Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 9238-83 "Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм" (утв. постановлением Госстроя СССР от 30 июня 1983 г. n 167)


Construction and rolling stock clearance diagrams for the USSR
railways of 1520 (1524) mm gauge


Срок введения с 1 июля 1984 г.

Взамен ГОСТ 9238-73


Настоящий стандарт распространяется на габариты:

приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм общей сети Союза ССР, подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий (внешних подъездных путей), путей, расположенных на территории промышленных и транспортных предприятий (внутренних подъездных путей) и между ними;

приближения строений для путей колеи 1435 мм, расположенных на территории Союза ССР, по которым обращается подвижной состав советских железных дорог (после смены тележек) или зарубежный подвижной состав;

подвижного состава, предназначенного для эксплуатации как по железным дорогам Союза ССР колеи 1520 (1524) мм, так и по железным дорогам зарубежных стран колеи 1435 мм.

Габариты приближения строений и подвижного состава, установленные настоящим стандартом, допускается применять для передвижных подъездных путей промышленных и транспортных предприятий и при увеличенной ширине колеи на прямых участках до 1535 мм.

Указанные габариты должны применяться для железных дорог, скорости движения поездов на которых не превышают 160 км/ч.

Для линий и участков железных дорог со скоростями движения свыше 160 км/ч габаритные нормы устанавливаются дополнительными указаниями Министерства путей сообщения, согласованными с Госстроем СССР.

Установленные настоящим стандартом габариты следует применять при:

проектировании и строительстве новых железных дорог, внешних и внутренних подъездных путей промышленных и транспортных предприятий, сооружений и устройств на них;

усилении (реконструкции) существующих железных дорог, подъездных путей промышленных и транспортных предприятий, сооружений и устройств на них, постройке вторых путей, электрификации и др.;

проектировании, изготовлении, модернизации и ремонте подвижного состава.

Для подъездных путей промышленных и транспортных предприятий, где по условиям технологического процесса не могут быть выражены требования настоящего стандарта и обращение по которым подвижного состава общей сети железных дорог Союза ССР не предусматривается или предусматривается обращение только отдельных его типов, разрешается устанавливать специальные габариты приближения строений и подвижного состава по отраслевым стандартам, разрабатываемым и утверждаемым министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся пути и подвижной состав, по согласованию с Госстроем СССР и Министерством путей сообщения.

Особенности применения отдельных норм настоящего стандарта при новом строительстве, реконструкции и эксплуатации железных дорог, сооружений, устройств и подвижного состава, в том числе построенных до введения в действие настоящего стандарта, устанавливаются Инструкцией по применению габаритов приближения строений и подвижного состава, утверждаемой Министерством путей сообщения в установленном порядке.

Стандарт соответствует рекомендации по стандартизации СЭВ PC 5706-77 "Габариты приближения строений и грузовых вагонов" в части, касающейся габаритов подвижного состава, используемого в международных сообщениях, и требуемых для его пропуска габаритов приближения строений.


1. Основные положения


1.1. Настоящий стандарт устанавливает:

габариты приближения строений - предельные поперечные (перпендикулярные оси пути) очертания, внутрь которых помимо подвижного состава не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (контактных проводов с деталями крепления, хоботов гидравлических колонок при наборе воды и др.), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут соприкасаться, и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами подвижного состава;

габариты подвижного состава - поперечные (перпендикулярные оси пути) очертания, в которых, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии не только новый подвижной состав, но и подвижной состав, имеющий максимально нормируемые износы;

строительное очертание подвижного состава - поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, получаемое уменьшением габарита подвижного состава по установленной в разд. 4 настоящего стандарта методике, наружу которого не должна выходить ни одна часть вновь построенного подвижного состава в ненагруженном состоянии при нахождении на прямом горизонтальном пути и при совмещении его продольной вертикальной серединной плоскости с осью пути;

проектное очертание подвижного состава - поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, имеющее размеры, уменьшенные по сравнению с размерами строительного очертания на величину плюсовых допусков, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкций проектируемого подвижного состава, имеющие номинальные размеры.

Строительные и проектные очертания должны определяться для всех характерных сечений проектируемого подвижного состава.

1.2. Пространство между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных подвижных составов) установлено для перемещений подвижного состава и погруженных на нем грузов, которые вызываются возможными отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, допускаемыми нормами их содержания, а также вертикальными колебаниями и боковыми наклонениями подвижного состава на рессорах. Это пространство в необходимых случаях должно устанавливаться с учетом обеспечения безопасности нахождения в нем служебного персонала.

1.3. Пространство между габаритом подвижного состава и его строительным очертанием установлено для:

горизонтальных перемещений подвижного состава, возникающих вследствие конструктивных зазоров в элементах ходовых частей при допускаемых в эксплуатации максимальных износах с учетом извилистого движения в колее;

вертикальных перемещений, возникающих вследствие максимально нормируемых износов ходовых частей и статического прогиба рессор под действием расчетной нагрузки.

1.4. Пространство между строительным и проектным очертаниями подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.

1.5. Обозначения и область применения габаритов приближения строения следует принимать:

С - для путей, сооружений и устройств общей сети железных дорог и внешних подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий (черт. 1, 4, 5);

Сп - для путей, сооружений и устройств, расположенных на территории и между территориями заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, шахт, грузовых дворов, баз, складов, карьеров, лесных и торфяных разработок, электростанций и других промышленных и транспортных предприятий (в том числе Министерства путей сообщения), а также промышленных железнодорожных станций (черт. 2, 4-6).

1.6. Обозначения и область применения габаритов подвижного состава следует принимать:

Т - для подвижного состава, допускаемого к обращению по путям общей сети железных дорог Союза ССР, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечает требованиям габаритов приближения строений С (с очертанием поверху для неэлектрифицированных линий) и Сп (черт. 7, 11);

Тц - для цистерн и вагонов-самосвалов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям, установленным Инструкцией по применению габаритов приближения строений и подвижного состава (черт. 8, 11);

Тпр - для полувагонов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям, установленным Инструкцией по применению габаритов приближения строений и подвижного состава (черт. 9, 11);

1-Т - для подвижного состава, допускаемого к обращению по всем путям общей сети железных дорог, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий (черт. 10, 11);

1-ВМ (0-Т) - для подвижного состава, допускаемого к обращению как по всей сети железных дорог Союза ССР колеи 1520 (1524) мм, так и по магистральным и ряду других линий железных дорог - членов Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) колеи 1435 мм, используемых для международных сообщений (черт. 12, 15);

0-ВМ (01-Т) - для подвижного состава, допускаемого к обращению как по всей сети железных дорог Союза ССР колеи 1520 (1524) мм, так и по так и по всем основным линиям железных дорог - членов ОСЖД колеи 1435 мм, с незначительными ограничениями только на отдельных участках (черт. 13, 15);

02-ВМ (02-Т) - для подвижного состава, допускаемого к обращению как по всей сети железных дорог Союза ССР колеи 1520 (1524) мм, так и по так и по всем железным дорогам - членам ОСЖД колеи 1435 мм (черт. 14, 15);

03-ВМ (03-Т) - для подвижного состава, допускаемого к обращению как по всей сети железных дорог Союза ССР колеи 1520 (1524) мм, так и по всем железным дорогам колеи 1435 мм европейских и азиатских стран (черт. 16, 17).


Примечание. В скобках указаны обозначения габаритов, применявшиеся до введения настоящего стандарта.


"Черт. 1 - Габарит С"


1.7. В соответствии с установленными настоящим стандартом габаритами приближения строений и подвижного состава и фактическими габаритными характеристиками сооружений и устройств железных дорог колеи 1520 (1524) мм общей сети Союза ССР, внешних и внутренних подъездных путей промышленных и транспортных предприятий Министерство путей сообщения разрабатывает и утверждает габариты погрузки и степени негабаритности грузов, перевозимых на открытом подвижном составе.


2. Габариты приближения строений


2.1. Габарит С

2.1.1. Очертание и размеры габарита приближения строений С должны соответствовать указанным на черт. 1.


Примечания:

1. Размеры а_1, и а_2 принимают:

а_1 = 670 мм, а_2 = 760 мм - при ширине колеи 1520 мм;

а_1 = 672 мм, а_2 = 762 мм - при ширине колеи 1524 мм.

2. Габарит С для станций относится также и к пассажирским остановочным пунктам.


"Черт. 2 - Габарит Сп"


2.1.2. Ширину желоба (а_2 - а_1) в пределах настила переездов на прямых участках пути допускается принимать не менее 75 мм.

2.1.3. Высоту грузовых и пассажирских высоких платформ допускается в отдельных случаях, предусмотренных Инструкцией по применению габаритов приближения строений и подвижного состава, принимать более 1100 мм от уровня верха головок рельсов, а грузовые платформы располагать по оси пути на расстоянии не менее 1750 мм при условии обеспечения безопасности движения, а также безопасности обслуживающего персонала.

2.1.4. Опоры, мачты, столбы и другие сооружения и устройства не должны,# ограничивать требуемую дальность видимости светофоров и семафоров.

2.1.5. Расстояние (3100 мм) от оси пути до линии приближения зданий, сооружений и устройств (__.__) в трудных условиях*(2) допускается при соответствующем обосновании и по разрешению министерства или ведомства, в ведении которых находятся железнодорожные пути, уменьшать, но принимать не менее:

2750 мм - до внутреннего края опор контактной сети, мачт светофоров и семафоров, подпорных стенок на перегонах и 2450 мм - на станциях;

1920 мм - до выступающих частей карликовых светофоров при высоте их не более 1100 мм (от уровня верха головок рельсов).

При этом в местах установки опор, мачт и отдельно стоящих столбов на расстоянии от оси пути менее 3100 мм горизонтальные размеры 3100 и 2900 мм, указанные для точек 10-14, должны быть соответственно уменьшены.

2.1.6. Верхние очертания габаритов для переустраиваемых под электрическую тягу сооружений и устройств железных дорог общей сети и внешних подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий допускается принимать с разрешения министерства или ведомства, в ведении которых находятся указанные пути, с отступлением от линии I-II-III и Ia-Iб-IIa-IIIa габарита С при условии обеспечения зазоров, приведенных на черт. 3 и в табл. 1.


"Черт. 3"


2.2. Габарит Сп

2.2.1. Очертание и размеры габарита приближения строений Сп должны соответствовать указанным на черт. 2.


Примечания:

1. Размеры а_1 и а_2 принимают:

а_1 = 670 мм, а_2 = 760 мм - при ширине колеи 1520 мм;

а_1 = 672 мм, а_2 = 762 мм - при ширине колеи 1524 мм.

2. Размеры от оси пути до точек 1, 1a и от уровня верха головок рельсов до линии 1-1 указаны для неэлектрифицируемых путей, при этом в скобках приведены размеры, допускаемые внутри зданий.

3. Верхнее очертание габарита Сп для электрифицируемых путей следует устанавливать по нормам, приведенным в подразделе 2.3.


2.2.2. Ширину желоба (а_2-а_1) в пределах настила переездов на прямых участках пути допускается принимать не менее 75 мм.

2.2.3. Высоту грузовых и пассажирских высоких платформ допускается в отдельных случаях, предусмотренных Инструкцией по применению габаритов приближения строений и подвижного состава, принимать более 1100 мм от уровня верха головок рельсов, а грузовые платформы располагать от оси пути на расстоянии не менее 1750 мм при условии обеспечения безопасности движения, а также безопасности обслуживающего персонала.

2.2.4. На путях, по которым возможен пропуск негабаритных грузов, не должно быть ни одного сооружения или устройства, не отвечающего на высоте более 1100 мм от уровня верха головок рельсов основному очертанию габарита Сп, показанному сплошными линиями.

2.2.5. Опоры, мачты, столбы и другие сооружения и устройства не должны,# ограничивать требуемую дальность видимости светофоров и семафоров.

2.2.6. Расстояние (3100 мм) от оси пути до линии приближения зданий сооружений и устройств (__.__) в трудных условиях допускается при соответствующем обосновании и по разрешению министерства или ведомства, в ведении которых находятся железнодорожные пути, уменьшать, но принимать не менее:

2750 мм - до внутреннего края опор контактной сети, мачт светофоров и семафоров, подпорных стенок

Межгосударственный стандарт ГОСТ 9378-93 (ИСО 2632-1-85, ИСО 2632-2-85) "Образцы шероховатости поверхности (сравнения). Общие технические условия" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 7 февраля 1996 г. n 54)  »
ГОСТы и правила »
Читайте также