловонных, загрязняющих внутренние поверхности контейнера грузов, после перевозки и выгрузки которых в соответствии с Правилами очистки и промывки вагонов требуется их дезинфекция.
Согласно п. 8 Правил перевозки железная дорога обязана подавать под погрузку исправные контейнеры, годные для перевозки конкретного груза, очищенные от остатков груза и мусора. При этом предъявляемые к перевозке в первичной упаковке без тары или в облегченной таре грузы, а также предназначенные для их перевозки контейнеры предварительно подготавливаются грузоотправителями таким образом, чтобы исключить при погрузке, перевозке, выгрузке различного рода трения, деформацию, примерзание или перегрев груза, отрицательное воздействие груза на контейнер (например, обкладка стен контейнера бумагой, пленкой, установка защитных планок и резиновых прокладок, упаковка груза в мягкий изоляционный материал).
Масса одного места груза, загружаемого в крупнотоннажный контейнер, в соответствии с п. 7 Правил перевозки должна быть не более 1500 кг, а загружаемого в среднетоннажный контейнер - не более 1000 кг. При этом сосредоточенная нагрузка на пол контейнера от загружаемых мест груза, в том числе с учетом сформированного штабеля, не должна превышать 1 кгс на 1 кв. см в крупнотоннажном контейнере и 0,5 кгс - в среднетоннажном контейнере.
В случае превышения удельной нагрузки на пол контейнера грузовое место должно быть установлено либо на стандартный поддон, либо на подкладки с сечением не менее 100 x 20 мм с соответствующей опорной поверхностью, причем такие грузовые места размещаются в контейнере только в один ярус.
Грузы в контейнерах должны размещаться грузоотправителем таким образом, чтобы исключалась возможность перемещения их внутри контейнера под воздействием естественных в процессе перевозки усилий. Давление груза на двери контейнера исключается. Поэтому при укладке груза необходимо оставлять свободное пространство шириной от 3 до 5 см между грузом и дверью контейнера. Запрещается прибивать гвоздями или скобами к полу контейнера грузы или приспособления для их крепления (стойки, клинья, прокладки). Крепление грузов в контейнере достигается установкой упорных брусков, цепей, ограничительных щитов в дверном проеме контейнера, распорных рамок из досок сечением не менее 20 x 100 мм.
Общая сумма зазоров между штабелями груза, а также между грузами и стенками контейнера не должна превышать 200 мм. Смещение от середины контейнера общего центра массы размещенных в контейнере грузов не должно превышать 600 мм - по длине от середины крупнотоннажного контейнера; 200 мм - по длине среднетоннажного контейнера и 100 мм - по ширине.
Груженые контейнеры размещают в вагоне дверями вовнутрь.
Масса груза в контейнере не должна превышать грузоподъемности массы нетто, определяемой как разность между указанными на трафарете массой брутто контейнера и массой тары контейнера.
После загрузки контейнера производится его закрытие, запирание дверей контейнера и опломбирование в порядке, установленном Правилами пломбирования вагонов и контейнеров, которые утверждены Приказом МПС России от 12 апреля 1999 г. N 22Ц и зарегистрированы Минюстом России 30 ноября 1999 г. N 1995.
Железная дорога производит погрузку контейнеров в вагоны и автомобили и выгрузку их из вагонов и автомобилей в местах общего пользования железнодорожных станций (далее - станция). В местах необщего пользования эти операции выполняются грузоотправителями и грузополучателями.
Перевозка грузов в контейнерах осуществляется между станциями, открытыми для операций с контейнерами установленной массы брутто. Перевозка грузов между станциями, не открытыми для операций с контейнерами, может производиться в порядке, установленном МПС России.
Запрещается прием контейнеров через порты, не включенные в прямое смешанное железнодорожно - водное сообщение, и направление контейнеров через порты и станции, не открытые для перевалки.
При перевозке грузов в контейнерах грузоотправитель может, а в особо предусмотренных случаях обязан, объявить ценность отправляемого груза и составить опись грузов. Такие особые случаи перечислены в ст. 23 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (далее - Транспортный устав) и в Правилах перевозок грузов с объявленной ценностью на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 13Ц и зарегистрированных Минюстом России 12 мая 1999 г. N 1782.
Объявление ценности обязательно при предъявлении к перевозке следующих грузов:
- драгоценных металлов, камней и изделий из них;
- предметов искусства, антикварных предметов и иных художественных изделий;
- видео- и аудиоаппаратуры;
- электронно - вычислительной техники;
- множительной техники;
- опытных образцов машин, оборудования, приборов;
- грузов для личных (бытовых) нужд, перевозимых без сопровождения.
Ценность грузов определяется исходя из их стоимости, а последняя - соответственно исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичный товар.
При предъявлении к перевозке грузов с объявленной ценностью грузоотправитель вместе с транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) представляет станции отправления опись грузов, заполненную в соответствии с установленной формой.
В случае предъявления к перевозке по одной накладной грузов различной ценности их отличительные признаки, количество мест и ценность каждого из них указываются в описи отдельной строкой.
Данная опись составляется в трех экземплярах. Первый из них возвращается грузоотправителю, второй прикрепляется внутри вагона (контейнера) на видном месте либо вкладывается в одно из грузовых мест при перевозке грузов мелкой отправкой, а третий остается в делах станции отправления.
Уполномоченный работник станции отправления при оформлении представленных грузоотправителем перевозочных документов должен проверить правильность заполнения описи, указать в ней номер накладной, расписаться в строке "Опись принята" и проставить календарный штемпель станции отправления. При составлении описи на нескольких листах календарный штемпель и подписи грузоотправителя и уполномоченного работника станции проставляются на каждом листе.
За объявленную ценность грузов грузоотправитель уплачивает железной дороге сбор согласно тарифному руководству. Размер взимаемого сбора указывается в перевозочных документах.
Возмещение железной дорогой ущерба, причиненного при перевозке груза с объявленной ценностью, согласно ст. 110 Транспортного устава производится в размере объявленной стоимости груза или в размере доли его объявленной стоимости, соответствующей утраченной, недостающей или поврежденной (испорченной) части груза. Кроме того, железная дорога возвращает взысканную плату за перевозку груза и иные причитающиеся железной дороге платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если дополнительная плата не входит в стоимость такого груза.
Прием грузов для личных (бытовых) нужд с объявленной ценностью регулируется ст. 23 Транспортного устава, Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Правила оказания услуг по перевозке пассажиров), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 277.
Хранение грузов в местах общего пользования осуществляется в соответствии с Правилами хранения грузов в местах общего пользования железнодорожных станций (далее - Правила хранения грузов), утвержденными Приказом МПС России от 11 мая 1999 г. N 3ЦЗ и зарегистрированными Минюстом России 25 октября 1999 г. N 1948.
В случае задержки грузоотправителями, грузополучателями и экспедиторами приема контейнеров, принадлежащих им или арендованных у организаций железнодорожного транспорта, железные дороги взимают плату за время нахождения таких контейнеров в местах общего пользования в размере, определенном тарифным руководством.
За каждый час задержки контейнеров сверх установленного времени на пограничных передаточных станциях или в местах перевалки на морской (речной) транспорт по вине грузоотправителя, а также в случае самовольного использования контейнеров грузоотправители, грузополучатели в соответствии со ст. 50, 84 и 114 Транспортного устава уплачивают железной дороге штраф в размере, определяемом ст. 117 Транспортного устава.
За время пользования контейнерами, принадлежащими МПС России либо другим собственникам, с которыми у министерства имеются договоры (соглашения) о совместном использовании их контейнеров, грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы вносят плату в зависимости от типа контейнеров.
На каждый груженый или порожний контейнер, предъявляемый к перевозке по железной дороге, оформляется накладная в порядке, предусмотренном в п. 15 - 22 Правил и приложении 2 к ним.
Перевозка экспортных грузов в контейнерах прямым назначением или транзитом, в том числе через порты других государств, за пределы железных дорог Российской Федерации, кроме Финляндии, производится в соответствии с приложением 8, а оформление накладных - в соответствии с приложениями 12.1 - 12.4 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
Оформление накладной на грузы в контейнерах, следующих транзитом в страны, железные дороги которых являются участниками СМГС, производится от станции отправления до станции назначения в адрес конечного грузополучателя. В графе "Отправителем приняты платежи за следующие транзитные дороги" накладной СМГС делается отметка, что платежи за транзитные железные дороги произведены через экспедиторскую организацию с указанием ее наименования и расчетного кода. Без отметки в накладной о расчетах за транзитные железные дороги контейнер к перевозке не принимается.
При следовании контейнеров через порты государств - участников СНГ, Латвийской, Литовской и Эстонской республик оформление накладной СМГС производится до припортовой станции, где в качестве получателя контейнера также указывается экспедитор, который на основании заключенных договоров получает контейнер от соответствующей железной дороги и отправляет его дальше водным транспортом. При этом в накладной СМГС в графе "Особые заявления отправителя" делается отметка "Для

Международный коммерческий арбитраж на пороге нового тысячелетия  »
Комментарии к законам »
Читайте также