Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51248-99 "Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования" (принят постановлением Госстроя РФ от 18 февраля 1999 г. n 8)


Tracks overland rail crane. Principal specifications


Срок введения с 1 июня 1999 г.

Взамен СНиП 3.08.01-85


Введение


Настоящий стандарт является основополагающим нормативным документом, обязательным для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с проектированием, устройством и эксплуатацией наземных рельсовых крановых путей.

При разработке требований стандарта учитывались современные достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт, а также требования международных стандартов по рельсовым крановым путям.

Основными отличиями этого стандарта являются приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности работы людей, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием грузоподъемной техники.

В стандарте содержатся, в основном, требования к эксплуатационным характеристикам рельсовых путей, удовлетворяющие потребителя и обеспечивающие безопасную их эксплуатацию.

Средства и способы обеспечения этих требований, а также более подробное описание конструкции, методов расчета и применяемых материалов излагаются в разрабатываемых сводах правил по проектированию, устройству и эксплуатации наземных рельсовых крановых путей.

Настоящий стандарт разработан АОЗТ ЦНИИОМТП (ответственный исполнитель - Ю.А.Корытов) и Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 (ответственный исполнитель - Н.Д.Тимофеев) под руководством Управления механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России (Д.П.Добжинский).


1. Область применения


Настоящий стандарт распространяется на наземные рельсовые пути, предназначенные для передвижения грузоподъемных кранов (башенных, козловых) и устанавливает требования по их проектированию, устройству и эксплуатации.

Требования стандарта являются обязательными, кроме 4.2.5; 4.3.1; 4.3.7; 4.7; 5.8 и таблицы 1, которые носят рекомендательный характер.

Стандарт может применяться для сертификации.


2. Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности

ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия

Международный стандарт ИСО 4310. Краны. Правила и методы испытаний

ПБ 10-14-92 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Госгортехнадзор России)

Правила устройства электроустановок (Госэнергонадзор России)

Правила технической эксплуатации электроустановок (Госэнергонадзор России)


3. Общие положения


3.1 Устройство и эксплуатация рельсовых путей должны осуществляться по проектной и конструкторской документации, разрабатываемой в соответствии с требованиями настоящего стандарта и нормативно-технической документации на проектные работы.

3.2 Организации, разрабатывающие проектную и конструкторскую документацию и осуществляющие устройство и эксплуатацию рельсовых путей, должны иметь лицензии на соответствующие виды деятельности, выданные органами лицензирования Госстроя России и Госгортехнадзора России.

3.3 Рельсовый путь включает: нижнее и верхнее строения, путевое оборудование.

3.3.1 В состав нижнего строения рельсового пути входят: земляное полотно и водоотводное устройство;

3.3.2 В состав верхнего строения рельсового пути входят: балластная призма, подрельсовые опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.

3.3.3 В состав путевого оборудования рельсового пути входят: тупиковые упоры, лотки для предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран, ограничители передвижения, ограждение, заземление и предупреждающие знаки.

3.4 Комплект документов должен содержать:

проектную и конструкторскую документацию;

паспорта и сертификаты на элементы (комплектующие изделия и материалы), входящие в состав рельсового пути;

акт сдачи-приемки кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного обследования кранового пути);

разрешение на пуск в работу рельсового пути.

3.5 В составе проектной документации на рельсовый путь приводятся:

выкопировка из стройгенплана;

проект рельсового пути;

проект производства работ на устройство рельсового пути;

требования по эксплуатации рельсового пути.

3.5.1 Проект рельсового пути должен содержать:

план рельсового пути с указанием основных размеров и участка для стоянки крана в нерабочем положении;

конструкцию верхнего строения рельсового пути (тип рельса, подрельсовый опорный элемент, расстояния между ними, тип или конструкция стыковых скреплений, материал и размеры балластного слоя);

конструкцию земляного полотна (поперечный профиль с размерами, расположение и тип водоотводных устройств, степень уплотнения земляного полотна);

допуски, контролируемые при устройстве и эксплуатации;

конструкцию тупиковых упоров, схему заземления рельсового пути;

конструкцию переезда через рельсовые пути для автомобильного транспорта (при необходимости);

указания о месте монтажа крана и регламенте обкатки рельсового пути*(1);

пояснительную записку с расчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений.

3.5.2 Проект производства работ (ППР) по устройству рельсового пути должен содержать:

состав и способы производства работ;

методы контроля;

браковочные требования на элементы рельсового пути;

способы устранения отклонений рельсового пути в плане и в вертикальной плоскости от нормативных значений;

периодичность обследования и технического обслуживания.


4. Требования к устройству рельсовых путей


4.1 Общий вид и основные контролируемые параметры рельсовых путей указаны на рисунке 1.


"Рисунок 1 - Общий вид и основные контролируемые параметры наземных рельсовых крановых путей"


4.2 К нижнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:

4.2.1 Перед устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций.

Подземные коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчетом на прочность и, при необходимости, защитить от деформации и разрушения.

4.2.2 Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003;

поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008-0,01 в сторону от обслуживаемого объекта;

земляное полотно, сложенное из дренирующего грунта, допускается выполнять горизонтальным.

4.2.3 Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в пределах 1,55-1,75 г/см3, коэффициент уплотнения насыпного грунта земляного полотна - не менее 0,95. Способы уплотнения грунта и методы контроля за его плотностью определяются проектом.

4.2.4 Земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство.

4.2.5 Устройство земляного полотна в зимний период должно осуществляться по отдельным требованиям к проекту кранового пути с учетом специфики климатических зон.

При устойчивой отрицательной температуре окружающего воздуха во время нахождения крана на объекте допускается укладывать балластный слой без предварительного уплотнения грунтового основания.

4.3 К верхнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:

4.3.1 Верхнее строение рельсового пути может возводиться как из отдельных элементов, так и с использованием инвентарных секций.

В качестве подрельсовых опорных элементов могут применяться деревянные полушпалы, брусья или железобетонные балки.

4.3.2 Толщина балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.

Ориентировочная толщина балласта (для составления технико-экономического обоснования проекта) приведена в таблице 1.

4.3.3 При устройстве рельсового пути с полушпалами стыки рельсов следует располагать между полушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами - над их стыками.

4.3.4 Конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление затяжки (должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.).

4.3.5 Величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм. Смещение торцов стыкуемых рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм.

4.3.6 Длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую сторону.

4.3.7 При применении железобетонных подрельсовых опорных элементов (балки, плиты, шпалы) между рельсами и поверхностями этих опорных элементов должны устанавливаться прокладки соответствующей упругости.

4.3.8 Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного значения при их устройстве приведены в таблице 2.

4.4 Расстояния выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов должны соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14 и ГОСТ 12.3.009.

4.5 К путевому оборудованию рельсового пути предъявляют следующие требования:

4.5.1 На концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.

Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным.

Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке - не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м.


Таблица 1


В миллиметрах

---------------T-----------------------------------------------------------------------------------¬

¦ Нагрузка от  ¦                       Ориентировочная толщина балласта h_б                        ¦

¦  колеса на   +----------------------------T---------------------------T--------------------------+

¦  рельс, кН   ¦      щебеночного под       ¦       песчаного под       ¦     щебеночного под      ¦

¦              ¦  железобетонными балками   ¦  железобетонными балками  ¦ деревянными полупшалами  ¦

¦              +--------------T-------------+-------------T-------------+-------------T------------+

¦              ¦ при земляном ¦при земляном ¦при земляном ¦при земляном ¦при земляном ¦при земляном¦

¦              ¦  полотне из  ¦ полотне из  ¦ полотне из  ¦ полотне из  ¦ полотне из  ¦ полотне из ¦

¦              ¦ глинистого,  ¦  песчаного  ¦ глинистого, ¦  песчаного  ¦ глинистого, ¦ песчаного  ¦

¦              ¦ суглинистого ¦  грунта и   ¦суглинистого ¦  грунта и   ¦суглинистого ¦  грунта и  ¦

¦              ¦     или      ¦рельсах типов¦     или     ¦рельсах типов¦     или     ¦  рельсах   ¦

¦              ¦ супесчаного  ¦             ¦ супесчаного ¦             ¦ супесчаного ¦   типов    ¦

¦              ¦   грунта и   ¦             ¦  грунта и   ¦             ¦  грунта и   ¦            ¦

¦              ¦рельсах типов ¦             ¦рельсах типов¦             ¦рельсах типов¦            ¦

+--------------+------T-------+------T------+------T------+------T------+------T------+-----T------+

¦              ¦ Р 50 ¦ Р 65  ¦ Р 50 ¦ Р 65 ¦ Р 50 ¦ Р 65 ¦ Р 50 ¦ Р 65 ¦ Р 50 ¦ Р 65 ¦Р 50 ¦ Р 65 ¦

+--------------+------+-------+------+------+------+------+------+------+------+------+-----+------+

¦До 200        ¦ 100  ¦  100  ¦ 100  ¦ 100  ¦ 100  ¦ 100  ¦ 100  ¦ 100  ¦ 270  ¦ 230  ¦ 100 ¦ 100  ¦

¦              ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦     ¦      ¦

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51253-99 "Автотранспортные средства. Цветографические схемы размещения светоотражающей маркировки. Технические требования" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 марта 1999 г. n 71)  »
ГОСТы и правила »
Читайте также