[определение верховного суда рф n 4-г02-27 от 19.08.2002] о признании подпункта б п. 1 ст. 7 и п. 3 ст. 41 закона московской области о порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований от 31.07.1997 n 43/97-03 недействующими и не подлежащими применению в связи с их противоречием федеральному законодательству.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2002 года
Дело
N 4-Г02-27
Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе:
председательствующего
Лаврентьевой М.Н.,
судей
Маслова А.М.,
Хаменкова
В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 19
августа 2002 года дело по кассационному
протесту прокурора Московской области на
решение Московского областного суда от 11
июля 2002 года, которым ему отказано в
удовлетворении заявления о признании
незаконными некоторых положений Закона
Московской области "О порядке образования,
объединения, преобразования и упразднения
муниципальных образований" от 31 июля 1997 г. N
43/97-ОЗ.
Заслушав доклад судьи Верховного
Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б.,
объяснения прокурора прокуратуры
Московской области Плохого Д.А.,
поддержавшего доводы кассационного
протеста, возражения против протеста
представителей Московской областной Думы и
губернатора Московской области Камыниной
Т.М. и Румянцевой З.А., Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда
Российской
Федерации
установила:
прокурор
Московской области обратился в суд с
вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то,
что положения абзацев 3 и 4 ст. 1, подпункта "б"
п. 1 ст. 7, п. 3 ст. 41 Закона Московской области
"О порядке образования, объединения,
преобразования и упразднения
муниципальных образований" от 31 июля 1997 г. N
43/97-ОЗ противоречат федеральному
законодательству.
Решением Московского
областного суда от 11 июля 2002 года в
удовлетворении заявления прокурору
отказано.
В кассационном протесте
заявитель просит об отмене решения суда,
считая его незаконным.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы
кассационного протеста, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации находит решение суда
в части отказа в признании незаконными
подпункта "б" п. 1 ст. 7, п. 3 ст. 41 оспариваемого
областного Закона неправильным и
подлежащим отмене.
Абзацами 3 и 4 ст. 1
Закона Московской области "О порядке
образования, объединения, преобразования и
упразднения муниципальных образований" от
31 июля 1997 г. N 43/97-ОЗ (далее - областной Закон)
муниципальные образования, не находящиеся
в границах территории другого
муниципального образования, а также
находящиеся в таких границах, определены
как муниципальные образования первого и,
соответственно, второго вида.
Отказывая
прокурору в признании приведенных
положений незаконными, суд сделал
правильный вывод о их соответствии
федеральному законодательству.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 28
августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации" в случае, если в
границах территории муниципального
образования (за исключением города) имеются
другие муниципальные образования, предметы
ведения муниципальных образований, объекты
муниципальной собственности, источники
доходов местных бюджетов разграничиваются
законом субъекта Российской Федерации, а в
отношении внутригородских муниципальных
образований - уставом города.
Таким
образом, Федеральный закон допускает
наличие муниципальных образований в
границах территории другого
муниципального образования. Следовательно,
деление в областном Законе муниципальных
образований на виды в зависимости от того,
находятся или не находятся они в границах
территории другого муниципального
образования, Федеральному закону не
противоречит.
Доводы протеста о том, что
деление в областном Законе муниципальных
образований на муниципальные образования
первого и второго вида приводит к нарушению
равенства их правового статуса, бюджетных
прав, основанием для признания
оспариваемой прокурором нормы незаконной
не являются. Суд обоснованно указал по
этому поводу в решении на возможность
защиты нарушенных прав и охраняемых
законом интересов того или иного лица в
установленном порядке, в том числе и по
заявлению прокурора.
В соответствии с ч.
1 ст. 1 указанного выше Федерального закона
понятие муниципальное образование
используется в следующем значении:
муниципальное образование - городское,
сельское поселение, несколько поселений,
объединенных общей территорией, часть
поселения, иная населенная территория,
предусмотренная настоящим Федеральным
законом, в пределах которых осуществляется
местное самоуправление, имеются
муниципальная собственность, местный
бюджет и выборные органы местного
самоуправления.
Подпунктом "б" п. 1 ст. 7
областного Закона установлено, что
образование муниципального образования на
части территории поселения невозможно.
Отказывая прокурору в признании данного
положения незаконным, суд указал на то, что,
поскольку в Московской области местное
самоуправление с учетом исторических и
местных традиций всегда осуществлялось в
районах, городах, поселках, сельских
округах, сельских поселениях и их
добровольных объединениях, дробить уже
существующие территории на более мелкие
нецелесообразно.
Данный вывод суда
является ошибочным.
Установление общих
принципов организации местного
самоуправления в соответствии со ст. 72
Конституции РФ отнесено к совместному
ведению Российской Федерации и ее
субъектов. Следовательно, в силу ч. 2 ст. 76
Конституции РФ принимаемые субъектом РФ по
предметам совместного с РФ ведения законы
не должны противоречить федеральному
закону.
Установление в оспариваемой
прокурором норме невозможности
образования муниципального образования на
части территории поселения по существу
означает запрет на осуществление местного
самоуправления в пределах такого вида
муниципального образования, как часть
поселения, который предусмотрен
федеральным законом, что прямо
противоречит положениям указанной выше ст.
1 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации", а также его ст. 43,
согласно которой ограничение прав местного
самоуправления, установленных
Конституцией Российской Федерации,
настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами, запрещается.
Нельзя согласиться с выводом суда и о том,
что оспариваемый прокурором п. 3 ст. 41
областного Закона о наделении губернатора
Московской области правом определять
порядок установления и изменения границ
муниципальных образований соответствует
федеральному закону.
Согласно ст. 13
Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации" порядок образования,
объединения, преобразования или
упразднения муниципальных образований,
установления и изменения их границ и
наименований определяется законом
субъекта Российской Федерации.
Таким
образом, положения п. 3 ст. 41 областного
Закона об установлении и изменении границ
муниципальных образований в порядке,
определяемом губернатором Московской
области, а не Законом Московской области,
прямо противоречит требованиям
Федерального закона.
Установленные
противоречия областного Закона
Федеральному закону не могли быть
обоснованы судом их целесообразностью. В
силу требований ст. ст. 76, 120 Конституции РФ,
ст. 13 ГК РФ, других федеральных законов
нормативный правовой акт, не
соответствующий закону и нарушающий
гражданские права и охраняемые законом
интересы гражданина или юридического лица,
признается судом недействительным, то есть
недействующим и не подлежащим
применению.
Учитывая, что при
разрешении вопроса о законности подпункта
"б" п. 1 ст. 7 и п. 3 ст. 41 областного Закона
судом неправильно применены нормы
материального права и для правильного
разрешения данного спора установления
новых юридически значимых обстоятельств
дела и их доказывания не требуется,
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
считает необходимым, отменив решение суда в
этой части, принять новое решение об
удовлетворении требований прокурора и
признании указанных выше норм не
соответствующими федеральному закону,
недействующими и не подлежащими
применению.
На основании изложенного и
руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской
Федерации
определила:
решение
Московского областного суда от 11 июля 2002
года в части отказа прокурору Московской
области в признании недействующими и не
подлежащими применению абзацев 3 и 4 ст. 1
Закона Московской области "О порядке
образования, объединения, преобразования и
упразднения муниципальных образований" от
31 июля 1997 г. N 43/97-ОЗ оставить без изменения, а
кассационный протест прокурора Московской
области - без удовлетворения.
В
остальной части это же решение суда
отменить и вынести новое решение, которым
заявление прокурора Московской области
удовлетворить, признав подпункт "б" п. 1 ст. 7
и п. 3 ст. 41 Закона Московской области "О
порядке образования, объединения,
преобразования и упразднения
муниципальных образований" от 31 июля 1997 г. N
43/97-ОЗ недействующими и не подлежащими
применению с момента вступления настоящего
решения в законную силу.