"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. n 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (постатейный) (Батяев А.А.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Принят
Государственной Думой
15 ноября 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 02.03.1999 N 41-ФЗ,
от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
Комментируемую статью по содержанию можно рассматривать как вводную, подобно преамбуле других федеральных законов, в настоящей статье наиболее обобщающе говорится о тех сферах и областях общественных отношений, которые урегулированы настоящим Законом.
Обратим внимание на формулировку первого абзаца комментируемой статьи. В ней указано, что Закон устанавливает правовые основы безопасности дорожного движения. Данное положение означает, что комментируемый Закон не устанавливает подробное правовое регулирование, не создает какие-то конкретные правила, обеспечивающие безопасность на дорогах России, а предлагает правовые основы (определенные рамки) такого регулирования. В последующих статьях Закона мы не раз увидим, что он определяет права и обязанности органов государственной власти федерального уровня (исполнительной власти) и органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, говорит о координации их деятельности. В основном именно в таком регулировании и выражается правовая норма об установлении именно правовых основ, а не подробного регулирования. Такой подход законодателя к урегулированию вопросов обеспечения безопасности дорожного движения можно объяснить тем, что комментируемый Закон по своему статусу является федеральным. Непосредственно безопасность дорожного движения будет обеспечиваться не конкретно одним органом государственной власти, а системой органов в пределах их полномочий, должна проводиться координация их деятельности. Сама структура органов государственной власти (особенно исполнительной на федеральном уровне) постоянно изменяется. Обратим внимание хотя бы на то, что за последние 10 лет полномочия органа ГАИ, затем ГИБДД постоянно изменялись. Именно поэтому в настоящем Законе не должно быть подробного описания полномочий органа государственной власти, полномочного обеспечивать безопасность на наших дорогах, а должна быть своего рода отсылка к тем нормативным актам подзаконного характера, которые непосредственно и устанавливают структуру полномочных органов, их права и обязанности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Обратимся к содержанию задач, которые поставил перед собой законодатель в комментируемом Законе.
Сразу же следует отметить, что все указанные в абз. 2 настоящей статьи задачи носят одну ярко выраженную направленность - они не разделяют обеспечение прав пешеходов, пассажиров и водителей как участников процесса дорожного движения, а говорят о защите прав граждан. В понятие "граждан" как раз и входят все участники дорожного движения. Все задачи связаны также с единственным средством их реализации - предотвращение дорожно-транспортных происшествий (далее в настоящем комментарии - ДТП).
Первую группу задач можно определить как охрану жизни и здоровья граждан. Охрана их жизни и здоровья возможна только одним-единственным способом - предотвращение ДТП и оказание как можно более скорой и своевременной медицинской помощи пострадавшим от ДТП. Довольно часто бывает так, что скорая медицинская помощь слишком поздно добирается до пострадавших, для этих целей как раз и была придумана первая медицинская доврачебная помощь. Ее может оказать практически каждый, на законодательном уровне это выразилось в том, что каждое автотранспортное средство может быть допущено к дорожному движению только при наличии аптечки водителя в автотранспортном средстве.
Вторую группу задач составляет защита имущества граждан. Как правило, такая защита осуществляется посредством норм права по возмещению вреда, причиненного гражданам в результате ДТП. Так, Законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. Кроме того, ст. 1079 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлены правовые основы возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности. Автотранспортное средство как раз и является таким источником повышенной опасности.
Третью группу задач можно определить как защиту прав и законных интересов граждан - участников дорожного движения. В более широком смысле содержание данной задачи особого интереса не представляет, поскольку это обобщающая формулировка и включает в свое содержание все предыдущие задачи правового регулирования. Однако в более узком смысле, исключая содержание предыдущих рассмотренных задач, можно сказать, что под обеспечением прав и законных интересов граждан будет пониматься именно процесс достижения возмещения вреда, привлечение виновного не только к гражданско-правовой, но и административной или даже уголовной ответственности. Все это возможно только при надлежащем и своевременном фиксировании уже результатов случившегося ДТП, их надлежащем расследовании. Известны случаи, когда, например, недобросовестные водители подкупают (дают взятку) тем же сотрудникам милиции, расследовавшим ДТП, и таким образом избегают уголовной ответственности. Именно с такой позиции и следует рассматривать задачу обеспечения прав граждан, пострадавших от ДТП. Определенная недобросовестность наблюдается и со стороны страховых компаний, чьи агенты выезжают на место ДТП и фиксируют его результаты. Своевременное установление виновного в случившемся ДТП и надлежащая фиксация доказательств его вины как раз и обеспечивают достижение задачи по защите прав и законных интересов граждан, пострадавших от ДТП.
Четвертая, и последняя, группа задач состоит в защите интересов общества и государства, она определяется как максимальное обеспечение безопасности на дорогах нашей страны.
Статья 2. Основные термины
Комментарий к статье 2
Настоящая статья также носит вводный характер, в ней приводится перечень правовых понятий, которые будут использоваться нами в дальнейшем при рассмотрении вопросов безопасности дорожного движения. Все понятия несложны в своем понимании и в детальном анализе не нуждаются. Однако следует особо обратить внимание на содержание такого понятия, как транспортное средство: что понимается под ним в настоящем Законе и в других законодательных и подзаконных актах? Столь пристальное внимание на данное определение транспортного средства мы обращаем потому, что многими авторами даются самые разные понятия транспортных средств. Поэтому нам необходимо выяснить, что понимать под транспортным средством в настоящем комментарии.
Если исходить из буквального толкования понятия транспортного средства только по цели его предназначения (перевозка людей, грузов), то получается, что даже велосипед или тележка будут подходить под содержание такого определения. Определение транспортного средства, приведенное в настоящем Законе, полностью совпадает с другими определениями из иных нормативных актов. Если посмотреть и на то обстоятельство, что транспортное средство предназначено для перевозки по дорогам, а понятие дорог в настоящем Законе также самое широкое (это не только дороги в буквальном смысле, но и тротуары), вывод о том, что в содержание транспортного средства включается и велосипед, и тележка, лишний раз подтверждается. Даже багажная сумка на маленьких колесах тоже может входить в содержание транспортного средства, поскольку на ней можно перевозить определенные грузы.
Аналогичное определение транспортного средства приведено в Постановлении Совета Министров РФ от 23.10.1993. Транспортное средство согласно данному Постановлению - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. При этом отдельно в Постановлении даны понятия мотоцикла, мопеда, велосипеда. Статья 1 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" закрепляет такое же определение транспортного средства.
Получается, что столь широко транспортное средство понимать не стоит. Велосипед к нему относится, а вот все возможные телеги и коляски - нет. Такая неопределенность, возможно, возникает потому, что во всех определениях нет указания на такое качество транспортного средства, как его самоходность. Именно самоходность и отличает все транспортные средства от нетранспортных средств применительно к настоящему Закону.
Обратим также внимание на то, что такие транспортные средства, как катера и пароходы, поезда, самолеты, не рассматриваются нами в настоящем Законе, поскольку он посвящен и регулирует отношения именно в сфере безопасности дорожного, а не воздушного, железнодорожного или речного движения.
Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения
Комментарий к статье 3
Исходя из названия, комментируемая статья должна устанавливать именно принципы государственного правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Однако, если проанализировать данные принципы, то можно сказать, что это скорее цели, которые пытается достичь государственное управление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, но не принципы правового регулирования данной области общественных отношений.
Первой целью отмечено достижение приоритета жизни и здоровья граждан - участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Что это значит?
Такое утверждение законодателя в комментируемом Законе неслучайно, поскольку уже ст. 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, должны стать первоочередной задачей в правовом регулировании. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - прямая обязанность государства. Поэтому приоритет жизни и здоровья граждан, а также ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения указаны в настоящей статье в качестве основных целей правового регулирования. Конечно, о практической реализации положений комментируемой статьи говорить не приходится, это принципы, как указал законодатель, и потому практического механизма реализации ответственности государства не существует. Как и всякий принцип, ответственность государства представляет собой благое намерение, цель.
Соблюдение интересов граждан, общества и государства тоже определено как один из принципов правового регулирования. По своему содержанию данный принцип продолжает мысль (идею, цель) первых двух принципов о защите прав и законных интересов человека и ответственности государства. В данном случае более уместно говорить о достижении баланса интересов государства и граждан - участников дорожного движения. Такой вывод можно сделать исходя из того, что государство со своей стороны должно максимально обеспечить безопасность дорожного движения. Для этих целей устанавливаются контрольно-пропускные пункты и возможно проведение прочих контрольных мероприятий. Для этих целей ряд органов государственной власти, и прежде всего ГИБДД, наделяются рядом контрольных полномочий проверять и наказывать за нарушение в сфере дорожного движения. Таким образом, создаются определенные административные барьеры, которые позволяют отчасти контролировать и снижать опасность на российских дорогах. Но это в свою очередь влечет и негативные последствия, и в первую очередь для организаций, занимающихся автоперевозками грузов, ведь все излишние проверки отнимают много времени и делают экономически не столь привлекательными перевозки автотранспортом. Есть и другие проблемы, которые неизбежно возникают при тотальном контроле на дорогах сотрудниками ГИБДД, именно поэтому государство при установлении контроля должно учитывать и другие общественные интересы.
Последним указан принцип программно-целевого подхода к обеспечению безопасности дорожного движения. В нашей стране разрабатываются и действуют федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Федеральные программы разрабатываются в соответствии с требованиями к таким программам, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников. 20.02.2006 была принята и утверждена Постановлением Правительства РФ Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", более подробно мы рассмотрим ее в комментарии к ст. 10 настоящего Закона.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения
Комментарий к статье 4
Комментируемой статьей рассматривается законодательство, которое регулирует напрямую или опосредованно отношения в сфере безопасности дорожного движения. Это двухуровневая система законодательства, поскольку выражена в законах и нормативных актах федерального уровня (которые действуют и применяются по всей стране) и законах (подзаконных актах) субъектов Федерации (которые применяются только на территории того субъекта РФ, где они приняты). Законодательство субъектов РФ не должно противоречить законодательству федерального уровня. Законодательство субъектов РФ может лишь дополнять федеральное законодательство. В свою очередь все законодательство (система права) состоит из законов и подзаконных актов. Подзаконные нормативные акты в настоящее время составляют большинство актов, которые регулируют безопасность дорожного движения. Все они непосредственно регулируют вопросы безопасности или отчасти устанавливают их.
Например, можно сказать, что Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) предусматривает 2 состава преступлений, которые относятся к безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения полностью регулируют только отношения в сфере установления безопасности дорожного движения. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации утверждены Постановлением Совета Министров от 23.10.1993 N 1090. Данные положения регулируют безопасность дорожного движения с той позиции, что устанавливают требования (правила), которые обеспечивают техническую исправность автотранспортных средств.
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий" утверждены Правила по учету дорожно-транспортных происшествий. Такие Правила также регулируют отношения по безопасности дорожного движения,
'Обзор последних изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации: комментарий к Федеральным законам от 18 июля 2006 г. n 119-ФЗ, от 26 июля 2006 г. n 134-ФЗ и от 27 июля 2006 г. n 137-ФЗ, 144-ФЗ и 151-ФЗ' (Феоктистов И.А., Филина Ф.Н., Нечипорчук Н.А.) ('ГроссМедиа', 2006)  »
Читайте также