"Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации" (постатейный) (под ред. Е.Ю. Грачевой) ("Проспект", 2009)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Постатейный)
Под редакцией
доктора юридических наук, профессора
Е.Ю. ГРАЧЕВОЙ
Авторы:
Арзуманова Л.Л., канд. юрид. наук - гл. 24, 24.1, 25.1, 25.2, 26 (совместно с Е.Ю. Грачевой), 28;
Артемов Н.М., д-р юрид. наук, проф. - гл. 14 (совместно с Е.Ю. Грачевой), 15;
Ашмарина Е.М., д-р юрид. наук, проф. - гл. 6 - 9;
Болтинова О.В., канд. юрид. наук, доц. - гл. 1, 3, 13, 18, 19, 20 - 22;
Быля А.Б., канд. юрид. наук - гл. 13.2 (совместно с Е.Ю. Грачевой);
Грачева Е.Ю., д-р юрид. наук, проф. - гл. 13.2 (совместно с А.Б. Былей), 14 (совместно с Н.М. Артемовым), 17, 26 (совместно с Л.Л. Арзумановой);
Карташов А.В., канд. юрид. наук - гл. 16;
Ткаченко Р.В., канд. юрид. наук - гл. 10, 11;
Чернобровкина Е.Б., канд. юрид. наук - гл. 2, 19.1;
Шемякина О.Б., канд. юрид. наук - гл. 4, 5, 23.
31 июля 1998 года N 145-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 116-ФЗ,
от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ,
от 10.07.2002 N 86-ФЗ, от 24.07.2002 N 104-ФЗ,
от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ,
от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 11.11.2003 N 147-ФЗ,
от 11.11.2003 N 148-ФЗ, от 08.12.2003 N 158-ФЗ,
от 23.12.2003 N 184-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ,
от 20.08.2004 N 111-ФЗ, от 20.08.2004 N 120-ФЗ,
от 23.12.2004 N 174-ФЗ, от 28.12.2004 N 182-ФЗ,
от 29.12.2004 N 195-ФЗ, от 09.05.2005 N 49-ФЗ,
от 01.07.2005 N 78-ФЗ, от 12.10.2005 N 127-ФЗ,
от 19.12.2005 N 159-ФЗ, от 22.12.2005 N 176-ФЗ,
от 27.12.2005 N 197-ФЗ, от 27.12.2005 N 198-ФЗ,
от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ,
от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ,
от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 19.12.2006 N 237-ФЗ,
от 30.12.2006 N 265-ФЗ, от 20.04.2007 N 53-ФЗ,
от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007),
от 24.07.2007 N 212-ФЗ,
от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ,
от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами
от 31.12.1999 N 227-ФЗ,
от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
09.07.1999 N 159-ФЗ (ред. 09.07.2002),
от 24.12.2002 N 176-ФЗ,
Постановлением Конституционного Суда РФ
от 17.06.2004 N 12-П,
Федеральными законами от 23.12.2004 N 173-ФЗ,
от 26.12.2005 N 189-ФЗ, от 19.12.2006 N 238-ФЗ)
Часть первая. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комментарий к главе 1
В главе 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) законодатель закрепил нормы, регулирующие основы бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статья 1. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации
Комментарий к статье 1
В статье 1 БК РФ перечислены виды регулируемых БК РФ общественных отношений. Бюджетные правоотношения можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.
Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных фондов денежных средств.
Данные отношения являются разновидностью финансовых отношений, и поэтому им присущи особенности последних. Вместе с тем следует выделить следующие черты бюджетных правоотношений:
- бюджетные отношения связаны с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории;
- права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета - основного финансового плана;
- в бюджетных правоотношениях всегда участвует государство, муниципальное образование или соответствующий государственный орган власти (местного самоуправления), который представляет интересы последних;
- бюджетные отношения длятся не свыше одного года, но вместе с тем носят непрерывный, повторяющийся характер, так как ежегодно возобновляются стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджета, исполнения, а также составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета <1>;
--------------------------------
<1> Новациями, внесенными в БК РФ ФЗ от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", является переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - формированию бюджетов на трехлетний период. Безусловно, это положительная тенденция, которая позволит перейти на финансирование, основанное на долгосрочных целях развития государства и муниципальных образований.
- носят публичный характер;
- бюджетные правоотношения складываются преимущественно по поводу денежных средств.
Законодатель в п. 1 ст. 1 БК РФ разграничивает бюджетные правоотношения по содержанию на две группы:
1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга - то есть материальные бюджетные правоотношения;
2) отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля их исполнения, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности - то есть процессуальные бюджетные правоотношения.
Однако в п. 2 ст. 1 БК РФ законодатель закрепил, что БК РФ устанавливает также правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Таким образом, можно выделить и третью группу бюджетных правоотношений - бюджетные правоотношения по установлению правового статуса участников бюджетного процесса, а также по установлению правовых основ и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В учебной и научной литературе по вопросам бюджетного права указываются и иные основания классификации бюджетных правоотношений:
1. Исходя из структуры бюджетной системы РФ: бюджетные правоотношения относительно бюджета федерального уровня, бюджетные правоотношения относительно бюджетов субъектов РФ, бюджетные правоотношения относительно бюджетов муниципальных образований.
2. Федеративное устройство государства дает основание разграничить бюджетные правоотношения на вертикальные и горизонтальные <1>. Вертикальные опосредуют связи между Федерацией в целом, ее субъектами и муниципальными образованиями, как правило, на основе субординации (преобладают в бюджетном праве). Горизонтальные бюджетные правоотношения отражают связи между равноправными по юридическому статусу территориями: субъектами Федерации относительно друг друга или муниципальными образованиями соответственно.
--------------------------------
<1> Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М., 2001. С. 158 - 159.
3. По количественному составу участников: двухсторонние и многосторонние бюджетные правоотношения.
Структуру бюджетного правоотношения составляют три элемента: субъект, содержание правоотношения, объект правоотношения.
Субъектами бюджетного правоотношения считаются его участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. К ним в первую очередь следует отнести Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Субъектами бюджетного правоотношения являются:
а) Российская Федерация в целом; субъекты РФ; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования;
б) органы государственной власти и местного самоуправления;
в) кредитные организации;
г) государственные и муниципальные унитарные предприятия, также иные хозяйствующие субъекты;
д) физические лица (граждане Российской Федерации, как правило, на стадии исполнения бюджета - ст. 72, 75 БК РФ).
Содержание бюджетных правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности указанных субъектов.
Объектом бюджетных правоотношений выступает то, по поводу чего и ради чего субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в финансово-правовую связь. В качестве объекта бюджетных правоотношений выступают разнообразные материальные блага - денежные средства бюджетов, а также нематериальные блага, например публичный правопорядок в бюджетной сфере <1>.
--------------------------------
<1> См.: Парыгина В.А., Тедеев А.А. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации, постатейный. М., 2006. С. 29.
Статья 2. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации
Комментарий к статье 2
Структура бюджетного законодательства согласно ст. 2 БК РФ состоит из:
1) Бюджетного кодекса РФ.
Бюджетный кодекс РФ является основным источником бюджетного права. БК РФ - это кодифицированный федеральный законодательный акт, который был принят 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, а введен в действие с 1 января 2000 г. БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. БК РФ включает пять частей, двадцать восемь глав и триста семь статей;
2) принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете. Порядок принятия федеральных законов установлен Конституцией РФ. Порядок рассмотрения и утверждения федерального закона о федеральном бюджете закреплен в главе 22 БК РФ, а внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете - в главе 23 БК РФ;
3) федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов закреплен в главе 17, ст. 145, БК РФ <1>;
--------------------------------
<1> Внесены ФЗ от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2117.
4) законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов РФ. Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации закона субъекта Российской Федерации установлен Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1>. Основы рассмотрения и утверждения бюджетов субъектов Российской Федерации регламентируются главой 21 БК РФ;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
5) законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов <1>;
--------------------------------
<1> Внесены ФЗ от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2117.
6) муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1> установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
На основании ч. 3 ст. 43 вышеуказанного Федерального закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
Основы рассмотрения и утверждения местных бюджетов регламентируются главой 21 БК РФ;
7) иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих соответствующие бюджетные правоотношения.
К числу иных федеральных законов следует отнести, например, Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ <1>, к числу законов субъектов Российской Федерации следует отнести Закон Московской области от 31 октября 1997 г. N 5297-ОЗ "О ведомственной классификации расходов областного бюджета Московской области" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4030.
<2> Вестник Московской областной Думы. 1997. N 12.
Законодатель закрепляет приоритет норм БК РФ над нормами иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации.
Статья 3. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения
Комментарий к статье 3
В данной статье указаны нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, а именно:
- указы Президента Российской Федерации. Президент издает указы в соответствии с ч. 1 ст. 90 Конституции Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Частью 3 ст. 90 Конституции РФ установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции страны и федеральным законам. На основании данной нормы
'Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование' (Андреева Л.В.) ('Волтерс Клувер', 2009)  »
Читайте также