Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14004-98 "Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования" (принят постановлением Госстандарта РФ от 21 октября 1998 г. n 378)


Дата введения 1 апреля 1999 г.


Введение


0.1 Общие сведения


По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды и защитой здоровья людей, организации любого масштаба обращают все большее внимание на потенциальные воздействия своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая эффективность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достижения высокой экологической эффективности требуется, чтобы организация приняла на себя обязательства применять систематический подход и постоянно улучшать систему управления окружающей средой.

Основная цель настоящего стандарта заключается в том, чтобы оказать помощь организациям, внедряющим или улучшающим систему управления окружающей средой. Она согласуется с концепцией устойчивого развития и является совместимой с различными культурными, социальными и организационными рамками.

Следует отметить, что требования, которые могут быть подвержены объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации или самостоятельного заявления, содержатся только в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001. В качестве альтернативы настоящий стандарт включает примеры, описания и варианты, которые способствуют как реализации системы управления окружающей средой, так и укреплению ее связи со всей системой административного управления организации.

Система управления окружающей средой обеспечивает порядок и последовательность решения организациями своих экологических вопросов через размещение ресурсов, распределение обязанностей и постоянную оценку методов, процедур и процессов.

В настоящем стандарте рассматриваются элементы системы управления окружающей средой и даются практические рекомендации по ее реализации или усовершенствованию. В нем также содержатся рекомендации по эффективному инициированию, улучшению или поддерживанию системы управления окружающей средой. Такая система весьма важна с точки зрения способности организации прогнозировать и выполнять свои целевые экологические показатели, а также обеспечивать постоянное соответствие национальным и/или международным требованиям.

Управление окружающей средой является неотъемлемой частью общей системы административного управления организации. Разработка системы управления окружающей средой - процесс постоянный и взаимосвязанный. Структура, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы для реализации экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей могут быть скоординированы с работами в других областях (например, в области операций, финансов, качества, гигиены труда и безопасности).

Основные принципы для руководящего состава, занимающегося реализацией или усовершенствованием системы управления окружающей средой, включают в себя, но не ограничиваются этим, следующее:

- признание того факта, что управление окружающей средой входит в число высших общих приоритетов;

- установление и поддерживание связи между внутренними и внешними заинтересованными сторонами;

- определение требований законодательных актов и экологических аспектов, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и услугами;

- формулирование обязательств со стороны руководства и служащих по охране окружающей среды с четким установлением подотчетности и ответственности;

- поощрение планирования охраны окружающей среды на протяжении жизненного цикла продукции или процесса;

- установление процесса достижения запланированных уровней эффективности;

- обеспечение необходимых и достаточных ресурсов, включая обучение, для достижения запланированных уровней эффективности на постоянной основе;

- оценка экологической эффективности, исходя из экологической политики организации, ее целевых и плановых экологических показателей, а также стремление к улучшению там, где это уместно;

- разработка управленческого процесса для проведения аудита и анализа системы управления окружающей средой и выявления возможностей улучшения системы и, в результате, повышения экологической эффективности;

- поощрение подрядчиков и поставщиков к разработке системы управления окружающей средой.

Организации могут рассматривать следующие случаи различного применения стандартов на системы управления окружающей средой:

- применение стандарта ГОСТ Р ИСО 14001 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению" для выполнения работ по сертификации/регистрации или самостоятельному заявлению организации о своей системе управления окружающей средой;

- применение настоящего стандарта или его частей для инициирования и/или улучшения системы управления окружающей средой. Стандарт не предназначен для сертификации/регистрации;

- применение настоящего стандарта в качестве руководящих указаний или ГОСТ Р ИСО 14001 в качестве общих требований для признания второй стороной (из сторон, заключивших контракт), что может быть удобно для некоторых деловых отношений;

- применение смежных документов ГОСТ Р ИСО.

Выбор будет зависеть от следующих факторов:

- политика организации;

- уровень готовности организации: осуществляется ли уже систематическое административное управление, которое может способствовать введению систематического управления окружающей средой;

- возможные достоинства и недостатки, на которые влияют такие факторы, как положение на рынке, имеющаяся репутация и внешние связи;

- масштаб организации.

Настоящий стандарт может быть использован организациями любого размера. Тем не менее значение малых и средних предприятий находит возрастающее признание в правительственных и деловых кругах. В стандарте признаются и учитываются потребности таких предприятий.


0.2 Преимущества, обусловленные наличием системы управления окружающей средой


Организации следует внедрять эффективную систему управления окружающей средой, с тем чтобы помочь защитить здоровье людей и окружающую среду от потенциальных воздействий своей деятельности, продукции или услуг, а также чтобы участвовать в сохранении и улучшении качества окружающей среды.

Наличие системы управления окружающей средой может помочь организации обеспечить уверенность заинтересованных сторон в том, что:

- существует обязательство со стороны руководства следовать положениям своей политики и добиваться целевых и плановых экологических показателей;

- особое значение придается больше предупреждающему действию, чем корректирующему;

- могут быть представлены данные, свидетельствующие о разумной осторожности и соответствии регламентам;

- в систему заложен процесс постоянного ее улучшения.

Организация, система административного управления которой включает в себя систему управления окружающей средой, обладает основой для уравновешивания и интегрирования экономических и экологических интересов. Организация, внедрившая систему управления окружающей средой, может достичь значительных преимуществ при конкуренции.

От введения системы управления окружающей средой можно получить экономические выгоды. Их следует идентифицировать, с тем чтобы продемонстрировать заинтересованным сторонам, особенно акционерам, значение надежного управления окружающей средой для организации. Это также дает организации возможность связать экологические целевые и плановые показатели с конкретными финансовыми результатами и таким образом гарантировать, что ресурсы направлены туда, где они принесут наибольшую пользу и с финансовой, и с экологической точек зрения.

Потенциальные выгоды, связанные с эффективной системой управления окружающей средой, включают в себя:

- предоставление потребителям гарантии в том, что существует обязательство в отношении демонстрируемого управления окружающей средой;

- поддержание крепких государственных/общественных связей;

- удовлетворение критериям инвестора и расширение доступа к капиталу;

- получение страховки по разумной цене;

- улучшение репутации и увеличение рыночной доли;

- соблюдение критериев сертификации поставщика;

- усиление контроля за издержками;

- сокращение случаев, ведущих к задолженности;

- демонстрирование разумной осторожности;

- консервацию входных материалов и энергии;

- содействие получению разрешений и полномочий;

- поощрение развития и участие в решениях, касающихся окружающей среды;

- улучшение связей между правительством и промышленностью.


1 Область применения


Настоящий стандарт содержит руководство по разработке и реализации принципов и систем управления окружающей средой, а также по их координации с другими системами административного управления.

Руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте, применимы к любой организации, независимо от ее масштаба, типа и уровня подготовленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить и/или улучшить систему управления окружающей средой.

Эти руководящие указания предназначены для использования в качестве добровольного внутреннего средства управления и не предназначены для использования в качестве критериев сертификации/регистрации системы управления окружающей средой.


2 Нормативные ссылки


В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.


3 Определения


Применительно к настоящему стандарту используются приведенные ниже определения.

3.1 Постоянное улучшение (continual improvement) - процесс усовершенствования системы управления окружающей средой с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.

Примечание - Этот процесс может происходить необязательно одновременно во всех сферах деятельности.

3.2 Окружающая среда (environment) - внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека, и их взаимодействие.

Примечание - В данном контексте внешняя среда простирается от среды в пределах организации ч до глобальной системы.

3.3 Экологический аспект (environmental aspect) - элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Примечание - Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду.

3.4 Воздействие на окружающую среду (environmental impact) - любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.

3.5 Система управления окружающей средой (environmental management system) - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.

3.6 Аудит системы управления окружающей средой (environmental management system audit) - систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также для сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.

3.7 Целевой экологический показатель (environmental objective) - общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, который организация стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.

3.8 Экологическая эффективность (характеристики экологичности) (environmental performance) - измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией ее экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях.

3.9 Экологическая политика (environmental policy) - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых экологических показателей.

3.10 Плановый экологический показатель (environmental target) - детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое организации или ее частям, которое вытекает из целевых экологических показателей и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевых показателей.

3.11 Заинтересованная сторона (interested party) - отдельное лицо или группа лиц, которые заинтересованы в экологической эффективности организации или на которые эта эффективность воздействует.

3.12 Организация (organization) - компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение либо их часть или сочетание, акционерные или неакционерные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют свою собственную администрацию.

Примечание - Применительно к организациям с более чем одной функционирующей организационной единицей, одна такая единица может быть определена как организация.

3.13 Предотвращение загрязнения (prevention of pollution) - использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и которые могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материала.

Примечание - Потенциальными выгодами от предотвращения загрязнения являются уменьшение отрицательных воздействий на окружающую среду, повышение эффективности и снижение стоимости.


4 Принципы и элементы системы управления окружающей средой


Модель системы управления окружающей средой (см. рисунок 1) отражает упрощенную точку зрения организации, которая признает принципы, приведенные ниже.


Принцип 1. Обязательства и политика


Организация должна определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой.


Принцип 2. Планирование


Организация должна сформулировать план реализации своей экологической политики.


Принцип 3. Реализация


С целью эффективной реализации организация должна создать возможности и механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей.


Принцип 4. Измерение и оценивание


Организация должна измерять, контролировать и оценивать свою экологическую эффективность.


Принцип 5. Анализ и улучшение


Организация должна анализировать и постоянно улучшать свою систему управления окружающей средой с целью повышения своей общей экологической эффективности.

С учетом всего вышесказанного система управления окружающей средой скорее всего видится как организационная структура, которая должна постоянно контролироваться и периодически анализироваться, с тем чтобы обеспечить эффективное направление экологической деятельности организации в зависимости от изменяющихся внутренних и внешних факторов. Каждый служащий организации должен нести ответственность за улучшения в области охраны окружающей среды.


4.1 Обязательства и политика


Принцип 1. Обязательства и политика


Организация должна определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой.


4.1.1 Общие положения


Организации следует начать с того, что приносит очевидную пользу, например с акцентирования внимания на соответствии регламентам, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за нарушения, или с более эффективного использования материалов.

По мере того, как организация набирается опыта и ее система управления окружающей средой начинает вырисовываться, могут быть разработаны процедуры, программы и технологии для дальнейшего повышения экологической эффективности. Затем, когда система управления окружающей средой сформируется, экологические соображения могут быть включены во все деловые решения.


4.1.2 Обязательства высшего руководства и его ведущая роль


Чтобы гарантировать успех, высшее руководство организации на ранней стации разработки или улучшения системы управления окружающей средой должно принять на себя обязательство по улучшению управления деятельностью своей организации, ее продукцией или услугами с точки зрения их воздействия на окружающую среду. Неукоснительное соблюдение обязательства и ведущая роль высшего руководства являются решающими факторами.


4.1.3 Первоначальная оценка воздействия на окружающую среду


Текущая позиция организации по отношению к окружающей среде может быть установлена с помощью первоначальной оценки воздействия на окружающую среду. Первоначальная оценка может охватывать следующее:

- идентификацию требований законодательных актов и регламентов;

- идентификацию экологических аспектов деятельности, продукции или услуг, с тем чтобы определить те аспекты, которые имеют или могут иметь значительные воздействия на окружающую среду и повлекут за собой ответственность;

- оценку эффективности, проводимую по применяемым внутренним критериям, внешним нормативам, регламентам, сводам правил, установившемуся порядку, принципам и руководящим указаниям;

- существующие порядок и процедуры управления окружающей средой;

- идентификацию существующей политики и процедур, касающихся закупочной и контрактной деятельности;

- обратную связь после изучения предшествующих случаев несоответствия;

- возможности для конкурентного преимущества;

- точки зрения заинтересованных сторон;

- функции или операции других систем в организации, которые могут либо содействовать экологической эффективности, либо противодействовать ей.

Во всех случаях следует рассматривать весь диапазон условий работы, включая возможные нарушения и аварийные ситуации.

Процесс и результаты первоначальной оценки воздействия на окружающую среду должны быть документально оформлены, а возможности для развития системы управления окружающей средой должны быть идентифицированы.


Практические советы. Проведение первоначальной оценки воздействия на окружающую среду


Первым важным шагом является разработка перечня сфер, подлежащих оценке. Сюда могут войти деятельность организации, конкретные операции или конкретный участок. Некоторыми общепринятыми средствами для проведения оценки являются:

- анкеты;

- интервью;

- контрольные листы;

- прямая проверка и измерение;

- анализ зарегистрированных данных;

- установление базового уровня**

Организации, включая малые и средние предприятия, могут получить консультации у ряда внешних источников, таких, как:

- правительственные ведомства (по поводу законов и разрешений);

- местные или региональные библиотеки или базы данных;

- другие организации (по поводу обмена информацией);

- промышленные ассоциации;

- крупные потребительские организации;

- изготовители находящегося в эксплуатации оборудования;

- деловые партнеры (например, удаляющие отходы);

- организации, оказывающие профессиональную помощь.


4.1.4 Экологическая политика


Экологическая политика определяет общий смысл направления и устанавливает принципы деятельности организации. Она устанавливает целевой показатель, касающийся требуемого от организации уровня ответственности за состояние окружающей среды и экологической эффективности, по которому будут оцениваться все последующие действия.

Все большее число международных организаций, включая правительственные, промышленных ассоциаций и групп граждан имеют разработанные руководящие принципы (см. два примера в приложении А). Эти принципы помогли организациям определить общий масштаб своих обязательств в отношении охраны окружающей среды. Они содействуют также тому, чтобы различные организации использовали общие для всех ценности. Такие руководящие принципы могут оказать организации помощь в разработке ее политики, которая может быть такой же индивидуальной, как и организация, для которой она формулируется.

Обычно ответственность за определение экологической политики ложится на высшее руководство организации. Руководство организации отвечает за реализацию политики и предоставление входной информации, необходимой для формулирования и изменения политики.

Экологическая политика должна учитывать следующее:

- предназначение организации, ее взгляды, основные ценности и надежды;

- требование заинтересованных сторон и установление с ними связи;

- постоянное улучшение;

- предотвращение загрязнения;

- руководящие принципы;

- координацию с другими аспектами политики организации (например, гигиена труда и безопасность);

- конкретные местные или региональные условия;

- соответствие надлежащим природоохранным регламентам, законам и другим критериям, признаваемым организацией.

Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению в рамках экологической политики:

1 Имеется ли у организации экологическая политика, надлежащая с точки зрения ее деятельности, продукции и услуг?

2 Отражены ли в этой политике ценности и руководящие принципы организации?

3 Утверждена ли экологическая политика высшим руководством, а также определено ли какое-либо лицо и даны ли ему полномочия контролировать и проводить в жизнь эту политику?

4 Направлена ли экологическая политика на установление целевых и плановых экологических показателей?

5 Направляет ли эта политика организацию на мониторинг надлежащих технологий и методов управления?

6 Какие обязательства воплощены в экологической политике, например: обеспечение постоянного улучшения, обеспечение борьбы с загрязнением, мониторинг, выполнение или превышение законных требований, рассмотрение ожиданий заинтересованных сторон?


Практические советы. Экологическая политика


Любая деятельность, продукция или услуга могут воздействовать на окружающую среду. Это следует отразить в экологической политике.

Подробное изучение руководящих принципов, содержащихся в приложении А, может помочь при разработке соответствующей политики. Вопросы, рассматриваемые в ней, зависят от характера организации. Кроме соответствия природоохранным регламентам политика может устанавливать обязательствам отношении:

- минимизации любых значительных отрицательных воздействий на окружающую среду со стороны новых разработок, достигаемой путем использования интегрированных процедур управления окружающей средой и планирования соответствующих мероприятий по управлению;

- разработки процедуры оценивания экологической эффективности и связанных с ней показателей;

- воплощения замысла, касающегося жизненного цикла;

- проектирования продукции таким образом, чтобы минимизировать ее воздействие на окружающую среду при производстве, использовании и утилизации;

- предотвращения загрязнения, сокращения отходов и потребления ресурсов (материалов, топлива и энергии), проведения восстановления и рециклинга вместо утилизации там, где это возможно;

- образования и подготовки;

- обмена опытом в области экологии;

- привлечения заинтересованных сторон и установления с ними связи;

- работ, ведущих к устойчивому развитию;

- поощрения к применению системы управления окружающей средой поставщиками и подрядчиками.


4.2 Планирование


Принцип 2. Планирование


Организация должна разработать план реализации своей экологической политики.


4.2.1 Общие положения


Элементы системы управления окружающей средой, связанные с планированием, включают в себя:

- идентификацию экологических аспектов и оценку связанных с ними воздействий на окружающую среду;

- требования законодательных актов;

- экологическую политику;

- внутренние критерии экологической эффективности;

- целевые и плановые экологические показатели;

- планы действий по охране окружающей среды и программы управления ею.


4.2.2 Идентификация экологических аспектов и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду


Политика организации, ее целевые и плановые экологические показатели должны быть основаны на знании экологических аспектов и значительных воздействий на окружающую среду, связанных с деятельностью, продукцией или услугами этой организации. Такой подход может гарантировать, что при установлении целевых экологических показателей значительные воздействия на окружающую среду, связанные с этими аспектами, будут приняты во внимание.

Идентификация экологических аспектов является постоянным процессом, который определяет прошлое, настоящее и потенциально возможное (положительное или отрицательное) воздействие деятельности организации на окружающую среду. Этот процесс также предусматривает идентификацию потенциального воздействия на организацию, оказываемого регламентными требованиями, требованиями законодательных актов и требованиями бизнеса. Он также может охватывать идентификацию воздействия на здоровье и безопасность, а также оценку экологического риска.

Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению при идентификации экологических аспектов и оценивании воздействий на окружающую среду:

1 Каковы экологические аспекты деятельности организации, ее продукции и услуг?

2 Оказывают ли деятельность, продукция или услуги организации значительное отрицательное воздействие на окружающую среду?

3 Имеет ли организация процедуру оценки воздействия новых проектов на окружающую среду?

4 Требует ли местонахождение организаций особого экологического рассмотрения, например, есть ли там районы, уязвимые в экологическом отношении?

5 Как повлияют любые преднамеренные изменения в деятельности, продукции или услугах либо дополнения к ним на экологические аспекты и связанные с ними воздействия?

6 Насколько значительными или серьезными окажутся потенциальные воздействия на окружающую среду, если процесс будет нарушен?

7 Как часто возникает ситуация, ведущая к определенному воздействию?

8 Каковы важные экологические аспекты с учетом воздействий, вероятности, серьезности и частоты?

9 Являются ли по своему масштабу значительные воздействия на окружающую среду локальными, региональными или глобальными?


Практические советы. Идентификация экологических аспектов и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду


Связь между экологическими аспектами и воздействиями на окружающую среду является связью причины и следствия.

Экологический аспект связан с элементом деятельности организации, ее продукции или услуга, который может оказать положительное или отрицательное воздействие на окружающую среду. Например, это может быть сброс, выброс, потребление или повторное использование материала либо шум.

Воздействие на окружающую среду связано с изменением, которое вызывает в окружающей среде данный аспект. Примерами воздействий могут служить загрязнение или заражение воды либо истощение природных ресурсов.

Идентификация экологических аспектов и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду являются процессом, который может быть осуществлен в четыре этапа.


Этап 1. Выбрать вид деятельности, продукцию или услугу


Выбранные вид деятельности, продукция или услуга должны быть достаточно широкомасштабны для убедительного исследования и достаточно узконаправленными для правильного понимания.


Этап 2. Идентифицировать экологические аспекты деятельности, продукции или услуга


Идентифицировать как можно больше экологических аспектов, связанных с выбранными видом деятельности, продукцией или услугой.


Этап 3. Идентифицировать воздействия на окружающую среду


Идентифицировать как можно большее количество имеющих место и потенциально возможных, положительных и отрицательных, воздействий на окружающую среду, которые связаны с каждым идентифицированным аспектом.

Ниже приведены примеры трех перечисленных выше этапов.


-----------------------T------------------------T-----------------------¬

¦  Вид деятельности,   ¦         Аспект         ¦      Воздействие      ¦

¦ продукция или услуга ¦                        ¦                       ¦

+----------------------+------------------------+-----------------------+

¦Вид      деятельности:¦Возможность    аварийной¦Заражение  грунта   или¦

¦погрузка  и  разгрузка¦утечки                  ¦воды                   ¦

¦опасных веществ       ¦                        ¦                       ¦

+----------------------+------------------------+-----------------------+

¦Продукция:     очистка¦Переделка  продукции   с¦Консервация   природных¦

¦продукции             ¦целью   уменьшения    ее¦ресурсов               ¦

¦                      ¦объема                  ¦                       ¦

+----------------------+------------------------+-----------------------+

¦Услуга:    техническое¦Выбросы выхлопных газов ¦Сокращение  выбросов  в¦

¦обслуживание          ¦                        ¦воздух                 ¦

¦автомобиля            ¦                        ¦                       ¦

L----------------------+------------------------+------------------------


Этап 4. Оценить значительность воздействий


Значительность каждого идентифицированного воздействия на окружающую среду может быть различной для каждой организации.

Количественное выражение воздействия может помочь при вынесении суждения по данному вопросу.

Оценке может способствовать рассмотрение следующих вопросов.

Экологические вопросы:

- масштаб воздействия;

- серьезность воздействия;

- вероятность события;

- продолжительность воздействия.

Деловые вопросы:

- потенциальное влияние требований законодательных актов и регламентных требований;

- сложность изменения воздействия;

- стоимость изменения воздействия;

- влияние изменения на другие виды деятельности и процессы;

- участие заинтересованных сторон;

- влияние на общественный имидж организации.


4.2.3 Требования законодательных актов и другие требования


Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации всех признаваемых ею требований законодательных актов и других требований, непосредственно касающихся экологических аспектов ее деятельности, продукции или услуг. Эти процедуры должны также обеспечивать доступ к таким требованиям и их понимание.

Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению в связи с требованиями законодательных актов и другими требованиями:

1 Как организация получает доступ к необходимым требованиям законодательных актов и другим требованиям и как она их идентифицирует?

2 Как организация отслеживает требования законодательных актов и другие требования?

3 Как организация отслеживает изменения в требованиях законодательных актов и других требованиях?

4 Как организация сообщает служащим нужные сведения о требованиях законодательных актов и других требованиях?


Практические советы. Требования законодательных актов и другие требования


Для того чтобы сохранить соответствие регламентам, организация должна идентифицировать и понимать регламентные требования, применимые к ее деятельности, продукции или услугам. Регламенты могут существовать в нескольких видах:

- регламенты, относящиеся к деятельности (например, разрешения на проведение работ на данном участке);

- регламенты, относящиеся к продукции или услугам организации;

- регламенты, относящиеся к отрасли промышленности, к которой принадлежит организация;

- природоохранные законы общего характера;

- санкции, лицензии, разрешения.

Для идентификации природоохранных регламентов и происходящих в них изменений можно использовать несколько источников, включая:

- правительственные органы всех уровней;

- промышленные ассоциации или группы;

- коммерческие базы данных;

- профессиональные службы.

В целях содействия отслеживанию требований законодательных актов, организация может установить и поддерживать в рабочем состоянии перечень всех законов и регламентов, относящихся к ее деятельности, продукции или услугам.


4.2.4 Внутренние критерии эффективности


В том случае, когда внешние нормативы не отвечают потребностям организации или их не существует, следует разработать и реализовать внутренние приоритеты и критерии. Внутренние критерии эффективности вместе с внешними нормативами помогают организации в разработке ее собственных экологических целевых и плановых показателей.


Практические советы. Внутренние критерии эффективности


Примерами областей, где организация может иметь свои внутренние критерии эффективности, могут быть:

- системы административного управления;

- обязанности сотрудников;

- приобретение, управление собственностью и отторжение;

- поставщики;

- подрядчики;

- управление продукцией;

- передача информации об окружающей среде;

- связи, определяемые регламентами;

- готовность к аварийным ситуациям в окружающей среде и реагирование на них;

- осведомленность и обучение в области (охраны) окружающей среды;

- измерение и улучшение состояния окружающей среды;

- уменьшение степени риска при осуществлении процесса;

- предотвращение загрязнения и ресурсосбережение;

- инвестиционный проект;

- изменение в процессах;

- управление опасными материалами;

- организация сбора и утилизация отходов;

- водоиспользование (например, сточные воды, ливневые, грунтовые);

- управление качеством воздуха;

- рациональное использование энергии;

- транспортирование.


4.2.5 Целевые и плановые экологические показатели


Для того чтобы осуществлять свою экологическую политику, организация должна установить целевые экологические показатели. Эти целевые показатели являются общими показателями экологической эффективности, идентифицированными в экологической политике. Устанавливая свои целевые показатели, организации должны также принимать во внимание соответствующие результаты оценки воздействия на окружающую среду, а также идентифицированные экологические аспекты и связанные с ними воздействия на окружающую среду.

Затем, для того чтобы достичь целевых экологических показателей в заданные сроки, можно установить плановые экологические показатели. Эти показатели должны быть конкретными и измеряемыми.

После того, как будут установлены целевые и плановые экологические показатели, организации следует рассмотреть вопрос об установлении измеряемых характеристик экологической эффективности. Эти характеристики могут быть использованы в качестве основы для системы оценки экологической эффективности и могут обеспечить информацию как о системе управления окружающей средой, так и об оперативных системах.

Целевые и плановые экологические показатели могут быть широко применимы ко всей организации или более узко к какому-либо конкретному для данного места или отдельному виду деятельности. Целевые и плановые экологические показатели должны определяться руководителями соответствующего уровня. Эти показатели должны периодически анализироваться и пересматриваться с учетом точки зрения заинтересованных сторон.

Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению в связи с целевыми и плановыми экологическими показателями:

1 Как целевые и плановые экологические показатели отражают экологическую политику и значительные воздействия на окружающую среду, связанные с деятельностью организации, ее продукцией или услугами?

2 Какой вклад служащие, ответственные за достижение целевых и плановых экологических показателей, внесли в их разработку?

3 Насколько учитывается точка зрения заинтересованных сторон?

4 Какие конкретные измеряемые характеристики устанавливаются для целевых и плановых экологических показателей?

5 Насколько регулярно анализируются и пересматриваются целевые и плановые показатели, с тем чтобы отразить желаемое повышение экологической эффективности.


Практические советы. Целевые и плановые экологические показатели


Целевые показатели могут включать в себя обязательства:

- сократить отходы и истощение ресурсов;

- сократить или уничтожить совсем выброс загрязняющих веществ в окружающую среду;

- проектировать продукцию таким образом, чтобы свести к минимуму ее воздействие на окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации;

- регулировать воздействие источников сырья на окружающую среду;

- сводить к минимуму любое значительное отрицательное воздействие новых разработок на окружающую среду;

- способствовать осведомленности служащих и общества о проблемах окружающей среды;

Достижение целевых экологических показателей обычно может быть определено с помощью следующих характеристик экологической эффективности:

- количество использованного сырья или потребленной энергии;

- количество выбросов, например СО2;

- полученные отходы на количество готовой продукции;

- эффективность использования материала и энергии;

- количество событий в окружающей среде (например, отклонения в сторону превышения установленных пределов);

- количество экологических аварий (например, незапланированные выбросы);

- утилизованные отходы в процентах;

- утилизованный материал, используемый для упаковки-, в процентах;

- количество километров, пройденных транспортным средством, на единицу продукции;

- количество специфических загрязняющих веществ, например NOx, SO2, СО, НС, Рb, CFCs;

- капиталовложения в охрану окружающей среды;

- число судебных преследований;

- участки земли, отведенные под места обитания диких животных.

Совокупный пример:

Целевой показатель - снизить количество энергии, необходимой для производственных операций.

Плановый показатель - достичь 10%-го снижения потребления энергии по сравнению с предыдущим годом.

Характеристика - количество топлива и электричества на единицу продукции.


4.2.6 Программа(ы) управления окружающей средой


В рамках общего планирования своей деятельности организация должна разработать программу управления окружающей средой, направленную на достижение всех своих целевых экологических показателей. Чтобы быть наиболее эффективным, планирование мероприятий по управлению окружающей средой должно быть включено в стратегический план организации. Программы управления окружающей средой должны отражать сроки, ресурсы и ответственность за достижение целевых и плановых экологических показателей организации.

В рамках структуры, предусмотренной при планировании мероприятий по управлению окружающей средой, программа управления окружающей средой предписывает конкретные действия в порядке их приоритета для организации. Эти действия могут относиться к отдельным процессам, проектам, продукции, услугам, местам или к объектам, расположенным в этих местах.

Программы управления окружающей средой оказывают организации помощь в повышении ее экологической эффективности. Чтобы отражать изменения в целевых и плановых экологических показателях организации, они должны быть динамичными и регулярно пересматриваемыми.

Некоторые вопросы относительно программ(ы) управления окружающей средой, подлежащие рассмотрению:

1 Каков процесс, используемый организацией для разработки программ(ы) управления окружающей средой?

2 Вовлечены ли в процесс планирования мероприятий по управлению окружающей средой все ответственные стороны?

3 Разработан ли процесс периодического анализа программы?

4 Как в этих программах решаются вопросы ресурсов, ответственности, сроков и приоритетов?

5 Как в программах управления окружающей средой сказываются экологическая политика и деятельность по общему планированию?

6 Как контролируются и пересматриваются программы управления окружающей средой?


Практические советы. Программа управления окружающей средой


Ниже приведен пример процесса разработки программы управления окружающей средой


-----------------------T------------------------T-----------------------¬

¦   Обязательство и    ¦      Планирование      ¦        Пример         ¦

¦       политика       ¦                        ¦                       ¦

+----------------------+------------------------+-----------------------+

¦Обязательство        в¦                        ¦Сохранить     природные¦

¦области  экологической¦                        ¦ресурсы                ¦

¦политики 1*           ¦                        ¦                       ¦

+----------------------+------------------------+-----------------------+

¦                      ¦Целевой показатель 1    ¦Свести    к    минимуму¦

¦                      ¦                        ¦использование воды там,¦

¦                      ¦                        ¦где  это   технически и¦

¦                      ¦                        ¦коммерчески            ¦

¦                      ¦                        ¦целесообразно          ¦

+----------------------+------------------------+-----------------------+

¦                      ¦Плановый показатель 1   ¦Сократить  расход  воды¦

¦                      ¦                        ¦на  выбранных  участках¦

¦                      ¦                        ¦на пятнадцать процентов¦

¦                      ¦                        ¦от настоящего уровня  в¦

¦                      ¦                        ¦течение года           ¦

+----------------------+------------------------+-----------------------+

¦                      ¦Программа мероприятий 1 ¦Повторно   использовать¦

¦                      ¦                        ¦воду                   ¦

+----------------------+------------------------+-----------------------+

¦                      ¦Действие 1              ¦Установить оборудование¦

¦                      ¦                        ¦для рециркуляции  воды,¦

¦                      ¦                        ¦использованной      для¦

¦                      ¦                        ¦промывания  в  процессе¦

¦                      ¦                        ¦А, с тем чтобы повторно¦

¦                      ¦                        ¦использовать в процессе¦

¦                      ¦                        ¦В                      ¦

+----------------------+------------------------+-----------------------+

¦_____________________________                                          ¦

¦* Этот повторяющийся процесс следует  повторять  для  всех   принятых в¦

¦политике обязательств, целевых и плановых экологических показателей.   ¦

L------------------------------------------------------------------------


4.3 Реализация


Принцип 3. Реализация


С целью эффективной реализации организация должна создать возможности и разработать механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей


4.3.1 Общие положения


Возможности и поддержка, требуемые для организации, постоянно развиваются в ответ на меняющиеся требования заинтересованных сторон, динамичную экологическую обстановку и процесс постоянного улучшения. Для того чтобы достичь своих экологических целевых показателей, организация должна нацелить на это своих сотрудников, системы, стратегию, ресурсы и структуру.

Многие организации могут использовать поэтапный подход к реализации мероприятий по управлению окружающей средой; при этом она должна основываться на степени понимания экологических требований, аспектов, ожиданий и выгод, а также на наличии ресурсов.


4.3.2 Обеспечивающие возможности


4.3.2.1 Людские, физические и финансовые ресурсы


Людские, физические (например, средства, оборудование) и финансовые ресурсы, необходимые для реализации экологической политики организации и достижения ее целевых экологических показателей, должны быть определены и должны иметься в наличии. При распределении ресурсов организации могут разработать процедуры отслеживания выгод и затрат, связанных со своей экологической и смежной деятельностью. Сюда могут быть включены такие вопросы, как затраты на контроль загрязнения окружающей среды, отходы и их удаление.

Некоторые вопросы относительно людских, физических и финансовых ресурсов, подлежащие рассмотрению:

1 Как организация идентифицирует и распределяет людские, технические и финансовые ресурсы, необходимые для достижения ее экологических целевых и плановых показателей, включая ресурсы для новых проектов?

2 Как организация отслеживает затраты на экологическую деятельность и выгоду от нее?


Практические советы. Людские, физические и финансовые ресурсы


Материальная база и организационная структура малого и среднего предприятия могут наложить некоторые ограничения на реализацию. Для того чтобы справиться с этим, малые и средние предприятия должны по мере возможности рассмотреть вопрос о стратегии сотрудничества с:

- более крупными организациями-клиентами, чтобы разделить с ними технологии и "ноу-хау";

- другими малыми и средними предприятиями на основе "цепной" зависимости поставщиков или на местной основе, с тем чтобы определить и обсудить общие для них вопросы, разделить с ними "ноу-хау", содействовать техническому развитию, совместно использовать средства, разработать метод изучения системы управления окружающей средой, совместно пользоваться услугами консультантов;

- организациями по стандартизации, ассоциациями малых и средних предприятий. Торговой палатой в целях разработки программ подготовки и ознакомления;

- университетами и другими научно-исследовательскими центрами с целью поддержки производства и нововведений.


4.3.2.2 Совмещение и интеграция системы управления окружающей средой


Для того чтобы эффективно решать экологические проблемы, элементы системы управления окружающей средой следует проектировать или пересматривать, с тем чтобы они успешно совмещались и объединялись с существующими элементами системы административного управления.

К элементам системы административного управления, которые могут выиграть от интеграции, относятся:

- политика организации;

- распределение ресурсов;

- меры оперативного контроля и документация;

- информационные и обеспечивающие системы;

- подготовка и развитие;

- организационная структура и структура подотчетности;

- системы компенсации и оценки;

- системы измерения и мониторинга;

- сообщения и отчетность.

Некоторые вопросы относительно организационного совмещения и интеграции, подлежащие рассмотрению:

1 Как система управления окружающей средой включена в общий процесс управления предприятием?

2 Каков процесс сглаживания и разрешения противоречий между экологическими и другими целевыми показателями и приоритетами?


4.3.2.3 Подотчетность и ответственность


Ответственность за общую эффективность системы управления окружающей средой должна быть возложена на лицо(а) высшего ранга или на подразделение(я), обладающее(ие) достаточной властью, компетенцией и ресурсами.

Руководители по оперативным вопросам должны четко определить обязанности занятого персонала. Они также должны быть ответственны и подотчетны за эффективную реализацию системы управления окружающей средой и экологическую эффективность. Служащие всех уровней должны быть подотчетны в рамках своих обязанностей за экологическую эффективность в поддержку общей системы управления окружающей средой.

Некоторые вопросы относительно подотчетности и ответственности, подлежащие рассмотрению:

1 Каковы ответственность и подотчетность лиц, которые руководят, выполняют и проверяют работу, влияющую на окружающую среду; определены ли и документированы ли они?

2 Какова связь между ответственностью за состояние окружающей среды и индивидуальной экологической эффективностью и анализируется ли периодически эта связь?

3 Каким образом ответственный и подотчетный персонал:

- проходит необходимое обучение, получает ресурсы и набирает персонал для реализации системы управления окружающей средой?

- инициирует действие для того, чтобы обеспечить соответствие экологической политике?

- предвидит, идентифицирует и регистрирует любые экологические проблемы?

- инициирует, рекомендует или обеспечивает решения этих проблем?

- проверяет выполнение принятых решений?

- контролирует последующие действия до тех пор, пока любой экологический недостаток или неудовлетворительное условие не будут откорректированы?

- получает необходимую подготовку, чтобы действовать в аварийных условиях?

- достигает понимания последствий несоответствия?

- достигает понимания подотчетности, применимой к нему?

- поддерживает добровольные действия и инициативы?


Практические советы. Подотчетность и ответственность


Для того чтобы гарантировать эффективную разработку и реализацию системы управления окружающей средой, необходимо назначить ответственных. Один из возможных подходов к назначению ответственных за состояние окружающей среды показан ниже. Следует признать, что компании и учреждения имеют различные организационные структуры, и им необходимо понять и установить ответственных за состояние окружающей среды на основании своих собственных рабочих процессов.

Ниже представлена примерная модель назначения ответственных за состояние окружающей среды.


------------------------------------T-----------------------------------¬

¦    Примеры ответственности за     ¦Типичные примеры ответственных лиц ¦

¦    состояние окружающей среды     ¦                                   ¦

+-----------------------------------+-----------------------------------+

¦Определить общее направление       ¦Президент,   главный   управляющий,¦

¦                                   ¦совет директоров                   ¦

+-----------------------------------+-----------------------------------+

¦Разработать экологическую политику ¦Президент,   главный   управляющий,¦

¦                                   ¦главный  руководитель  по  вопросам¦

¦                                   ¦экологии                           ¦

+-----------------------------------+-----------------------------------+

¦Разработать  целевые   и   плановые¦Руководители, имеющие  отношение  к¦

¦экологические          показатели и¦данным вопросам                    ¦

¦программы мероприятий              ¦                                   ¦

+-----------------------------------+-----------------------------------+

¦Осуществить   контроль   за   общей¦Главный  руководитель  по  вопросам¦

¦эффективностью  системы  управления¦экологии                           ¦

¦окружающей средой                  ¦                                   ¦

+-----------------------------------+-----------------------------------+

¦Обеспечить             соответствие¦Старший руководитель по оперативным¦

¦регламентным требованиям           ¦вопросам                           ¦

+-----------------------------------+-----------------------------------+

¦Обеспечить постоянное улучшение    ¦Все руководители                   ¦

+-----------------------------------+-----------------------------------+

¦Идентифицировать           ожидания¦Сотрудники,  занятые    продажами и¦

¦потребителей                       ¦маркетингом                        ¦

+-----------------------------------+-----------------------------------+

¦Идентифицировать           ожидания¦Закупщики, покупатели              ¦

¦поставщиков                        ¦                                   ¦

+-----------------------------------+-----------------------------------+

¦Разработать   и      поддерживать в¦Руководители      по       вопросам¦

¦рабочем состоянии учетные процедуры¦финансов/учета                     ¦

+-----------------------------------+-----------------------------------+

¦Обеспечить        &nb

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. n 332-ст) (с изменениями от 7 июля 2003 г.)  »
ГОСТы и правила »
Читайте также