Государственный стандарт СССР ГОСТ 9720-76 "Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 750 мм" (утв. постановлением Госстроя СССР от 5 октября 1976 г. n 156)


Construction and Rolling stock clearance diagrams for USSR
Railway guage 750 mm


Срок введения с 1 июля 1977 г.

Взамен ГОСТ 9720-61


Настоящий стандарт распространяется на габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 750 мм.

Для отдельных специализированных подъездных путей промышленных предприятий, где по условиям технологического процесса не могут быть выдержаны требования настоящего стандарта, разрешается устанавливать специальные габариты приближения строений и подвижного состава, утверждаемые соответствующими министерствами или ведомствами по согласованию с Госстроем СССР.


1. Основные положения


1.1. Настоящим стандартом устанавливаются:

габарит приближения строений Су (черт. 1) - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств (подвагонных толкателей в рабочем состоянии, контактных проводов с деталями крепления, хоботов гидравлических колонок при наборе воды и др.), предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава, при условии, что указанные устройства во внутригабаритном пространстве не будут соприкасаться с другими элементами подвижного состава;

габарит подвижного состава Ту (черт. 2 и 3) - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути как в порожнем, так и в нагруженном состоянии подвижной состав с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, за исключением бокового наклонения на рессорах;

габарит погрузки грузов Пу (черт. 4) - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.

1.2. Пространство между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава, а также между смежными габаритами подвижного состава предусмотрено для смещений подвижного состава, которые вызываются отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также колебаниями и боковыми наклонениями подвижного состава на рессорах.

1.3. Установленные настоящим стандартом габаритные нормы должны применяться:

при проектировании и строительстве новых железных дорог, сооружений, устройств и при проектировании и постройке подвижного состава;

при реконструкции существующих железных дорог, сооружений, устройств (строительстве вторых путей, электрификации и др.) и модернизации подвижного состава.


2. Габарит приближения строений


2.1. Габарит приближения строений железных дорог колеи 750 мм и минимальное расстояние между осями главных путей на перегонах для прямых участков пути должны соответствовать черт. 1.

Расстояния между осями смежных путей раздельных пунктов (станций, разъездов, обгонных пунктов), расположенных на прямых участках, следует принимать не менее указанных в табл. 1.

Для кривых участков пути горизонтальные размеры габарита приближения строений и расстояния между осями смежных путей необходимо увеличивать согласно табл. 2.


"Черт. 1. Габарит Су"


Примечания:

1. В нижней части размер 340 мм определяет габарит приближения желобов и контррельсов, а размер 320 мм - габарит приближения всех других постоянных частей верхнего строения пути.

2. Разрешается укладывать настилы переездов внутри колеи на 30 мм выше уровня верха головок рельсов в случаях, когда это допускается положением нижних частей эксплуатируемого на данной линии подвижного состава.

3. Размеры основного очертания габарита приближения строений, показанного сплошной линией: в местах работы и передвижения обслуживающего, персонала железнодорожного транспорта и работников промышленных предприятий следует при необходимости дополнительно увеличивать на величины, гарантирующие наличие между подвижным составом и сооружением или устройством зазоров, обеспечивающих безопасность работников указанных категорий и устанавливаемых в зависимости от места расположения путей, их назначения и специфики предприятия.


Таблица 1


----------------------------------------T-------------------------------¬

¦Наименование путей раздельных пунктов  ¦  Расстояния, мм, между осями  ¦

¦                                       ¦   смежных путей и на прямых   ¦

¦                                       ¦    участках железных дорог    ¦

¦                                       +---------------T---------------+

¦                                       ¦ колеи 750 мм  ¦  колеи 750 и  ¦

¦                                       ¦               ¦    1520 мм    ¦

+---------------------------------------+---------------+---------------+

¦Главные и смежные с ними пути          ¦     4000      ¦     4700      ¦

+---------------------------------------+---------------+---------------+

¦Сортировочные пути и пути парков приема¦     3800      ¦     4300      ¦

¦и отправления поездов                  ¦               ¦               ¦

+---------------------------------------+---------------+---------------+

¦Запасные станционные пути; пути  парков¦     3600      ¦     4100      ¦

¦стоянки подвижного состава или вагонов,¦               ¦               ¦

¦ожидающих  ремонта;  пути   на   молах,¦               ¦               ¦

¦пристанях, в портах и гаванях          ¦               ¦               ¦

+---------------------------------------+---------------+---------------+

¦Пути для перегрузки из вагона  в  вагон¦               ¦               ¦

¦(при одинаковом уровне путей):         ¦               ¦               ¦

¦при перегрузке мелких грузов вручную   ¦     2800      ¦     3200      ¦

¦при перегрузке крупных грузов          ¦     2800      ¦     3600      ¦

+---------------------------------------+---------------+---------------+

¦Пути для перегрузки из вагона  в  вагон¦       -       ¦     3200      ¦

¦при разном уровне путей (при одинаковом¦               ¦               ¦

¦уровне пола вагонов)                   ¦               ¦               ¦

+---------------------------------------+---------------+---------------+

¦Главные и смежные с ними вытяжные пути ¦     4000      ¦       -       ¦

+---------------------------------------+---------------+---------------+

¦Шлакоуборочные или ремонтные пути      ¦     5200      ¦       -       ¦

L---------------------------------------+---------------+----------------


Примечания.

1. Расстояния между осями смежных путей указаны при свободных междупутьях. При наличии в пределах междупутий каких-либо сооружений и устройств (платформ, сигнальных устройств, опор, мачт, столбов, гидравлических колонок и т.п.) расстояния между осями смежных путей следует увеличивать, обеспечивая при этом требуемые габаритные размеры от оси пути до этих сооружений и устройств.

2. При механизированной погрузке и выгрузке грузов расстояния между осями смежных путей надлежит увеличивать до необходимых размеров в зависимости от конструкции применяемых механизмов.

3. На внутренних путях промышленных предприятий, предназначенных только для специального подвижного состава, междупутные расстояния должны определяться по техническим условиям, утверждаемым соответствующими министерствами или ведомствами.


Таблица 2


--------T------------T-----------------------------------------------------------------------------¬

¦Радиус ¦ Расчетное  ¦                   Увеличение горизонтальных расстояний, мм                  ¦

¦кривой,¦максимальное+-----------------------------------------------------T-----------------------+

¦   м   ¦ возвышение ¦              Между осями смежных путей              ¦    между осью пути    ¦

¦       ¦ наружного  +----------------------------T------------------------+   и линиями габарита  ¦

¦       ¦ рельса, мм ¦  при возвышении наружного  ¦   во всех остальных    ¦  строений приближения ¦

¦       ¦            ¦ рельса внешнего пути более ¦        случаях         +------------T----------+

¦       ¦            ¦возвышения наружного рельса ¦                        ¦с внутренней¦с наружной¦

¦       ¦            ¦      внутреннего пути      ¦                        ¦  стороны   ¦  стороны ¦

¦       ¦            +-------------T--------------+------------T-----------+  кривой    ¦   кривой ¦

¦       ¦            ¦на перегонах ¦на раздельных ¦на перегонах¦     на    ¦            ¦          ¦

¦       ¦            ¦             ¦   пунктах    ¦            ¦ раздельных¦            ¦          ¦

¦       ¦            ¦             ¦              ¦            ¦  пунктах  ¦            ¦          ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦ 1800  ¦     15     ¦   55(100)   ¦   40(120)    ¦   25(70)   ¦   15(70)  ¦   70(85)   ¦   20(45) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦ 1500  ¦     20     ¦   70(120)   ¦   45(140)    ¦   30(85)   ¦   20(85)  ¦   90(100)  ¦   25(50) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦ 1200  ¦     25     ¦   90(150)   ¦   55(175)    ¦  40(110)   ¦  25(110)  ¦  110(125)  ¦   35(65) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦ 1000  ¦     30     ¦  105(180)   ¦   65(210)    ¦  45(130)   ¦  30(130)  ¦  135(155)  ¦   40(80) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦  900  ¦     35     ¦  120(200)   ¦   70(235)    ¦  50(140)   ¦  30(140)  ¦  155(175)  ¦   40(85) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦  800  ¦     40     ¦  130(220)   ¦   80(260)    ¦  50(155)   ¦  35(155)  ¦  180(195)  ¦   45(90) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦  700  ¦     45     ¦  145(245)   ¦   90(290)    ¦  53(175)   ¦  35(175)  ¦  200(220)  ¦  45(100) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦  600  ¦     50     ¦  155(280)   ¦   100(325)   ¦  55(195)   ¦  40(195)  ¦  225(250)  ¦  45(110) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦  500  ¦     50     ¦  160(310)   ¦   110(355)   ¦  60(225)   ¦  45(225)  ¦  225(265)  ¦  50(125) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦  400  ¦     50     ¦  165(355)   ¦   115(405)   ¦  65(275)   ¦  50(275)  ¦  230(290)  ¦  50(150) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦  350  ¦     50     ¦  170(390)   ¦   120(440)   ¦  70(310)   ¦  55(310)  ¦  230(310)  ¦  55(165) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦  300  ¦     50     ¦  175(435)   ¦   125(490)   ¦  75(355)   ¦  60(355)  ¦  235 330)  ¦  60(185) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦  250  ¦     50     ¦  180(500)   ¦   135(545)   ¦  85(420)   ¦  70(420)  ¦  240(365)  ¦  65(215) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦  200  ¦     50     ¦  200(595)   ¦   150(645)   ¦  100(515)  ¦  80(515)  ¦  245(415)  ¦  70(260) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦  150  ¦     50     ¦  215(755)   ¦   170(805)   ¦  115(675)  ¦  100(675) ¦  250(500)  ¦  80(335) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦  125  ¦     50     ¦  235(885)   ¦   185(930)   ¦  135(805)  ¦  120(805) ¦  260(570)  ¦  90(400) ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦  100  ¦     50     ¦  270(1075)  ¦  210(1125)   ¦  170(995)  ¦  145(995) ¦  300(670)  ¦  105(490)¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦   80  ¦     50     ¦  315(1315)  ¦  240(1365)   ¦ 190(1235)  ¦ 175(1235) ¦  360(795)  ¦  120(600)¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦   60  ¦     50     ¦  370(1635)  ¦  295(1765)   ¦ 245(1635)  ¦ 225(1635) ¦  380(1010) ¦  150(790)¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦   50  ¦     50     ¦  410(2035)  ¦  335(1955)   ¦ 285(1955)  ¦ 270(1955) ¦  400(1075) ¦  175(940)¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦   40  ¦     50     ¦     470     ¦     400      ¦    345     ¦    330    ¦    420     ¦    210   ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦   30  ¦     50     ¦     570     ¦     500      ¦    450     ¦    435    ¦    460     ¦    265   ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦   25  ¦     50     ¦     660     ¦     670      ¦    535     ¦    520    ¦    500     ¦    315   ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦   20  ¦     50     ¦     780     ¦     710      ¦    660     ¦    640    ¦    550     ¦    380   ¦

+-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+----------+

¦   15  ¦     50     ¦     980     ¦     910      ¦    860     ¦    840    ¦    640     ¦    510   ¦

L-------+------------+-------------+--------------+------------+-----------+------------+-----------


Примечания

1. Основные нормы, указанные без скобок, определены для движения с максимальной скоростью до 80 км/ч расчетного двухосного вагона с длиной прямоугольной части кузова 10 м и расстоянием между осями (базой) 6,90 м.

2. Дополнительные нормы, указанные в скобках, следует применять только для путей, предназначенных для перевозки длинномерных грузов и древесины в хлыстах на сцепе двух платформ; наиболее неблагоприятное сочетание выносов этих грузов получено:

для наружной стороны кривой - при перевозке груза длиной 23 м на сцепе двух платформ, имеющих базу 5,70 м и базу тележки 1,15 м;

для внутренней стороны кривой - при перевозке груза длиной 25 м на сцепе двух платформ, имеющих базу 2,30 м и базу тележки 1,15 м (база перевозимого груза 20,14 м); максимальная скорость движения с такими грузами принята равной 75 км/ч.

3. При проектировании сооружений и устройств следует принимать норму увеличения горизонтальных расстояний, соответствующую наиболее неблагоприятному сочетанию расчетных параметров в период строительства и эксплуатация железной дороги (с учетом перспективы).

4. При расстояниях между осями путей на перегонах и раздельных пунктах 4500 мм и более увеличение их в кривых участках требуется только для путей, предназначенных для перевозки длинномерных грузов. При этом расстояния между осями путей следует увеличивать на разность величин, приведенных в скобках и без скобок для соответствующего радиуса.


2.2. На междупутьях перегонов, а также раздельных пунктов в пределах полезной длины путей для обеспечения механизации работ по техническому обслуживанию и ремонту пути (балластировке, очистке щебня, уборке снега и др.) не должно располагаться ни одно сооружение или устройство, кроме искусственных сооружений, настилов переездов, индукторов локомотивной сигнализации, а также стрелочных приводов и устройств СЦБ. В случаях, когда на станциях с большим путевым развитием выполнение этого требования невозможно и возникает необходимость расположения в пределах междупутий отдельных устройств (опор, мачт, столбов, стеллажей, напольных устройств СЦБ и др.), эти устройства следует сконцентрировать на ограниченных по числу междупутьях с тем, чтобы обеспечивалась возможность механизации работ по текущему содержанию и ремонту остальных путей станций.

2.3. Размеры габарита приближения строений в кривых участках пути следует отсчитывать:

горизонтальные - от вертикальной линии, проходящей внутри колеи на расстоянии 375 мм от рабочей грани головки ближайшего к сооружению или устройству рельса;

вертикальные - от уровня верха головки внутреннего рельса.

2.4. Отверстия ворот депо для подвижного состава, а также мастерских должны иметь размеры в свету не менее, мм:

по ширине - 3450;

по высоте - 4100.

2.5. Установленные настоящим стандартом вертикальные размеры габарита приближения строений необходимо соблюдать в течение всего периода эксплуатации каждого сооружения или устройства и назначать с учетом возможного изменения уровня верха головок рельсов; понижения - вследствие износа рельсов; повышения - вследствие укладки более тяжелых типов рельсов, перехода на щебеночный балласт и др.


3. Габарит подвижного состава


3.1. Габарит подвижного состава железных дорог колеи 750 мм должен соответствовать указанному на черт. 2 и 3 и применяться при проектировании и постройке нового подвижного состава всех типов: локомотивов, вагонов (грузовых и пассажирских), снегоочистителей и др.


"Черт. 2. Габарит Ту. Верхнее очертание габарита. Черт. 3. Габарит Ту. Нижнее очертание габарита"


Примечание. При проектирование и постройке нового подвижного состава должны применяться только размеры, указанные без скобок.


Методика определения строительных размеров подвижного состава приведена в приложении к настоящему стандарту.


4. Габарит погрузки грузов


4.1. Грузы, перевозимые на открытом подвижном составе (с длиной L прямоугольной части погрузочной платформы не более 10 м и базой l не более 6,90 м или при меньших значениях L и I, но с обеспечением отношения L/l =< 1,5), могут иметь по всей длине погрузочной платформы размеры габарита погрузки, показанного на черт. 4.

На железных дорогах, предназначенных для перевозки длинномерных грузов или древесины в хлыстах и имеющих уширения в кривых участках пути по нормам, приведенным в табл. 2 в скобках (с учетом примечания 2), допускается иметь размеры габарита погрузки, показанного на черт. 4, по всей длине длинномерных грузов.


"Черт. 4. Габарит погрузки грузов Пу"


Примечания:

1. Размер А должен устанавливаться в зависимости от высоты пола используемого подвижного состава (платформы, сцепа, транспортера и др.) и массы перевозимого груза.

2. При перевозке грузов на подвижном составе специальных видов и в пределах ограниченного круга дорог (путей) габарит погрузки может иметь размеры более указавших на черт. 4, которые должны получаться путем уменьшения габарита Ту на величины ограничений Е_в и Е_н вычисляемых по формулам п. 3 приложения к настоящему стандарту.


Приложение


Определение строительных размеров подвижного состава


1. Вертикальные размеры габарита подвижного состава поверху являются одновременно и максимальными строительными размерами проектируемого по нему подвижного состава по высоте в ненагруженном состоянии.

Минимально допускаемые вертикальные строительные размеры проектируемого подвижного состава понизу получаются путем увеличения соответствующих вертикальных размеров габарита подвижного состава на величину возможного в эксплуатация статического параллельного понижения подвижного состава вследствие максимального нормируемого износа ходовых частей, а для обрессоренных деталей и вследствие равномерной осадки рессор.

Для подвижного состава, в процессе эксплуатации которого возможна замена колесных пар одного диаметра на колесные пары другого диаметра, вертикальные размеры должны определяться;

поверху - при колесах наибольшего возможного диаметра;

понизу - при колесах наименьшего возможного диаметра.

2. Максимально допускаемые горизонтальные строительные размеры проектируемого подвижного состава в отдельных сечениях по его длине определяются путем уменьшения соответствующих поперечных размеров габарита подвижного состава с каждой стороны на величины необходимых ограничений Е_в, Е_с или Е_н (поперечных смещений подвижного состава при вписывании в кривую расчетного радиуса с учетом наибольших допускаемых износов ходовых частей). Максимально допускаемая ширина подвижного состава 2В на некоторой высоте Н над уровнем верха головки рельса определяется по формуле


                         2B = 2 (B - Е),

                                  0


где В   - полуширина  соответствующего  габарита  подвижного  состава  на

     0    рассматриваемой высоте;

    Е   - одно из указанных выше ограничений Е , Е , или Е .

                                              в   с       н


3. Указанные в п. 2 необходимые ограничения, мм, следует определять:

внутреннее ограничение Е_в поперечных сечений подвижного состава, находящихся между шкворнями тележек или направляющими осями подвижного состава нетележечных видов, по формуле


                    125                  2           е

                E = --- [4(l - n ) n  + Р - 44,5] + ---;

                 в   R          в   в                2


наибольшее внутреннее ограничение Е_c поперечного сечения подвижного состава, находящегося посредине направляющей базы подвижного состава (при n_в = n_c = l/2), по формуле


                    125   2   2             е

                E = --- (l  + P  - 44,5) + ---;

                 с   R                      2


наружное ограничение Е_н (а также наибольшее наружное ограничение E_к при n_н = n_к) поперечных сечений подвижного состава, расположенных снаружи от шкворней тележек или направляющих осей подвижного состава нетележечных видов, по формуле


                                               90n          l + 2n

          125            2     2    2             н    е          н

     E = ----- [(l + 2 n )  - l  - Р - 55,5] + ---- + ---  --------,

      н    R            н                        l     2       l


где l  -  расстояние  между  шкворнями  тележек  или  направляющими осями

          подвижного   состава  нетележечных  видов   (база    подвижного

          состава), м;

    n  -  расстояние от рассматриваемого  поперечного  сечения подвижного

     в    состава (при расположении сечения между  шкворнями тележек  или

          направляющими  осями)  до   ближайшего   шкворня  тележки   или

          направляющей оси, м;

    n  -  то же, при  расположении  рассматриваемого  поперечного сечения

     н    подвижного состава в консольных частях;

    Р  -  база тележки, м;

    R  -  расчетный радиус кривой, м;

    е  -  уширение колен в кривой расчетного радиуса, мм:

    44,5 и 55,5 - величины,     учитывающие     поперечные      смещения,

          соответственно среднего и концевого сечений  расчетного  вагона

          в кривой расчетного радиуса R;

    90 -  коэффициент,    учитывающий    поперечное    смещение     конца

          проектируемого подвижного состава в положении полного  перекоса

          в плане от разбегов ходовых частей;

   125 -  коэффициент для перевода размерностей.


4. При необходимости определения ограничений (кроме наибольших Е_к и Е_с) для ряда дополнительных сечений по длине подвижного состава (например, расположенных через 1 м) строится горизонтальная габаритная рамка (см. чертеж), определяющая наибольшие допускаемые по ширине размеры подвижного состава в различных сечениях.


"Черт."


Размеры l_1 и l_2, м, с которых начинаются ограничения, определяются по формулам:


                   l  = 0,0893 кв. корень(RE );

                    1                       с


                                           2     R

                   l  = кв. корень(l + 2n )  - ----- E ,

                    2                    к      125   к


     где 0,0893 - коэффициент для перевода размерностей.


5. Расчетный радиус R кривой устанавливается равным 100 м, для которого уширение рельсовой колеи е равно 14 мм. При соответствующем обосновании величину расчетного радиуса допускается принимать отличной от 100 м, но не более наименьшего радиуса кривой в пределах железнодорожных путей, для обращения на которых предназначается проектируемый подвижной состав.

6. При проектировании подвижного состава новых типов с мягким рессорным подвешиванием (гибкость рессорного подвешивания тележки более 4,5 мм/т) допускаемая высота обрессоренных частей подвижного состава должна определяться, исходя из нижней линии габарита Ту для необрессоренных частей, но с учетом полного сжатия рессорных комплектов.

7. Окончательные строительные размеры подвижного состава должны устанавливаться с учетом обеспечения возможности работы отдельных частей вновь проектируемого подвижного состава в сочетании с частями существующего подвижного состава (подкатка колесных пар с другими диаметрами колес или другими типами подшипников, подкатка старотипных тележек и др.) и соблюдением при этом габаритных требований.

8. Проектируемый подвижной состав не должен выходить за пределы строительного очертания, определенного настоящим стандартом, не только по номинальным размерам, но и с учетом заводских допусков.


Межгосударственный стандарт ГОСТ 9757-90 "Гравий, щебень и песок искусственные пористые. Технические условия" (утв. постановлением Госстроя СССР от 30 августа 1990 г. n 75)  »
ГОСТы и правила »
Читайте также