Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9004-2001 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности" (принят постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. n 334-ст) (с изменениями от 7 июля 2003 г.)Quality management systems. Guidelines for performance improvementsВведен впервые Дата введения 31 августа 2001 г. Введение*Общие положенияДля создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение высшего руководства организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт базируется на восьми принципах менеджмента качества. Однако он не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или единообразия документации. Цели организации: - определение и удовлетворение потребностей и ожиданий своих потребителей и других заинтересованных сторон (работников организации, поставщиков, владельцев, общества), обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе и осуществление этого результативно и эффективно; - достижение, поддержание и повышение эффективности и возможностей организации в целом. Применение принципов менеджмента качества не только обеспечивает непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков. Соображения, связанные с выгодами, менеджментом затрат и рисков, важны для организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон. Эти соображения, касающиеся общей эффективности организации, могут влиять на: - лояльность потребителей; - повторные деловые контакты и обращения; - результаты работы, такие как доход и доля на рынке; - гибкую и быструю реакцию на возможности рынка; - затраты и количество циклов посредством результативного и эффективного использования ресурсов; - выстраивание цепи процессов, с помощью чего желаемые результаты достигаются наилучшим образом; - получение конкурентных преимуществ за счет улучшения возможностей организации; - понимание и мотивацию работников в отношении целей и задач организации, а также участия в постоянном улучшении; - уверенность заинтересованных сторон в результативности и эффективности организации, подтвержденных финансовыми и социальными выгодами в результате деятельности организации, а также репутацией; - способность создавать ценность как для организации, так и для ее поставщиков посредством оптимизации затрат и ресурсов, а также за счет гибкости и быстроты совместной реакции на изменения рынка. Процессный подходНастоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности и эффективности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности заинтересованных сторон путем выполнения их требований. Для результативного и эффективного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом". Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность: а) понимания и выполнения требований; б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности; в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности; г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении. Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4 - 8. Эта модель показывает, что заинтересованные стороны играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон требует оценки информации о восприятии заинтересованными сторонами выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель не детализирует процессы. "Рис.1 Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе" Связь с ГОСТ Р ИСО 9001-2001ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласованной пары. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов. Для большего удобства пользователей основное содержание требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 помещено в рамки в соответствующие разделы настоящего стандарта. Информация, обозначенная как "Примечание", является рекомендацией по пониманию или разъяснению. Совместимость с другими системами менеджментаНастоящий стандарт не содержит конкретных рекомендаций в отношении других систем менеджмента, таких как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с соответствующими системами менеджмента. Организация может адаптировать действующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества в соответствии с рекомендациями настоящего стандарта. ______________________________ * Раздел приводится в редакции, отличной от ИСО 9004-2000. 1 Область примененияНастоящий стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ГОСТ Р ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом. Настоящий стандарт применим к процессам организации, и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации. Он не предназначен ни для сертификации или использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ГОСТ Р ИСО 9001. 2 Нормативные ссылки*В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования ГОСТ Р ИСО 10011-1-93** Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка. ГОСТ Р ИСО 10011-2-93** Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества ГОСТ Р ИСО 10011-3-93** Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению ГОСТ Р ИСО 14004-98 Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования. Указанный ниже стандарт содержит положения, которые посредством ссылок в этом тексте составляют положения настоящего стандарта. 3 ОпределенияПрименительно к настоящему стандарту используются термины и определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000. Приведенные ниже термины, используемые в этом издании ГОСТ Р ИСО 9004 для описания цепочки поставки, были изменены для отражения применяемого в настоящее время словаря терминов поставщик -> организация -> потребитель (заинтересованные стороны) В тексте стандарта термин "продукция" может означать также "услугу". 4 Система менеджмента качества4.1 Менеджмент систем и процессовУспешное руководство и управление организацией требует систематического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха, следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента, разработанную для постоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребности заинтересованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества. Высшему руководству необходимо создать организацию, ориентированную на потребителя, посредством: а) определения систем и процессов, которые могут быть четко поняты, подвергнуты менеджменту и улучшены с точки зрения результативности и эффективности; б) обеспечения результативного и эффективного выполнения и управления процессами, а также показателями и данными для определения удовлетворительной деятельности организации. Примерами деятельности по созданию ориентированной на потребителя организации являются: - определение и продвижение процессов, ведущих к улучшению деятельности организации; - сбор и использование данных и информации о процессах на постоянной основе; - развитие в направлении постоянного улучшения; - использование подходящих методов для оценки улучшения процессов, таких как самооценка и анализ со стороны руководства. Примеры самооценки и процессов постоянного улучшения приведены в приложениях А и Б соответственно. ---------------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования ¦ ¦ ¦ ¦ 4 Система менеджмента качества ¦ ¦ ¦ ¦ 4.1 Общие требования ¦ ¦ ¦ ¦ Организация должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии¦ ¦систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями¦ ¦настоящего стандарта. ¦ ¦ Организация должна: ¦
Система сертификации ГОСТ Р Основные положения и порядок сертификации услуг (утв. постановлением Госстандарта РФ от 1 декабря 1993 г. n 24) »ГОСТы и правила »Читайте также
На последнем заседании 2019 года регулятор снизил ключевую ставку13 декабря в 16:14 ЭкономикаДепутаты урегулировали вопрос о брокерской деятельности на финансовом рынке13 декабря в 15:11 Финансовые рынкиС 1 января 2020 года МРОТ повысится на 850 рублей12 декабря в 17:17 ГосударствоНедвижимость премиум-класса: формула комфортного проживания12 декабря в 16:51 Жилая недвижимостьВопрос о снижении порога беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа будет обсуждаться на совете ЕАЭС11 декабря в 17:06 ТорговляДоллар и евро разошлись по сторонам11 декабря в 15:59 Финансовые рынкиГосдума поставила точку в вопросе «банковского роуминга»11 декабря в 15:27 Банки и кредитование«Заморозка» накопительной части пенсии продлена еще на год10 декабря в 17:13 ГосударствоГраждан порадуют новым сервисом электронного договора купли-продажи автомобилей10 декабря в 15:42 ТранспортПрактику удержания долгов с пенсий россиян могут упразднить9 декабря в 17:45 Государство |
Самое читаемое
Самое обсуждаемое
Практику удержания долгов с пенсий россиян могут упразднить Граждан порадуют новым сервисом электронного договора купли-продажи автомобилей Доллар и евро разошлись по сторонам «Заморозка» накопительной части пенсии продлена еще на год Вопрос о снижении порога беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа будет обсуждаться на совете ЕАЭС |