"Обзор последних изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации: комментарий к Федеральным законам от 18 июля 2006 г. n 119-ФЗ, от 26 июля 2006 г. n 134-ФЗ и от 27 июля 2006 г. n 137-ФЗ, 144-ФЗ и 151-ФЗ" (Феоктистов И.А., Филина Ф.Н., Нечипорчук Н.А.) ("ГроссМедиа", 2006)

ОБЗОР ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ
В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ
ОТ 18 ИЮЛЯ 2006 Г. N 119-ФЗ, ОТ 26 ИЮЛЯ 2006 Г. N 134-ФЗ
И ОТ 27 ИЮЛЯ 2006 Г. N 137-ФЗ, 144-ФЗ И 151-ФЗ
И.А. ФЕОКТИСТОВ, Ф.Н. ФИЛИНА, Н.А. НЕЧИПОРЧУК
ВВЕДЕНИЕ
Президент подписал сразу четыре Федеральных закона: от 18 июля 2006 г. N 119-ФЗ, от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ, от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ, 144-ФЗ и 151-ФЗ. Все эти законы внесли изменения в Налоговый кодекс РФ. И если вторая часть подверглась существенным, но небольшим изменениям, поправки в часть первую Налогового кодекса РФ носят поистине революционный характер - речь идет ни много ни мало о совершенствовании налогового администрирования. После принятия всех необходимых подзаконных актов Президент РФ намеревается объявить о введении моратория на налоговые новшества. Сколько по времени продлится запрет - пока неизвестно. Однако верится в это слабо. Ведь многие из новых поправок готовились второпях, поэтому применять их можно будет только после того, как минфиновцы выпустят свои разъяснения. Так что, несмотря на благое начинание главы государства, думается, что комментируемые изменения все-таки не последние.
Однако что же собственно поменялось? Обо всем по порядку.
Начнем с поправок, внесенных в часть первую Налогового кодекса РФ. С нового года налоговики не смогут без решения суда взыскивать штрафы. Законодатели отменили введенную в конце прошлого года статью 103.1 Налогового кодекса РФ.
Налоговый кодекс теперь четко определяет процедуру проверок. Главное: установлены предельные сроки проверок. Исключены встречные проверки как самостоятельный вид. Устанавливается предельное количество выездных налоговых проверок в отношении одного налогоплательщика - не более двух проверок в течение календарного года. Это положение распространяется и на самостоятельные выездные налоговые проверки в филиалах и представительствах. Решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки организации сверхуказанного ограничения может быть принято только непосредственно руководителем Федеральной налоговой службы.
По результатам камеральных проверок теперь будут составлять акты, на которые налогоплательщик может представить возражения. Правда, только в том случае, если в декларации проверяющие найдут ошибки и неточности. Налоговики с момента вступления в силу поправок смогут требовать от налогоплательщиков в ходе "камералки" только декларацию и лишь те документы, список которых определен Налоговым кодексом. Затребовать другие бумаги можно будет только для подтверждения права на налоговые льготы и на возмещение из бюджета НДС. По результатам камеральной проверки, выявившей налоговые нарушения, будет составляться акт.
Кроме того, налогоплательщикам дадут больше времени на подготовку документов и исполнение требований фискалов, а также на обжалование их решений.
Банки теперь будут отвечать за то, что перечислили деньги с замороженных счетов налогоплательщиков. Налоговики получили возможность предъявлять иски кредитным учреждениям. Конечно, в суде нужно будет доказать, что указанные действия банкиров повлекли за собой невозможность взыскать с неплательщиков недоимки, санкции и пени.
Но есть и положительные сдвиги. При взыскании недоимки налоговые органы не смогут арестовывать все счета и прекращать операции налогоплательщика. Такое ограничение будет возможно только в пределах недоимки, штрафов и пеней. Однако без ложки дегтя не обошлось и здесь. С нового года фискалы получат возможность приостанавливать операции по счетам фирмы и в том случае, если фирма не погасит штрафы и пени по налогам.
С нового года сдавать электронную отчетность в обязательном порядке должны будут фирмы, среднесписочная численность которых на 1 января 2007 года составляет больше 250 человек. С 1 января 2008 года этот лимит будет уменьшен до 100 человек.
В новой редакции теперь изложена статья 6.1 Налогового кодекса РФ. Напомним: эта статья определяет порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Главное изменение состоит в том, что сроки теперь исчисляются в рабочих днях. Об этом теперь прямо сказано в пункте 6 обновленной редакции статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
Это лишь основные поправки в первую часть Налогового кодекса РФ. О наиболее существенных из них мы рассказали подробнее. А наиболее важные сгруппировали в удобную таблицу.
Коснулись изменения и части второй Налогового кодекса РФ. Эта часть, конечно, не в пример первой, меняется достаточно часто. Но видно нет пределов совершенству. Практически все главы в той или иной мере претерпели изменения.
С нового года увеличены социальные налоговые вычеты для граждан с 38 до 50 тыс. руб.
Получить вычет на лечение можно теперь и по тем суммам, которые потрачены на медицинскую страховку. Кроме того, расширен перечень объектов, при строительстве либо покупке которых предоставляется имущественный налоговый вычет. Помимо включенных в него жилых домов, квартир или долей вычет предоставляется также и по приобретенным (сооруженным) комнатам.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 144-ФЗ установил также льготы и для компаний, которые занимаются разработкой программного обеспечения. Вообще, изначально для IT-компаний предполагалось ввести специальный налоговой режим по типу упрощенной системы налогообложения. Во всяком случае, в первоначальной редакции проекта Закона был предусмотрен единый 6-процентный сбор с оборота, заменяющий все налоговые платежи компаний. Однако позже от этой идеи депутаты отказались. В окончательной редакции Закона остались лишь льготы по ЕСН да возможность сразу списывать стоимость вычислительной техники.
Кроме того, внесены поправки в главу 22 Налогового кодекса РФ "Акцизы" и главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых".
Большинство изменений вступят в силу с 2007 года. И по некоторым поправкам будут действовать так называемые переходные положения. О них мы подробнее расскажем ниже.
Глава 1. ПОПРАВКИ В ПЕРВУЮ ЧАСТЬ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
1.1. Изменения, касающиеся операций по счету
1.1.1. Банки будут нести ответственность
за неплательщиков
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внес изменения в статью 31 Налогового кодекса РФ, в которой перечислены права налоговых органов. В частности, подпункт 14 пункта 1 указанной статьи с 2007 года дает право налоговикам обратиться с иском о возмещении в полном объеме ущерба, причиненного бюджету действиями банка, выдавшего деньги налогоплательщику, несмотря на получение предписания о приостановке счета. Получается, в таком случае за нарушения неплательщиков банкам придется платить из своего кармана. Правда, сделать это можно при условии, что действия банка привели к тому, что взыскать с организации недоимку, штраф или пени невозможно.
Обновленная редакция статьи 76 Налогового кодекса РФ определяет, что банки, получив соответствующее предписание из налоговой инспекции, обязаны приостановить все операции с его счетами. Впрочем, пункт 1 указанной статьи гласит, что с "замороженного" счета можно все же снимать деньги на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Скажем, на зарплату сотрудникам фирмы. А также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению.
Статья 134 Налогового кодекса РФ дает налоговикам право оштрафовать банки за любые платежи со счета, операции по которому приостановлены, в размере 20 процентов от суммы платежа плюс пени.
1.1.2. Приостановление операций по счетам
Ужесточив ответственность банков за операции по "замороженным" счетам, законодатели в то же время существенно обновили и статью 76 Налогового кодекса РФ, которая предписывает порядок приостановки операций по счетам.
С 2007 года налоговики смогут приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, привлекаемых к ответственности за налоговые правонарушения по результатам камеральных и выездных проверок, только в том случае, если налогоплательщик не располагает имуществом, которое может покрыть налоговые претензии.
Сейчас налоговые органы, предъявляя претензии налогоплательщикам, могут сразу приостанавливать операции по их счетам, чтобы обеспечить взыскание необходимых сумм в бюджет.
Фискалы могут принять обеспечительные меры только в том случае, если есть основания полагать, что в противном случае взыскать средства с неплательщика будет затруднительно или невозможно. Обратите внимание: до того, как приостановить операции по счету, налоговики прежде должны применить запрет на отчуждение имущества или запрет на передачу его в залог. То есть это первая по времени обеспечительная мера. Данное обременение применяется последовательно в отношении недвижимости, транспорта, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений и иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов, запрет на отчуждение которых задействуется в последнюю очередь.
Операции по счетам могут быть приостановлены только после того, как налоговая инспекция использовала меры обеспечения в отношении имущества, и только в том случае, если совокупная стоимость имущества налогоплательщика меньше суммы к взысканию. В настоящее время налоговые органы могут приостановить операции по счетам налогоплательщика сразу после вынесения решения о доначислении недоимки.
Еще одно существенное изменение статьи 76 Налогового кодекса РФ: со следующего года организация сможет проводить операции по своему замороженному счету, если сумма остатка по нему превышает неуплаченные недоимку, пени и штрафы.
В настоящее время пока организация полностью не погасит задолженность по налогам и сборам, а также сумму санкций и пени, фискалы вправе приостановить операции по счету, то есть заморозить все деньги. Даже если их достаточно, чтобы покрыть недоимку и штрафы. И пока налогоплательщик будет оспаривать в суде решение налоговиков, деньгами распоряжаться он не сможет.
Если у фирмы открыто несколько счетов в разных банках и по всем из них приостановлены операции, но общая сумма средств, хранящихся на них, достаточна для покрытия недоимок, штрафов и пеней, действовать Налоговый кодекс РФ предписывает с нового года так. Организация должна подать заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием их номеров. К этой бумаге прикладывают и выписки, которые подтверждают необходимое количество денег на счетах.
Налоговики обязаны в течение двух дней, как получат заявление с выписками, принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Если документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, не предоставлены, налоговики вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках. И после того, как получат от банка информацию, также в течение двух дней должны принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Еще одно нововведение - статья 76 Налогового кодекса РФ, пожалуй, вряд ли порадует налогоплательщиков. С нового года приостановить операции по счету налоговики смогут не только в том случае, если фирма не заплатила недоимку, но и когда она не погасила штраф и пени.
Сейчас штрафы налоговики главным образом взыскивают через арбитражный суд. При этом счета никто не замораживает. По ним проводятся операции, пока идет процесс в суде. Теперь очевидно сначала придется платить штраф и пени, а уж потом обжаловать решения фискалов. В противном случае счет будет арестован.
1.2. Налоговые проверки
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внес кардинальные изменения в статьи, которые регулируют порядок проведения проверок. Теперь по заверениям депутатов, исключена возможность произвола со стороны чиновников налоговых органов и детально прописаны действующие процедуры налогового контроля.
Проверки, проводимые сотрудниками налоговой инспекции, бывают двух видов: камеральные и документальные выездные.
1.2.1. Камеральная налоговая проверка
Камеральная проверка - это проверка документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда на предприятие. Срок такой проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В старой редакции статьи 88 Налогового кодекса РФ было сказано, что камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В новой редакции указанной статьи теперь отсутствует ссылка "служащих основанием для исчисления и уплаты налога". Сделано это потому, что теперь в статье 88 Налогового кодекса РФ установлен закрытый перечень документов, которые налоговики могут истребовать у налогоплательщика при проведении "камералок".
Так согласно пункту 4 обновленной редакции статьи налогоплательщик, в декларации которого нашли ошибку или выявили противоречия между сведениями, вправе дополнительно предоставить в налоговую инспекцию выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Сейчас Кодекс предписывает запрашивать лишь те документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога. То есть цель камеральной проверки - проверить, как заполнены налоговые декларации, соответствуют ли они данным бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок. Это подтверждает и сложившаяся арбитражная практика.
Примеры: Постановления ФАС Уральского округа от 17 марта 2004 г. N Ф09-939/04-АК, ФАС Волго-Вятского округа от 14 апреля 2005 г. по делу N А29-6147/2004а, от 11 июля 2005 г. по делу N А29-10784/2004а и от 27 мая 2005 г. по делу N А29-6937/2004а; ФАС Восточно-Сибирского
'Дисциплинарные взыскания. Отстранение от работы' (Терехова Ю.К.)  »
Читайте также