"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. n 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (постатейный) (Белянинова Ю.В.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ,
от 08.05.2004 N 34-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 25.11.2006 N 196-ФЗ, от 21.12.2006 N 239-ФЗ,
от 09.04.2007 N 43-ФЗ, от 22.07.2008 N 156-ФЗ,
от 18.07.2009 N 187-ФЗ,
от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009),
с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ
от 11.05.2006 N 187-О)
Комментарий к преамбуле
В 2001 году в связи с изменившимся социально-экономическим положением в России возникла острая необходимость проведения пенсионной реформы и создания принципиально новой системы пенсионного обеспечения. Новое пенсионное законодательство было разработано и принято в рекордно короткие сроки - с 1 января 2002 г. уже вступили в действие новые законы, регламентирующие назначение, размеры и порядок начисления пенсий.
Одним из основных законов, входящих в систему пенсионного обеспечения и являющихся составляющей частью пенсионной реформы, является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Необходимо отметить, что одновременно с принятием данного Закона были разработаны и приняты Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Эти Законы можно образно назвать двумя "столпами", на которых стоит институт пенсионного обеспечения в Российской Федерации и которые регламентируют  основания возникновения права на пенсию и  порядок назначения двух видов пенсий - трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Трудовую пенсию получает основная масса населения пенсионного возраста. Условиями для назначения трудовой песни являются достижение установленного Законом пенсионного возраста, который в России составляет для мужчин - 60 лет и для женщин - 55 лет, и уплата страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования в течение 5 лет, то есть наличие страхового стажа не менее 5 лет. Источником финансирования трудовых пенсий являются средства Фонда обязательного пенсионного страхования РФ.
Пенсии, которые выплачиваются в соответствии с комментируемым Законом, являются  государственными пенсиями, и источником их финансирования является федеральный бюджет.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении" установлены категории лиц, имеющих право на пенсию в соответствии с данным Законом, основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, порядок определения размера пенсии и ее назначения.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению
Комментарий к статье 1
1. Первая часть настоящей статьи состоит из нескольких норм, касающихся назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Во-первых, это общая норма, устанавливающая, что  данный вид пенсии назначается и выплачивается в соответствии с комментируемым Законом. Однако если пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан не регламентировано данным Законом, то оно осуществляется в соответствии с другими федеральными законами.
Так, пенсионное обеспечение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Также Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" регламентирует пенсионное обеспечение указанных категорий лиц.
Вместе с тем в ходе совершенствования законодательства в комментируемом Законе появляются нормы, регламентирующие государственное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, которое ранее устанавливалось иными нормативными актами. Так, пенсионное обеспечение космонавтов ранее осуществлялось в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 17 мая 1993 г. N 455 "Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов". В настоящее время Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" комментируемый Закон дополнен ст. 7.1 "Условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов и членам их семей", а указанное Положение, соответственно, признано утратившим силу с 1 января 2010 г., за исключением нормы, регламентирующей периоды, дающие право на пенсию за выслугу лет.
Во-вторых, Законом установлено, что изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению  осуществляется исключительно путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон. Указанная норма является общепринятой и содержится во всех действующих и вновь принимаемых федеральных законах, касающихся всех областей нормотворческой деятельности, включая и законодательство о пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации. Она является необходимой и оправданной, предотвращает правовые ошибки в применении законодательства и нагромождение законодательных и нормативных актов, упрощает и систематизирует нормотворчество. В период действия комментируемого Закона в него был внесен ряд изменений. Так, изменения и дополнения вносились Федеральным законом от 9 апреля 2007 г. N 43-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Последние изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 января 2010 года, внесены Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает приоритет международных договоров в правоотношениях, возникающих по поводу пенсионного обеспечения, в том числе и при назначении государственных пенсий. Данная норма является конституционной, также содержится во всех принятых и действующих федеральных законах во всех областях правовой системы и основывается на положениях п. 4 ст. 15 Конституции РФ, которым установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Понятие международного договора дано в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", где международный договор Российской Федерации определен как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Вопросы пенсионного обеспечения отражены во многих международных договорах. Приведем лишь некоторые и наиболее значимые из них. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.) гласит: "Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства". Кроме того, ст. 25 данного документа закрепляет право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Важное значение имеют международные договоры, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения, заключенные между Российской Федерацией и бывшими союзными республиками - ныне независимыми государствами, странами СНГ. Так,  Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., заключенным между Россией, Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Данным Соглашением установлены следующие основные нормы:
- каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан;
- все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями;
- для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения;
- при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
Ряд международных договоров и соглашений о пенсионном обеспечении граждан и сотрудничестве в области социального обеспечения был заключен до распада СССР. Часть указанных соглашений действуют и в настоящее время, и Российская Федерация выступает в них как правопреемник Союза ССР. Так, ныне действующими являются:
- Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г.;
- Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.;
- Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г.;
- Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г. и др.
Кроме того, Российской Федерацией ратифицированы и являются действующими в настоящее время:
- Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, подписанный представителями РФ и Испании в Мадриде 11 апреля 1994 г.,
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.,
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г.,
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г.,
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. и др.
3. Частью 3 настоящей статьи определены полномочия Правительства РФ по установлению порядка реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан в случаях, прямо предусмотренных в комментируемом Законе.
Так, в соответствии со ст. 10 настоящего Закона в компетенцию Правительства РФ входит определение условий назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей. В данном случае следует отметить, что пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, регламентировано Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Кроме того, ст. 19 комментируемого Закона установлено, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством РФ, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом РФ. В целях реализации данной нормы Правительством РФ было принято Постановление от 15 сентября 2003
'Комментарий к отдельным главам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. n 95-ФЗ' (постатейный) (Григорьева Е.А.) (под ред. С.Г. Суворовой)  »
Читайте также