Действие российского законодательства о несостоятельности (законодательство и экономика, n 2, 1999)
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
М.В.
ТЕЛЮКИНА
М.В. Телюкина, кандидат
юридических наук преподаватель кафедры
гражданского права МГУ и Академического
правового
университета.
Несостоятельность
(банкротство) - сравнительно новый институт
современного российского права. Между тем
дореволюционное российское конкурсное
право было весьма развито. К сожалению,
многие его достижения впоследствии
забылись, из советских учебников за
ненадобностью исключались параграфы о
банкротстве. В течение длительного времени
нормы о несостоятельности считались
чуждым, буржуазным институтом. В принципе,
эта мысль была верной, поскольку институт
банкротства, в отличие от многих других
институтов гражданского права, которые
могли к плановой экономике приспособиться
и хоть как-то развиваться, с ней несовместим
в принципе. Его можно назвать исключительно
рыночным.
Нормы о несостоятельности
(банкротстве) позволяют решить один из
самых сложных в условиях рынка вопросов - о
судьбе субъектов оборота, по тем или иным
причинам не исполняющих своих обязательств
перед контрагентами. Основными целями
конкурсного права являются восстановление
нормального функционирования должников -
юридических лиц (освобождение от долгов
должников - физических лиц) и ликвидация
юридических лиц, не способных эффективно
функционировать. Сложно сказать, какое из
этих направлений приоритетное.
В
конкурсном процессе обычно выделяются две
категории лиц, интересы которых
противоположны, - должник и кредитор (хотя,
безусловно, возможны ситуации, когда их
интересы совпадают, например, при
проведении внешнего управления, заключении
мирового соглашения). Из этого следует и
направленность законодательства о
несостоятельности на большую или меньшую
защиту либо должника, либо кредиторов. По
этому критерию различают пять мировых
систем законодательства о банкротстве (но
возможно и более мелкое дробление):
радикально прокредиторская, умеренно
прокредиторская, нейтральная, умеренно
продолжниковая, радикально
продолжниковая.
Российское
законодательство о несостоятельности
относят к нейтральной системе, поскольку
законодатель имел целью сбалансировать
интересы должника и кредиторов, не
склоняясь к большей защите той или другой
стороны. Этого принципа придерживается, за
некоторыми исключениями, и Закон РФ "О
несостоятельности (банкротстве)" от 8 января
1998 г., в равной мере защищая интересы как
кредиторов, так и должника.
Говоря о
применении любого закона, необходимо
решить в первую очередь вопрос о действии
его во времени, пространстве и по кругу
лиц.
Пожалуй, меньше всего вопросов
вызывает проблема действия Закона о
несостоятельности в пространстве. По
общему правилу (которое относится к
подавляющему большинству случаев), он
применяется на территории Российской
Федерации. Исключения составляют ситуации,
когда за пределами РФ к российским законам
прибегают по решению суда в соответствии с
коллизионными нормами международного
права, либо если это прямо предусмотрено
соглашением сторон. В противном случае
применяется право государства, в котором
возник спор, даже если в России в это время
ведется производство по делу о
несостоятельности соответствующего
должника. В такой ситуации обращение к
российскому конкурсному законодательству
возможно только на стадии исполнения
арбитражного решения, если активов
должника в государстве рассмотрения спора
нет либо их недостаточно. Следует отметить,
что в указанных ситуациях подлежит
применению Нью - Йоркская конвенция "О
взаимном признании и исполнении
арбитражных решений" 1958 г. Судебные решения,
в отличие от арбитражных, признаются и
исполняются в соответствии с двусторонними
договоренностями.
Следующая проблема -
применение законодательства о
несостоятельности по кругу лиц. Основные
возникающие при ее решении вопросы таковы:
распространяется ли законодательство о
несостоятельности как на юридические, так и
на физические лица, как на коммерческие, так
и на некоммерческие юридические лица, как
на объединения, являющиеся юридическими
лицами, так и на объединения, такового
статуса не имеющие, как на лица, так и на
других участников гражданского оборота.
Законодательство разных государств на эти
вопросы отвечает по-разному. Мы,
естественно, будем рассматривать
законодательство российское.
Возможность признания несостоятельными
наряду с юридическими физических лиц
существовала в дореволюционном российском
конкурсном праве. С точки зрения
применяющихся к должнику норм
принципиальное значение имеет его статус. К
предпринимателям как профессиональным
участникам гражданского оборота обычно
предъявляются более строгие требования.
Таким образом, выделяют несостоятельность
граждан - предпринимателей и граждан,
таковыми не являющихся. Закон РСФСР "О
несостоятельности (банкротстве)
предприятий" от 19 ноября 1992 г. упоминал
(иначе не скажешь) о возможности признания
банкротом гражданина - предпринимателя,
раскрывая понятие "предприятие". ГК РФ 1994 г.
включает специальную статью о банкротстве
предпринимателя - физического лица. Однако
ГК (не говоря уже о Законе о
несостоятельности (банкротстве)
предприятий) не содержал процедуры
признания физического лица
несостоятельным. И очень скоро на практике
стало ясно, что за отсутствием порядка
производства по делу о банкротстве
физического лица признание его банкротом
крайне затруднительно, если не невозможно.
Стало очевидным, что применение многих
норм, говорящих о юридических лицах, к
физическим нереально (например, никто,
естественно, не мог ответить на вопрос о
порядке ликвидации должника, признанного
банкротом). В результате нормы ст. 25 ГК РФ
длительное время не применялись.
Закон
о несостоятельности от 8 января 1998 г.
содержит положения, регламентирующие
порядок банкротства физического лица,
являющегося индивидуальным
предпринимателем <*>. Более того, в этом
Законе есть принципиально новое для
современного российского конкурсного
права положение о возможности банкротства
физического лица - непредпринимателя.
--------------------------------
<*> О понятии
предпринимательской деятельности и
статусе индивидуального предпринимателя
говорят ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, ст. 23 ГК РФ. К
гражданам, работающим по трудовому
договору (в том числе и имеющим наряду с
этим государственную регистрацию в
качестве предпринимателя), нормы о
профессиональных предпринимателях не
применяются, так как указанная
деятельность не осуществляется по
собственной инициативе на собственный
риск. Порядок регистрации гражданина в
качестве индивидуального предпринимателя
определен Положением о порядке
государственной регистрации субъектов
предпринимательской деятельности,
утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля
1994 г. Положение применяется до принятия
специального закона о регистрации
субъектов предпринимательской
деятельности.
Таким образом, система
банкротства физических лиц в настоящее
время определена следующим. Глава IX Закона
о банкротстве "Банкротство гражданина"
включает параграф 1 "Общие положения";
параграф 2 "Особенности банкротства
индивидуального предпринимателя"; параграф
3 "Особенности банкротства крестьянского
(фермерского) хозяйства" (в последнем случае
речь, по сути, идет об особой разновидности
банкротства индивидуального
предпринимателя, каковым является глава
крестьянского (фермерского) хозяйства). То
есть банкротство граждан, не имеющих
статуса индивидуального предпринимателя,
осуществляется в соответствии с параграфом
1 гл. IX, банкротство индивидуального
предпринимателя - согласно параграфу 1 и
параграфу 2 гл. IX, причем параграф 1 имеет
субсидиарное применение. Последнее очень
важно, так как к индивидуальным
предпринимателям предъявляются
значительно более строгие требования. В
частности, критерием несостоятельности
физического лица - непредпринимателя
является неоплатность (то есть для
признания его банкротом должна быть
доказана недостаточность всего имущества
для удовлетворения заявленных требований
кредиторов). Для индивидуального
предпринимателя критерием банкротства
выступает неплатежеспособность (то есть
достаточно неуплаты определенного
денежного долга в течение установленного
срока, а наличие и объем имущества значения
не имеют).
Следует отметить еще одну
принципиальную проблему, не решенную
действующим законодательством: какие нормы
следует применять к субъекту, ведущему
предпринимательскую деятельность, но не
зарегистрированному соответствующим
образом? С одной стороны, согласно п. 4 ст. 23
ГК РФ гражданин, осуществляющий
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица с нарушением
требований о государственной регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя,
не вправе ссылаться в отношении
заключенных им при этом сделок на то, что он
не является предпринимателем. Из этого
следует применение к сделкам такого
гражданина норм о профессиональных
предпринимателях. С другой стороны, при
проведении в судах производства по делу о
несостоятельности речь не идет о сделках.
Поэтому, если п. 4 ст. 23 ГК РФ толковать
буквально, дело о банкротстве
индивидуального предпринимателя может
быть возбуждено только при наличии его
государственной регистрации.
На мой
взгляд, такое положение нелогично.
Представляется целесообразным применение
параграфа 2 гл. IX Закона о банкротстве в
ситуациях, когда большинство требований
кредиторов основано на обязательствах, на
которые может быть распространено действие
п. 4 ст. 23 ГК РФ. То есть к гражданам, хоть и не
зарегистрированным в качестве
индивидуальных предпринимателей, но
ведущим предпринимательскую деятельность,
необходимо применять нормы о
несостоятельности.
Возможность
признания банкротства как индивидуальных
предпринимателей, так и лиц, не имеющих
такого статуса, существует в
законодательствах большинства крупных
государств, за исключением Франции, где
банкротами могут быть только граждане -
предприниматели. <*>
--------------------------------
<*> Следует
учитывать, что нормы Закона от 8 января 1998 г.,
относящиеся к банкротству граждан, не
являющихся индивидуальными
предпринимателями, в настоящее время не
применяются; указанные положения в силу п. 2
ст. 185 Закона вводятся в действие после
внесения соответствующих изменений в ГК
РФ.
На первый взгляд может показаться, что
нераспространение действия
законодательства о несостоятельности на
физических лиц - непредпринимателей
создает для них более льготный, щадящий
режим, ставит в более выгодное положение по
сравнению с предпринимателями. На самом
деле это не так. Вследствие признания
банкротом (так называемое потребительское
банкротство) гражданин в силу п. 1 ст. 162
Закона о банкротстве освобождается от
долгов (за исключением долгов личного
характера). В противном случае, при
отсутствии законодательной возможности
банкротства, погашения обязательств не
происходит, и кредиторы имеют право
обратить взыскание на любое (когда бы оно ни
появилось) имущество должника в течение
неопределенного времени. Более того,
обязанность исполнить требования
кредиторов переходит по наследству.
Таким образом, объявление гражданина
банкротом избавляет его от необходимости в
течение неопределенного времени всем своим
имуществом отвечать по обязательствам. В
целях пресечения недобросовестных
действий, направленных на использование
процедуры банкротства для освобождения от
долгов, ст. 163 Закона о банкротстве
предусматривает более строгие последствия
повторного банкротства гражданина.
Включение в законодательство норм о
банкротстве граждан (как предпринимателей,
так и непредпринимателей) - безусловно,
явление позитивное.
Следующий вопрос,
который предстоит рассмотреть, - применение
законодательства о банкротстве к
коммерческим и некоммерческим
организациям.
ГК РФ и Закон о
банкротстве устанавливают, что далеко не
все юридические лица - участники
гражданского оборота (как
профессиональные, так и
непрофессиональные) могут быть признаны
несостоятельными. При этом субъекты могут
быть разделены на три группы: во-первых,
изъятые из-под действия законодательства о
несостоятельности; во-вторых, те, к которым
применяются общие правила; в-третьих, те,
для которых установлены те или иные
особенности производства по делу о
несостоятельности.
К первой группе
относятся казенные предприятия и все
некоммерческие организации, за исключением
потребительских кооперативов и фондов, к
третьей - такие юридические лица, как
страховые, кредитные, градообразующие,
сельскохозяйственные организации,
профессиональные участники рынка ценных
бумаг, а также должники, находящиеся в
процессе ликвидации или так называемые
отсутствующие должники. Все остальные
должники могут быть признаны банкротами по
общим правилам, установленным законом. Это
означает, что в случае неисполнения
должником денежного обязательства либо
неуплаты обязательных платежей в размере
более 500 минимальных размеров оплаты труда
в течение более трех месяцев возможно
обращение в арбитражный суд самого
должника, кредиторов, прокурора, иных
уполномоченных лиц с требованием о
признании должника банкротом. Далее
запускается процедура, направленная в
первую очередь на восстановление
финансового состояния должника в течение
наблюдения и внешнего управления. Если
арбитражный суд придет к выводу о
невозможности оздоровления должника,
выносится решение о признании его
банкротом и об открытии конкурсного
производства. Это означает, что, во-первых,
конкурсный управляющий проводит
мероприятия по выявлению и возврату
имущества должника, находящегося у третьих
лиц, и взысканию дебиторской задолженности;
во-вторых, при распределении имущества,
составляющего конкурсную массу,
применяются нормы об очередности и
соразмерности удовлетворения требований
кредиторов.
Очевидно, что указанные
выше мероприятия не проводятся, если
должник является субъектом, в отношении
которого не может быть возбуждено
производство по делу о несостоятельности.
Чтобы ответить на вопрос о практических
последствиях невозможности применения
законодательства о несостоятельности,
целесообразно подробнее рассмотреть и
очертить круг этих субъектов, а также
некоторые особенности их
функционирования.
Как было отмечено,
несостоятельными могут быть признаны все
коммерческие юридические лица за
исключением казенных предприятий. Казенное
предприятие - государственное унитарное
предприятие, основанное на праве
оперативного управления, которое в
соответствии с п. 1 ст. 115 ГК РФ может быть
образовано по решению Правительства РФ на
базе имущества, находящегося в федеральной
собственности. Поскольку казенные
предприятия не могут быть созданы
субъектами РФ и муниципальными
образованиями, их количество обычно
невелико. К таким предприятиям, в частности,
относятся те, которые производят некоторые
виды оборонной продукции, исправительно -
трудовые учреждения.
Казенное
предприятие не может быть банкротом в силу
того, что п. 5 ст. 115 ГК РФ предусматривает по
его обязательствам субсидиарную
ответственность при недостаточности его
имущества. Из этого