Статья 6. объект авторского права. общие положения. 1. авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
объемно - пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
в других формах.
3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.
4. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Комментарий к статье 6
1. Пункт 1 называет объектом авторского права "произведения".
Этот термин в Законе не раскрыт.
Вместе с тем из содержания п. п. 1 и 2 ст. 6 может быть сделан вывод о том, что произведение - это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме.
2. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира. Следовательно, само произведение не материальный, а идеальный объект.
3. Однако охрана, предоставляемая авторским правом, возникает лишь с того момента, как этот идеальный результат будет выражен в какой-либо объективной (материальной) форме. Объективная (материальная) форма выражения произведения не входит в понятие "произведение", это не форма произведения.
Материальный объект, в котором произведение выражено (или в котором произведение заключено), охраняется правом собственности (см. п. 5 ст. 6 и комментарий к нему), а не авторским правом.
4. Творчество представляет собой познание нового, ранее неизвестного. Таким образом, творчество приводит к новому, ранее неизвестному результату.
Различают субъективную и объективную новизну творческого результата.
Субъективная новизна - это неожиданность, неизвестность полученного результата для самого создателя.
Объективная новизна - это неизвестность полученного творческого результата не только для лица, получившего этот результат, но и для остальных лиц.
Авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной.
5. Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга.
Если бы такие результаты охранялись авторским правом, пришлось бы либо условно признавать всех лиц, получивших такие результаты, соавторами, либо признавать автором только то лицо, которое первым получило такой результат, для чего необходимо было бы установить систему определения первенства (приоритета) и, очевидно, систему регистрации всех произведений.
Поскольку ни того, ни другого в авторском праве нет, следует признать, что авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно, т.е. лицами, работающими независимо друг от друга.
Отсюда вывод: авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными, не повторяющимися при параллельном творчестве. Такие неповторяющиеся творческие результаты называют оригинальными.
В законах об авторском праве многих зарубежных стран прямо указывается, что авторским правом охраняются оригинальные творческие результаты.
Точно так же и в российском законодательстве: под охраняемым произведением имеется в виду оригинальный творческий результат.
6. Пункт 1 комментируемой статьи относит охраняемые произведения к сфере "науки, литературы и искусства". Иногда говорят, что в произведении должно содержаться литературное, научное или художественное творчество.
Указание Закона на сферу "науки, литературы и искусства" нельзя понимать ограничительно. В частности, техническое творчество следует считать разновидностью научного творчества, а технические результаты - научными результатами.
Математические формулы следует включать в понятие "литература", а результаты художественно - промышленного конструирования (технической эстетики, дизайна) - в понятие "наука" или "искусство".
Научная литература должна быть включена в понятие "литература", а не в понятие "наука".
Понятие "искусство" трактуется широко и включает в себя, кроме изобразительных искусств, музыку, танец, хореографию, театр, художественные аудиовизуальные произведения, художественные фотографии и т.п.
7. Отнесение того или иного конкретного произведения к сфере "науки", "литературы" или "искусства" несущественно для решения вопроса о предоставлении произведению самой охраны авторским правом. Однако такое отнесение произведения к одной из этих трех сфер в некоторых случаях имеет значение для определения объема предоставляемой охраны. Так, авторское право на литературное произведение обычно включает право на перевод, а авторское право на произведения науки и искусства этого права не знает. С другой стороны, право следования принадлежит только автору некоторых видов произведений искусства (см. п. 2 ст. 17 и комментарий к нему).
8. Под упоминаемым в п. 1 данной статьи назначением произведения следует понимать предполагаемый или фактический метод его использования. Этот метод может быть предложен самим автором или быть применен позже, причем - даже независимо от намерения автора. В Законе в нескольких случаях говорится о назначении произведения, например, применительно к базам данных, программам для ЭВМ и произведениям декоративно - прикладного искусства.
Предполагаемый метод использования произведения не влияет на решение вопроса об охраняемости произведения авторским правом, однако фактический метод использования иногда влияет на содержание и объем имущественных прав.
9. В пункте 1 данной статьи устанавливается, что авторское право распространяется на произведения независимо от их достоинств.
Под "достоинствами" понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к форме или содержанию: актуальность темы, художественные образы, научная глубина и достоверность и т.п.
Авторским правом охраняются как высокохудожественные, глубоконаучные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или художественном отношении. Правда, последние не должны обнародоваться, публиковаться и вообще использоваться в связи с их низкими характеристиками. Но это не значит, что они вообще не охраняются авторским правом. Закон подчеркивает охраняемость любого оригинального творческого результата.
10. В отличие от прежнего законодательства для признания произведения объектом авторского права ныне не требуется наличия возможности его воспроизведения.
Это означает, что охраной пользуются такие уникальные объекты, которые вообще невоспроизводимы или невоспроизводимы в настоящее время в связи с отсутствием необходимых технических средств.
Строго говоря, многие произведения искусства воспроизводимы лишь частично, поскольку копия отличается от оригинала. Тем не менее такие произведения охраняются авторским правом.
11. Под объективной формой выражения произведения, требующейся для возникновения охраны авторским правом, понимается такая форма, которая позволяет иным лицам (кроме автора) ознакомиться с произведением.
Примерный перечень таких форм выражения произведений содержится в п. 2 рассматриваемой статьи.
Этот перечень не является исчерпывающим.
12. Как вытекает из построения п. 2 данной статьи, выражение произведения в объективной форме может не совпадать с обнародованием произведения. Иными словами, произведение, выраженное в объективной форме, может оставаться необнародованным.
Исключение, однако, составляют произведения, выраженные в устной форме: поясняется, что такие произведения должны быть не просто произнесены или исполнены, эти действия должны быть совершены "публично". Иными словами, в этом случае момент выражения произведения в объективной форме совпадает с моментом обнародования произведения, т.е. устные произведения, если они не обнародованы, не пользуются авторской охраной.
13. Под звуко- и видеозаписями в п. 2 имеются в виду формы выражения объектов авторского права, а не объекты смежных прав.
14. Произведение считается выраженным в объективной форме и получает охрану по авторскому праву независимо от того, может ли такая объективная форма выражения произведения восприниматься непосредственно органами чувств (зрение, слух и т.п.) или она воспринимается человеком лишь с помощью каких-либо технических средств.
15. В п. 3 говорится об очень важном принципе авторского права: охрана распространяется не только на произведение в целом, но и на любую оригинальную часть произведения. При этом она охраняется самостоятельно как отдельное произведение.
Под частью произведения понимается как механически выделенная из произведения часть (фрагмент картины, отрывок кинофильма, строфа стихотворения, заглавие произведения и т.п.), так и такая часть, которая создана с помощью творчества другого лица (адаптация главы из книги и т.п.).
Может ли та или иная часть произведения использоваться самостоятельно, т.е. отдельно от целого произведения, устанавливается фактически, путем отдельного использования этой части.
Некоторые части произведения не являются оригинальными и их использование не нарушает авторских прав.
Неоригинальные названия произведений ("Мисс Россия" - для сценария конкурса красоты, "Петербургские тайны" - для телефильма и литературного произведения, и т.п.) авторским правом сами по себе охраняются, но могут получать правовую охрану на основе других правовых институтов (например, как товарные знаки или на основе норм о недобросовестной конкуренции).
Отдельные кадры аудиовизуального произведения могут быть оригинальными и охраняться авторским правом, но они не являются частями аудиовизуального произведения (см. ст. 13).
Отдельные слова и даже выражения литературного произведения могут быть новыми, но они часто не являются оригинальными, а потому авторским правом не охраняются и не подпадают под рассматриваемую норму.
16. В пункте 4 данной статьи решается вопрос об охраняемости авторским правом элементов формы и элементов содержания произведения.
В любом произведении различают структурные элементы формы произведения и элементы его содержания. Например, в произведении художественной литературы к элементам формы относятся: язык, художественные образы, последовательность изложения, а к элементам содержания - тема, сюжет, идейные достоинства и т.п.
При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, через которую оно и выступает.
В пункте 4 рассматриваемой статьи перечислены наиболее характерные элементы содержания различных произведений и указано, что эти элементы авторским правом не охраняются.
Объясняется это тем, что элементы содержания произведения не являются оригинальными, т.е. могут быть повторно созданы другими лицами, работающими независимо от первого "автора" (см. п. 5 комментария к настоящей статье).
При этом не имеет значения, являются ли такие элементы новыми, поскольку новизны недостаточно для возникновения охраны по авторскому праву.
17. Если элементы, перечисленные в п. 4, являются объективно новыми (см. п. 4 комментария к настоящей статье), то их "автор" может получить охрану этих элементов на основе патентного права (т.е. в качестве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов) или на основе другой правовой системы.
18. Элементы содержания произведения, хотя и не получают прямой охраны на основе авторского права, пользуются вместе с тем косвенной охраной, поскольку они выражены в какой-либо оригинальной форме.
Поэтому норма п. 4 данной статьи, по сути дела, устанавливает, что идеи, методы, процессы и т.п., содержащиеся в произведении, не охраняются авторским

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также