"Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. Л.А. Окунькова) ("БЕК", 1996)

ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОММЕНТАРИЙ
К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Издание 2-е, дополненное и переработанное
Ответственный редактор -
директор Института Л.А. ОКУНЬКОВ
Авторы Комментария
Абрамова А.И., к.ю.н. ст. 104 (в соавт.), 105 (в соавт.),
108 (в соавт.)
Агапов А.Б., д.ю.н. ст. 74
Азарова Е.Г., к.ю.н. ст. 39
Андриченко Л.В., к.ю.н. ст. 65, 66
Апарова Т.В., к.ю.н. ст. 51, 119
Белоусова Е.В., к.ю.н. ст. 69
Боголюбов С.А., д.ю.н. ст. 13 (в соавт.), 30, 31, 42
Васильев В.И., д.ю.н. ст. 12, гл. 8
Галкин В.М., к.ю.н. ст. 25 (в соавт.)
Глазырин В.В., к.ю.н. ст. 37 (ч. 1 - 3)
Гравина А.А., к.ю.н. ст. 32 (ч. 5), 47 (ч. 2), 120,
123 (ч. 4), 126
Жариков Ю.Г., д.ю.н. ст. 36
Заславская Л.А., к.ю.н. ст. 58
Звеков В.П., к.ю.н. ст. 110, 113, 114
Кашепов В.П., д.ю.н. вступление к гл. 7, ст. 21, 23,
25 (в соавт.), 47 (ч. 1), 52, 118,
121, 125, 128
Клейн Н.И., к.ю.н. ст. 34 (ч. 2), 127
Клюкин Б.Д., д.ю.н. ст. 9
Конюхова Т.В. ст. 57, 104 (ч. 3)
Кошаева Т.О., д.ю.н. ст. 124
Крылов Б.С., д.ю.н. вступление к гл. 3, 4, ст. 5,
11 (в соавт.), 71, 72, 73, 75, 79,
80, 83, 85, 86, 91, 92
Кузнецова И.М., к.ю.н. ст. 38
Лафитский В.И., к.ю.н. гл. 9
Лесницкая Л.Ф., к.ю.н. ст. 46 (ч. 1, 2)
Литовкин В.Н., к.ю.н. ст. 25 (в соавт.), 40
Маковский А.Л., д.ю.н. ст. 63 (ч. 2)
Манов Б.Г., к.ю.н. ст. 46 (ч. 3)
Марогулова И.Л., к.ю.н. ст. 45 (ч. 2), 48, 49, 50, 123
(ч. 1 - 3)
Марышева Н.И., к.ю.н. ст. 61, 62, 63 (ч. 1)
Масевич М.Г., д.ю.н. ст. 60
Медведев А.М., к.ю.н. ст. 54, 129
Михалева Н.А., д.ю.н. ст. 67, 70, 77, 78
Мицкевич А.В., д.ю.н. ст. 76
Ноздрачев А.Ф., д.ю.н. ст. 32 (ч. 4), 41, 43
Оксамытный В.В., д.ю.н. раздел II, ст. 15 (в соавт.), 16
Окуньков Л.А., к.ю.н. вступительная статья к Комментарию,
преамбула, вступление к гл. 6,
ст. 111, 117
Пиголкин А.С., д.ю.н. ст. 4 (в соавт.), 26 (ч. 2),
68, 99, 101, 105 (в соавт.), 107
(в соавт.)
Постников А.Е., к.ю.н. вступление к гл. 5, ст. 3, 10,
11 (в соавт.), 81, 82, 94, 95, 96,
97, 102, 103 (в соавт.), 109
Постовой Н.В., к.ю.н. ст. 90
Пронина В.С., д.ю.н. ст. 112, 115, 116
Пяткина С.А., д.ю.н. вступление к гл. 2, ст. 2, 14,
17, 18, 19, 27 (ч. 1), 28, 29, 32
(ч. 1 - 3), 33, 45 (ч. 1, 2 в
соавт.), 55, 64, 103 (в соавт.)
Рахманина Т.Н., к.ю.н. ст. 4 (в соавт.), 15 (в соавт.),
100 (в соавт.), 108 (в соавт.)
Рахмилович В.А., д.ю.н. ст. 8, 34 (ч. 1), 35
Решетников Ф.М., д.ю.н. ст. 20
Руднев В.И. ст. 22, 93, 98, 122
Студеникина М.С., к.ю.н. ст. 106
Сукало А.Е., к.ю.н. ст. 6, 26 (ч. 1)
Сырых В.М., д.ю.н. вступление к гл. 1, ст. 1, 7,
13 (в соавт.)
Терещенко Л.К., к.ю.н. ст. 24
Трахтенгерц Л.А., к.ю.н. ст. 44 (ч.1)
Хангельдыев Б.Б., д.ю.н. ст. 56, 59, 87, 88
Хлестова И.О., к.ю.н. ст. 27 (ч. 2)
Хохрякова О.С., д.ю.н. ст. 37 (ч. 4, 5)
Чернобель Г.Т., к.ю.н. ст. 100 (в соавт.), 107 (в соавт.)
Шелютто Н.В., к.ю.н. ст. 44 (ч. 2, 3), 84, 89
Ярошенко К.Б., д.ю.н. ст. 53
Редакторы - М.А. Борисова (гл. 1, 5, 7,
раздел второй), М.Я. Булошников
(вступительная статья, гл. 3, 6),
Л.А. Мункуева (преамбула, гл. 2, 4,
8, 9)
Предметный указатель - И.В. Ермолаева
УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ
БВС - Бюллетень Верховного Суда Российской
Федерации
БНА - Бюллетень нормативных актов министерств и
ведомств Российской Федерации
Бюллетень ЦИК - Бюллетень Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
ВВС - Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР),
Ведомости Съезда народных депутатов и
Верховного Совета (СССР, РСФСР,
Российской Федерации)
ВКС - Вестник Конституционного Суда
Российской Федерации
САПП - Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской
Федерации
СП - Собрание постановлений Правительства
(СССР, РСФСР)
СУ РСФСР - Собрание узаконений РСФСР
РГ - Российская газета
АПК - Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации
ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
ЖК - Жилищный кодекс РСФСР
КЗоТ - Кодекс законов о труде Российской Федерации
КоАП - Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях
СК - Семейный кодекс Российской Федерации
УК - Уголовный кодекс Российской Федерации
УПК - Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Конституция и развитие законодательства. Со времени первого издания Комментария к Конституции 1993 г., подготовленного специалистами Института законодательства и сравнительного правоведения, прошло свыше двух лет. После драматических событий вокруг Конституции осенью 1993 г. наступило испытание Конституции практикой. Текст Конституции остается пока неизменным. Ее пересмотр не стоял в числе главных тем предвыборных программ партий и общественно - политических движений на парламентских и президентских выборах в 1995 - 1996 гг. И хотя Государственной Думой, Советом Федерации, другими субъектами права законодательной инициативы был подготовлен ряд конституционных поправок, они не вызвали большого общественного резонанса. Причиной тому, на наш взгляд, является длительный избирательный марафон по выборам депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации в 1995 - 1996 гг., который несколько "отодвинул" решение других важнейших проблем общественной жизни.
Конституция обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности. Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. Критически оценивая качество многих федеральных законов, нельзя упускать из виду главное - без них невозможно движение России вперед. Достаточно проанализировать содержание законов о гарантиях избирательных прав граждан, о выборах депутатов Государственной Думы, о выборах Президента Российской Федерации, о референдуме, об основах местного самоуправления, других законодательных актов, закрепляющих отдельные институты и формы народовластия, чтобы объективно оценить их решающую роль в демократизации общественной жизни.
За прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. В 1994 - 1995 гг. Государственной Думой было принято свыше трехсот федеральных законов, из которых более двухсот подписаны Президентом Российской Федерации. Особенно интенсивно развивалось конституционное, гражданское, трудовое, административное законодательство, законодательство о выборах, что позволило по-новому решить, в частности, вопросы статуса субъектов Российской Федерации, правового положения государственных органов, органов местного самоуправления, прав и свобод граждан.
Вместе с тем столь стремительный темп законотворчества явился одной из причин бессистемности и хаотичности законодательства. В настоящее время на территории России одновременно действуют акты Верховных Советов РСФСР и СССР, союзные и республиканские (РСФСР) законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти. Нужно учитывать также бурную законотворческую деятельность субъектов Федерации, зачастую объясняемую желанием скорейшей "реальной самостоятельности" и, к сожалению, нередко противоречащую Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству. Обратим внимание только на один момент. Ряд конституций республик - субъектов РФ до сих пор не приведен в соответствие с федеральной конституцией. В свете этого обстоятельства трудно говорить о соответствии федеральным законам огромного массива нормативных актов субъектов Федерации.
Основной Закон внес существенные коррективы в отрасли, сферы и предметы ведения, которые относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, а также к собственному регулированию последних. Именно на этом правовом поле утверждается в настоящее время реальная Конституция федеративного Российского государства. Вместе с тем заключение договоров между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, определенные тенденции к легитимному присвоению прерогатив Федерации, наметившиеся в региональном законотворчестве, могут стать, по мнению ряда авторитетных специалистов, той "миной замедленного действия", которая угрожает основам конституционного строя и федеративного устройства России.
Характерной чертой современного российского законодательства является его нестабильность, обусловленная существенными изменениями и колебаниями экономического курса, бесконечными перестройками госаппарата, чрезмерной ролью субъективного фактора и т.д.
Пока не получили полноценной законодательной поддержки конституционные принципы государственного устройства, прежде всего в области федеральных отношений, не приняты законы об общих принципах организации государственной власти в субъектах Федерации и разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по предметам совместного ведения. Не удалось принять федеральный конституционный закон о порядке деятельности Правительства Российской Федерации, что отрицательно сказывается на разграничении компетенции Президента и Правительства, а также на взаимоотношениях его с палатами Федерального Собрания. Мирное разрешение парламентско - правительственного кризиса летом 1995 г. отнюдь не свидетельствует об оптимальном варианте конституционных сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс законодательной и исполнительной ветвей власти.
В настоящее время остаются неиспользованными немалые резервы законотворчества. До сих пор нет современного земельного, налогового, жилищного, трудового и социального законодательства.
Как создавалась Конституция. Концепция и содержание конституционной реформы на протяжении 1990 - 1993 гг. постоянно обсуждались в средствах массовой информации, на заседаниях парламента и в ходе научных дискуссий. Вместе с тем весьма эмоциональная, а иногда и жесткая полемика вокруг проекта Конституции накануне референдума 12 декабря 1993 г. носила главным образом политический характер. Это привело к тому, что многие не интересовались собственно текстом Конституции и даже не читали проект. Объективности ради заметим, что разъяснение положений новой Конституции, обсуждение ее широкой общественностью не было достаточно профессиональным и проходило в сжатые до предела сроки, что в конечном счете вряд ли прибавило сторонников принятия Конституции на всероссийском референдуме.
Необходимость принятия новой Конституции была осознана подавляющим большинством россиян. Вопрос заключался только в том, как скоро ее принимать. В обстановке обострившейся конфронтации со Съездом народных депутатов и Верховным Советом Президент возглавил подготовку нового варианта Конституции, нередко называемого "президентским", в котором прерогативы президентской власти были усилены.
Разработчики окончательного текста проекта Конституции имели под рукой два варианта - "президентский" и "парламентский". Последний активно использовался при доработке проекта. Сравнив тексты обоих проектов, мы найдем весьма многочисленные и, на наш взгляд, удачные совпадения. Вместе с тем окончательный вариант, предложенный для голосования на референдуме, значительно отличается как от первоначального, представленного Президентом Конституционному Совещанию 5 июня 1993 г., так и от проекта, готовившегося в рамках Верховного Совета.
При всем том была сохранена известная преемственность в проведении конституционной реформы, начало которой связано с образованием Конституционной комиссии на первом Съезде народных депутатов России.
Каковы же основные вехи этой реформы? Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно - правового решения, - это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Хотя Договор был признан составной частью Конституции, содержание его было также закреплено в 1992 г. в соответствующих статьях Основного Закона Российской Федерации.
Конституционный референдум 12 декабря 1993 г. Рассматривая действующую российскую Конституцию, нельзя обойти вниманием вопрос о ее принятии. Для значительной части граждан голосование 12 декабря 1993 г. "за" или "против" новой Конституции в значительной мере было
'Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах' (постатейный) (под ред. Г.С. Шапкиной) ('БЕК', 1996)  »
Читайте также