Объекты внешнеторговых сделок в области экспорта продукции военного назначения

ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В.В. КУДАШКИН
Кудашкин Владимир Васильевич
Специалист в области правового регулирования военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, кандидат юридических наук.
Родился 27 апреля 1964 г. в Мордовской АССР. Окончил Ленинградское нахимовское военно - морское училище, 1981; Киевское высшее военно - морское политическое училище, 1985; Российскую академию государственной службы при Президенте РФ, 1997; аспирантуру академии, 1999; Всероссийскую академию внешней торговли, 1999.
1985 - 1995 гг. - служба в частях и на подводных лодках Тихоокеанского флота; 1995 - 1996 гг. - старший научный сотрудник управления Главного штаба ВМФ России; 1997 - 1998 гг. - зам. начальника отдела экспортно - импортных операций МВЭС России; с сентября 1998 г. - главный эксперт, заместитель начальника отдела, референт генерального директора ФГУП "ГК "Росвооружение".
Неоднократно публиковался в юридических журналах. Автор монографии "Государственная политика в области военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: правовые аспекты", 2000.
Правовое понятие объекта гражданских правоотношений в области экспорта продукции военного назначения в сфере военно - технического сотрудничества имеет принципиальное значение в силу того, что в этом качестве выступает продукция военного назначения. Значимость содержания этого правового понятия обусловлена тем, что характер объекта нередко существенно влияет на права и обязанности лиц.
Именно специфика военной продукции как объекта исключительных государственных интересов предопределяет введение общего запрета на совершение наиболее значимых юридических действий по отношению к ней и разрешительный порядок регулирования правоотношений, который направлен на гражданский оборот этой продукции, рассматриваемый как исключение из общего правила.
"Смысл категории объектов гражданских правоотношений (объектов гражданских прав) заключается в установлении для них определенного гражданско - правового режима, т.е. ВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ НЕВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНИЯ С НИМИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (курсив наш. - В.К.) (сделок), влекущих известный юридический (гражданско - правовой) результат" <*>. Иными словами, речь идет о правоспособности и субъективных правах на совершение конкретно - определенных действий по отношению к продукции военного назначения (ПВН). Эти вопросы регулируются императивными нормами материального права в сфере военно - технического сотрудничества, имеющими приоритет перед коллизионными нормами о применении иностранного права. Таким образом, правовой режим продукции военного назначения как объекта гражданских правоотношений определяется исключительно действующим российским законодательством, где в силу специфичности этого вида объекта установлено, что военная продукция ограниченно оборотоспособна (п. 2 ст. 129 ГК РФ) <**>.
--------------------------------
<*> Гражданское право: Учебник / Под общ. ред. Е.А. Суханова. 1998. С. 294 - 295.
<**> См. ст. 6 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".
Российская юридическая доктрина выработала следующую классификацию видов объектов гражданских правоотношений <*>:
--------------------------------
<*> См.: Гражданское право. С. 296 - 297.
1) вещи и иное имущество, в том числе имущественные права;
2) действия (работы и услуги либо также их результаты как вещественного, так и неовеществленного характера);
3) нематериальные объекты товарного характера - результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
4) информация;
5) личные неимущественные блага.
Объектами внешнеторговых сделок в сфере военно - технического сотрудничества могут быть только первые четыре вида.
Подробный перечень продукции военного назначения дан в ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <*> (далее - Закон о ВТС). Правильное соотнесение законодательно установленного перечня продукции военного назначения с доктринально выработанными видами объектов гражданских правоотношений имеет важное практическое значение в силу различных правовых режимов, введенных для регулирования их оборота.
--------------------------------
<*> Российская газета. 1998. 23 июля.
К первому виду объектов гражданских правоотношений - вещам и иному имуществу, в том числе имущественным правам, в области военно - технического сотрудничества относятся:
- вооружение и военная техника - комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);
- системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;
- взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства;
- инженерно - технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники;
- специальное оборудование для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
- объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
- системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальное оборудование и материалы для их производства;
- коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;
- специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты.
Ко второму виду объектов - действиям (работам и услугам либо также их результатам как вещественного, так и неовеществленного характера) - относятся:
- обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;
- создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечение функционирования этих объектов;
- подготовка военных и военно - технических кадров иностранных государств;
- передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно - технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ;
- проведение и (или) участие в проведении научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) продукции военного назначения, средств и способов защиты от оружия массового поражения и обычных вооружений;
- предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного назначения;
- передача продукции военного назначения иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний;
- проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах РФ;
- показы, выставки образцов продукции военного назначения на территории РФ и за ее пределами;
- услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно - технического сотрудничества;
- создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения;
- исследования и испытания, освидетельствование, продление срока эксплуатации вооружения и военной техники, эталонирование контрольно - измерительной аппаратуры;
- ремонт вооружения и военной техники;
- консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военным и военно - техническим вопросам;
- иная деятельность в области военно - технического сотрудничества, не противоречащая законодательству РФ.
К третьему виду объектов - нематериальным объектам товарного характера (результатам интеллектуальной деятельности, в том числе исключительным правам на них) - относятся:
- результаты научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;
- изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно - технического назначения.
К четвертому виду объектов - информации - относятся:
- технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
- техническая документация (нормативно - техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно - методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
- стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;
- научно - техническая информация на материальных носителях военного, военно - технического назначения;
- специальное программно - математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ военного назначения;
- научно - техническая (нормативно - техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения.
К объектам гражданских правоотношений в области научно - технического сотрудничества применяется правовой режим, который в зависимости от характера оборотоспособности может быть жестким или мягким, а в зависимости от способа определения оборотоспособности объектов гражданских правоотношений - широким или узким.
Такое различие обусловливается характером объектов, их свойствами и государственным интересом в регулировании их оборотоспособности.
Мягкий правовой режим означает использование ограниченного набора средств государственного контроля над оборотом объектов гражданских правоотношений в сфере военно - технического сотрудничества. Он применяется к следующим объектам:
- специальным комплектующим изделиям, проведению работ и оказанию услуг в целях производства ПВН в рамках производственной кооперации государств - участников СНГ <*>, которые поставляются в порядке, предусмотренном соответствующими межправительственными соглашениями. Действующие в этой области соглашения предусматривают такие поставки без решений Президента и Правительства РФ и выдачи лицензии на вывоз (ввоз) ПВН;
--------------------------------
<*> См. п. 4 Положения о порядке осуществления военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденного Указом Президента РФ от 6 сентября 1999 г. N 1164.
- запасным частям, агрегатам, учебному и вспомогательному имуществу к ПВН (первый вид объектов гражданских правоотношений), а также к проведению работ по техническому обслуживанию и ремонту ПВН (второй вид объектов правоотношений), экспорт которых осуществляется по лицензиям на вывоз (ввоз) ПВН <*>.
--------------------------------
<*> См. подп. "в" п. 2 Положения о порядке осуществления военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
Жесткий правовой режим означает использование всего арсенала средств государственного контроля над оборотом продукции военного назначения как объекта гражданских правоотношений, который включает в себя:
- издание Правительством РФ соответствующего распоряжения, наделяющего субъективными правами на совершение сделки в отношении продукции военного назначения;
- выдачу лицензии на вывоз (ввоз) ПВН, которая наделяет субъективными правами на реализацию обязательств по внешнеторговому контракту в отношении продукции военного назначения.
Жесткий правовой режим применяется в отношении всей остальной продукции военного назначения.
Различие между узким и широким способами определения конкретных объектов правоотношений состоит в распространении ограниченной оборотоспособности на все объекты в конкретно - определенной сфере военно - технического сотрудничества (широкий способ) либо же в распространении ограниченной оборотоспособности на строго определенный перечень объектов правоотношений и соответственно в установлении запрета на оборот остальной ПВН (узкий способ). Такой подход предопределен установлением общего запрета на наиболее значимые юридические действия в сфере военно - технического сотрудничества и разрешительным порядком регулирования исключений из общего правила.
Теперь перейдем к анализу объектов гражданских правоотношений в сфере военно - технического сотрудничества.
Как уже отмечалось, к первому виду объектов гражданских правоотношений юридическая доктрина относит вещи, т.е. предметы материального мира, которым присуща товарная характеристика. Все они принадлежат к материальным благам, имеющим экономическую природу товара и являющимся объектами вещных прав. К этому виду применяется узкий способ определения конкретных объектов, ограниченно оборотоспособных в сфере военно - технического сотрудничества, куда входят:
- продукция военного назначения, перечисленная в разделе I Списка продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (далее - Список ПВН) <*>. В него включена номенклатура вооружений и военной техники с указанием возможности передачи лицензий на их производство <**>. Для этого подвида объектов установлен жесткий режим регулирования гражданского оборота, требующий издания распоряжения Правительства РФ и выдачи лицензии на вывоз (ввоз) ПВН;
--------------------------------
<*> В соответствии с п. 1 Закона о ВТС в области военно - технического сотрудничества действует Список ПВН, который включает объекты гражданских прав, имеющие вещную форму (вооружение и военная техника). В настоящее время Список ПВН утвержден закрытым Указом Президента

Проблемы определения бюджетных средств  »
Комментарии к законам »
Читайте также