Государственный стандарт СССР ГОСТ 21174-75 "Шпалы железобетонные предварительно напряженные для трамвайных путей широкой колеи" (введен в действие постановлением Госстроя СССР от 29 сентября 1975 г. n 160)


Prestressed reinforced concrete sleepers for the wide-gauge tramways


Срок введения 1 июля 1976 г.


Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на брусковые железобетонные предварительно напряженные шпалы, применяемые в прямых и кривых участках трамвайных путей широкой колеи бесстыковых и со стыками, с дорожным покрытием и без него. Шпалы предназначены для применения с рельсами типов Тв60, Тв65, Р43, Р50, Р65, Р75 и промежуточными скреплениями типа ЛС-053.

Расчетные нагрузки на шпалы и расход материалов приведены в приложениях 1 и 2.


1. Тип и основные размеры


1.1. Шпалы должны изготовляться типа ЛШ-5. Шпалы, армированные проволокой диаметром 3 мм, изготовляются в двух исполнениях - 1 и 2, армированные проволокой диаметром 5 мм - в одном исполнении.

1.2. Форма и основные размеры шпал должны соответствовать указанным на черт. 1-4.


"Черт. 1"


"Черт. 2"


"Черт. 3"


"Черт. 4"


2. Технические требования


2.1. Шпалы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям и картам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Шпалы должны изготовляться из тяжелого цементного бетона марки по прочности на сжатие не ниже 500.

2.3. Поставку шпал потребителю производят при достижении бетоном отпускной прочности, равной 90% проектной марки.

Завод-изготовитель обязан гарантировать достижение бетоном проектной марки через 28 суток со дня изготовления шпал при твердении бетона в нормальных условиях.

2.4. Прочность бетона на сжатие при передаче на него предварительного напряжения должна быть не менее 350 кгс/см2 (35 МПа).

2.5. Марка бетона шпал по морозостойкости должна быть не ниже Мрз 200.

2.6. Для изготовления шпал применяют:

а) портландцемент по ГОСТ 10178-85 марки не ниже 500 с содержанием добавок в количестве не более 5% и трехкальцевого алюмината (СЗА) в количестве не более 6%. По соглашению сторон допускается применение портландцемента марки 400 по ГОСТ 10178-85 без добавок при условии обеспечения заданной прочности и морозостойкости бетона шпал;

б) щебень или щебень из гравия фракции 5-20 мм по ГОСТ 10268-80 с содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в количестве не более 25% по массе; марка щебня по прочности должна быть не ниже 1200 для щебня из изверженных пород и 1000 для щебня из осадочных пород;

в) природный обогащенный песок по ГОСТ 10268-80;

г) стальная проволока периодического профиля диаметром 3 и 5 мм.

2.7. Количество арматурных проволок в зависимости от их диаметра и величины предварительного напряжения арматуры должны соответствовать указанным в табл. 1.


Таблица 1


---------------------------------------T--------------------------------¬

¦         Показатели арматуры          ¦Диаметр арматурной проволоки, мм¦

¦                                      +-----------------T--------------+

¦                                      ¦         3       ¦       5      ¦

+--------------------------------------+-----------------+--------------+

¦Число проволок, шт.                   ¦        32       ¦      12      ¦

¦Величина  предварительного  напряжения¦    120 (1200)   ¦  110 (1100)  ¦

¦арматуры, кгс/мм2 (МПа)               ¦                 ¦              ¦

¦Общее     усилие      предварительного¦    26,8 (268)   ¦  24,8 (248)  ¦

¦напряжения арматуры, тс (кН)          ¦                 ¦              ¦

L--------------------------------------+-----------------+---------------


Расположение арматурных проволок в шпалах должно соответствовать указанному на черт. 4.

2.8. Общее усилие контролируемого предварительного напряжения арматуры шпалы должно быть не менее указанного в табл. 1. Величина контролируемого предварительного напряжения отдельных проволок при проектном армировании не должна отличаться от указанной в табл. 1 более чем на 10%.

При натяжении арматуры допускается обрыв или проскальзывание в захватах с полной потерей предварительного натяжения не более двух проволок диаметром 3 мм или одной проволоки диаметром 5 мм при условии, что общее усилие предварительного напряжения оставшихся проволок будет не менее величины, указанной в табл. 1.

2.9. Опорные шайбы, служащие для удержания закладных болтов рельсового скрепления, должны изготовляться из сталей марки 15ХСНД или 15ХГ2СФМР. Форма и размеры шайб должны соответствовать указанным на черт. 5. Схема установки на шпале скрепления типа ЛС-053 показана на черт. 6.


Примечание. По согласованию с потребителем допускается изготовлять шпалы без металлических закладных шайб, с гнездами для размещения съемных пластмассовых вкладышей для закладных болтов.


2.10. Отклонения от проектных размеров шпал не должны превышать следующих величин в мм:

     по длине                                                         +-6

     по ширине                                                        +-8

     по высоте                                                    +10; -3

     по разности высот шпалы, измеренной в одном поперечном

     сечении                                                            8

     по расстоянию а между  наружными  кромками  углубления

     в подрельсовых площадках разных концов шпалы                     +-2

     по   расстоянию    б    между   кромками  углублений в

     подрельсовой площадке одного конца шпалы                      +3, -1

     по  расстоянию  в и г  между осями отверстий закладных

     болтов и наружной  кромкой  углубления  в подрельсовой

     площадке одного конца шпалы                                       +2

     по глубине  д  заделки  в  бетон  закладных   шайб  по           +-5

     поперечным размерам отверстий для закладного болта            +5; -2

     по толщине защитного  слоя  бетона  над  верхним рядом

     напряженной  арматуры  и  расстоянию  по  вертикали от

     каждого ряда проволок до верхней кромки торца шпалы           +8; -3


Примечание. Размеры а, б, в, г, д указаны на черт. 1-4.


2.11. Подуклонка подрельсовых площадок должна быть равной 1:20. Допускается отклонение величины подуклонки в пределах 1:19-1:22.

2.12. Угол взаимного поворота подрельсовых площадок разных концов шпалы относительно ее продольной оси ("пропеллерность") не должен превышать 0,015 рад.


"Черт. 5"


"Черт. 6"


2.13. В шпалах не допускаются:

а) трещины, за исключением усадочных поверхностных;

б) обнажения арматуры, за исключением концов напряженной арматуры, которые не должны выступать за плоскость торцов шпалы более чем на 15 мм;

в) пустоты вокруг проволок на торцах шпал;

г) околы рабочих кромок подрельсовых площадок;

д) наплывы бетона в отверстиях для закладных болтов;

е) раковины, местные неровности и околы, размеры которых превышают указанные в табл. 2.


Таблица 2


------------T-----------------------------------------------------------¬

¦    Вид    ¦                   Предельные размеры, мм                  ¦

¦поверхности+---------------T----------------T--------------------------+

¦           ¦    Раковины   ¦ Местные неров- ¦       Околы бетона       ¦

¦           +-------T-------+  ности (высота +------------------T-------+

¦           ¦диаметр¦глубина¦    и глубина)  ¦длина на 1 м шпалы¦глубина¦

+-----------+-------+-------+----------------+------------------+-------+

¦Верхняя    ¦   15  ¦   10  ¦        10      ¦         40       ¦   15  ¦

¦Прочие     ¦   25  ¦   15  ¦        15      ¦        100       ¦   25  ¦

L-----------+-------+-------+----------------+------------------+--------


Подрельсовые площадки должны быть плоскими. Непрямолинейность (выпуклость или вогнутость) подрельсовых площадок не должна превышать 1 мм на всей их длине. Местные неровности на поверхности подрельсовых площадок не допускаются.

На каждой подрельсовой площадке допускается не более одной раковины и одного окола бетона. Размеры этих раковин или околов не должны превышать указанных в табл. 2 для верхней поверхности шпал.

2.14. Заделка раковин и околов на поверхности шпал, а также заделка пустот вокруг проволок на торцах шпал не допускается.

2.15. При испытаниях на трещиностойкость в шпалах не должны появляться видимые трещины длиной более 30 мм и шириной раскрытия у основания более 0,05 мм.


3. Правила приемки


3.1. Готовые шпалы должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя.

3.2. Приемку шпал производят партиями. В состав партии должны входить шпалы, последовательно изготовленные в течение не более одних суток из одних и тех же материалов и по одной и той же технологии.

3.3. Для проверки размеров, формы и внешнего вида шпал oт каждой партии до 1000 шпал отбирают образцы в количестве 2%, но не менее 10 шт., а от партии более 1000 шпал - 1%, но не менее 20 шт.

3.4. Партия шпал может быть принята по размерам и внешнему виду, если ни на одном из проверяемых образцов не обнаружено отклонений, превышающих допускаемые.

Партию шпал более 1000 шт., в которой хотя бы на одном отобранном образце обнаружены отклонения, превышающие допускаемые, разрешается разделить на мелкие партии по 100 шт. в каждой и предъявлять их для повторной проверки размеров и внешнего вида в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

В случае неудовлетворительных результатов повторной проверки партию

Межгосударственный стандарт ГОСТ 21204-97 "Горелки газовые промышленные. Общие технические требования" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 17 сентября 1997 г. n 313) (с изменениями от 9 марта 2004 г.)  »
ГОСТы и правила »
Читайте также