"Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ" (разделы i - vii, главы 1 - 31, статьи 1 - 211) (под ред. А.Н. Козырина) ("Статут", 2001)

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ РФ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 июля 2001 года
Под редакцией доктора юридических наук,
профессора А.Н. КОЗЫРИНА
Авторы:
Егиазарова Виктория Витальевна - кандидат юридических наук - статьи 22 - 25, 28, 58 - 67, 87 - 96, 140, 141, 230 - 248, 252 - 254, 265, 268, 271 - 273, 275, 281, 282, 284, 286, 287, 370 - 377, 404 - 419, 453 - 456;
Козырин Александр Николаевич - доктор юридических наук, профессор - предисловие, статьи 1 - 21, 26, 27, 29 - 57, 68 - 74, 97 - 125, 145 - 167, 180 - 229, 387 - 403, 422 - 428, 430 - 432, 434, 435;
Соболевская Светлана Юрьевна - статьи 126 - 139, 142 - 144, 168 - 179, 249 - 251, 255 - 264, 266, 267, 269, 270, 274, 276 - 280, 283, 285, 288 - 369, 378 - 386, 437 - 452;
Шахмаметьев Алексей Алимович - доцент - статьи 75 - 86.
Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор: доктор юридических наук, профессор А.Н. Козырин
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ВТО 1. Всемирная таможенная организация
2. Всемирная торговая организация
ВЭД внешнеэкономическая деятельность
ВЭК Федеральная служба по валютному и экспортному
контролю
ГИБДД Государственная инспекция безопасности
дорожного движения
ГТД грузовая таможенная декларация
ГТК Государственный таможенный комитет
ГУГТК Главное управление государственного
таможенного контроля СССР
ДКД документ контроля за доставкой товаров
ЕС Европейский Союз
ЕЭС Европейское экономическое сообщество
МВД Министерство внутренних дел
МДП международные дорожные перевозки
МИД Министерство иностранных дел
Минздрав Министерство здравоохранения
Минобороны Министерство обороны
Минторг Министерство торговли
Минфин Министерство финансов
Минэкономики Министерство экономики
Минэкономразвития Министерство экономического развития
и торговли
Минюст Министерство юстиции
МПР Министерство природных ресурсов
МПС Министерство путей сообщения
МРОТ минимальный размер оплаты труда
МЧС Министерство по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
НДС налог на добавленную стоимость
ООН Организация Объединенных Наций
РНБ режим наибольшего благоприятствования
Роскомдрагмет Комитет по драгоценным металлам
и драгоценным камням
РБ Республика Беларусь
СНГ Содружество Независимых Государств
СТС Совет таможенного сотрудничества
ТН ВЭД Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности
ТПП Торгово - промышленная палата
ФКЦБ Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
ФПС Федеральная пограничная служба
ФСБ Федеральная служба безопасности
ФСНП Федеральная служба налоговой полиции
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вниманию читателей предлагается первый постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ.
Вряд ли стоит много говорить о необходимости и своевременности издания комментариев к Таможенному кодексу РФ. Любой из нас - предприниматель, осуществляющий внешнеторговую деятельность, или гражданин, совершающий частную поездку и пересекающий российскую границу, - сталкивается с многочисленными вопросами, ответы на которые следует искать в таможенном законодательстве.
Практическая значимость комментариев к Таможенному кодексу РФ объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, в Кодексе содержится большое число отсылочных норм. Поэтому уяснить, как на практике функционирует российская таможенная система, опираясь только на Таможенный кодекс РФ, в ряде случаев оказывается невозможным. Для этого необходимо изучить принятые на основе Кодекса многочисленные подзаконные акты. В настоящих Комментариях анализируется комплекс нормативных актов, принятых в развитие норм, содержащихся в Таможенном кодексе РФ.
Во-вторых, за время, прошедшее с момента принятия Таможенного кодекса РФ, произошли значительные изменения в действующем конституционном, административном, финансовом и уголовном законодательстве. В Комментариях дано актуализированное толкование ряда норм Таможенного кодекса РФ в соответствии с теми переменами, которые произошли в названных отраслях права.
В-третьих, при комментировании Таможенного кодекса РФ большое внимание уделялось соотношению норм таможенного и налогового законодательства при регулировании вопросов, связанных с исчислением и уплатой таможенных платежей.
В работе над Комментарием использовались богатая судебно - арбитражная практика по таможенной проблематике, а также многочисленные источники международного таможенного права, на максимальное сближение с которыми и нацелена проводимая сейчас работа по подготовке новой редакции Таможенного кодекса РФ.
Комментарий отражает состояние законодательства на 1 июля 2001 года.
А.Н.КОЗЫРИН
18 июня 1993 года N 5221-1


ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 19.06.1995 N 89-ФЗ,
от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 21.07.1997 N 114-ФЗ,
от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
(с изм., внесенными Постановлением
Конституционного Суда РФ от 11.03.1998 N 8-П,
определением Конституционного Суда РФ
от 13.01.2000 N 21-О, Постановлением
Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 N 7-П;
определением Конституционного Суда РФ
от 06.07.2001 N 144-О)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Таможенное дело в Российской Федерации
Комментарий к статье 1
В соответствии с комментируемой статьей Таможенного кодекса РФ под таможенным делом в Российской Федерации понимаются таможенная политика Российской Федерации и основные средства ее реализации: порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и т.д.
Понятие таможенной политики Российской Федерации раскрывается в статье 2 Таможенного кодекса РФ через определение ее основных целей: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово - политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики Российской Федерации.
Цели таможенной политики, реализуемой посредством таможенного тарифа, закреплены в статье 1 Закона РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" <*>: рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию, поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации, создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защита российской экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
--------------------------------
<*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 23. Ст. 821.
В федеративных государствах таможенное дело составляет, как правило, компетенцию федеральной власти. Конституция РФ <*> относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов (п. "ж" ст. 71). Этот важнейший принцип таможенного права напрямую связан со статьей 8 Конституции РФ, закрепляющей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по территории Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Здесь и далее текст Конституции РФ цитируется по: Российская газета. 1993. N 237.
Одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств является отсутствие внутренних таможенных границ. Конституция РФ (ч. 1 ст. 74) закрепляет: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств".
Конституционная норма об отнесении таможенного регулирования к ведению федеральной власти воспроизведена в ряде других законодательных актов. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" <*> в ведении Российской Федерации находятся вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно - тарифное и нетарифное регулирование.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 42. Ст. 3923.
Отнесение таможенного дела к ведению федеральных органов государственной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Таможенное дело в Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с законодательством о таможенном деле (см. комментарий к статье 5 Таможенного кодекса РФ).
Общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой. "Внешняя" направленность таможенного дела нашла свое выражение в статье 4 Таможенного кодекса РФ, допускающей в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.
Статья 2. Таможенная политика Российской Федерации
Комментарий к статье 2
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.
Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.
В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).
Цели таможенной политики Российской Федерации определены в комментируемой статье Таможенного кодекса РФ, а также уточнены применительно к таможенно - тарифному регулированию в статье 1 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.
В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.
Таможенная политика нацелена на поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно - тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса России <*>. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в Россию валютных ресурсов. Динамика основных показателей внешнеторговой статистики за последние три года отражена в нижеприведенной таблице <**>.
--------------------------------
<*> Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и обязательств данной страны применительно к зарубежным странам, возникшее в результате осуществления внешнеэкономической деятельности. Расчетный баланс охватывает требования и обязательства в денежном выражении независимо от того, когда наступают платежи по ним, в отличие от платежного баланса, который включает только произведенные в течение определенного периода платежи.
<**> По данным официальной статистики ГТК России и Госкомстата России // Внешняя торговля. 2000. N 2. С. 48; N 4. С. 47.
---------------------T----------T----------T----------T----------¬
¦ Год ¦ Оборот, ¦ Экспорт, ¦ Импорт, ¦ Сальдо, ¦
¦ ¦млн. долл.¦млн. долл.¦млн. долл.¦млн. долл.¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦1998 ¦ 11664,0 ¦ 72601,0 ¦ 44041,0 ¦+ 28560,0 ¦
¦1999 ¦ 103918,3 ¦ 72954,0 ¦ 30964,3 ¦+ 39643,7 ¦
¦2000 (январь - июнь)¦ 64306,3 ¦ 48402,7 ¦ 15903,6 ¦+ 32499,1 ¦
L--------------------+----------+----------+----------+-----------
С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает выполнение одной из важнейших своих функций - функцию защиты прав и свобод человека и общественных интересов. В
'Комментарий к Закону об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний' (Братчикова Н.В.) ('Юстицинформ', 2001)  »
Читайте также