Постановление пленума верховного суда рф n 25 от 20.12.2005 о некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2005 г. N 25
О
НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ У СУДОВ
ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С
РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА
ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ
В связи с вопросами,
возникшими у судов при применении
Федерального закона от 17 декабря 2001 года N
173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", вступившего в силу с 1 января 2002
года и установившего основания
возникновения и порядок реализации права
граждан Российской Федерации на трудовые
пенсии, Пленум Верховного Суда Российской
Федерации в целях обеспечения правильного
применения положений названного Закона при
разрешении споров, связанных с реализацией
гражданами права на трудовые пенсии,
постановляет дать судам следующие
разъяснения:
1. В силу пункта 1 части 1
статьи 22 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации (далее - ГПК
РФ) и пункта 7 статьи 18 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) дела по
спорам между гражданами и органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение, об
установлении или отказе в установлении
трудовой пенсии, о выплате указанной
пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о
взыскании излишне выплаченных сумм такой
пенсии, а также по иным спорам, связанным с
назначением и выплатой трудовых пенсий,
подведомственны судам общей юрисдикции.
При этом в случае несогласия с решением
пенсионного органа гражданин вправе
обжаловать его в вышестоящий пенсионный
орган (по отношению к органу, вынесшему
соответствующее решение) и (или) оспорить в
суде (пункт 7 статьи 18 Федерального закона N
173-ФЗ).
2. Учитывая, что ГПК РФ не содержит
положения об определении родовой
подсудности дел по спорам, вытекающим из
пенсионных правоотношений, при разрешении
вопроса о подсудности спора, связанного с
реализацией гражданином права на трудовую
пенсию, следует руководствоваться общими
правилами, установленными статьями 23 - 24 ГПК
РФ:
а) дела по имущественным спорам при
цене иска, не превышающей пятисот
минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным законом на день
подачи заявления (например, в случае
предъявления иска о взыскании назначенной,
но не выплаченной трудовой пенсии, о
взыскании излишне выплаченных сумм пенсии),
в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23
ГПК РФ подсудны мировому судье;
б) дела
по искам, не подлежащим оценке (например,
дела по спорам, возникающим в связи с
отказом в установлении трудовой пенсии), в
силу статьи 24 ГПК РФ подсудны районному
суду;
в) в случае объединения связанных
между собой требований, не подлежащих
оценке, и требований имущественного
характера, подлежащих оценке (например,
требований о признании права на назначение
пенсии ранее достижения пенсионного
возраста (60 лет для мужчин или 55 лет для
женщин) и о взыскании пенсии, не полученной
в связи с необоснованным отказом в ее
назначении), дело подсудно районному
суду.
3. В силу статьи 28 ГПК РФ заявление
гражданина по спору, связанному с
реализацией им права на трудовую пенсию,
подается в суд по месту нахождения
соответствующего пенсионного органа
(отказавшего в назначении пенсии или
выплачивающего пенсию).
Истцы по делам о
защите прав и законных интересов ребенка в
соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи
333.36 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации освобождаются от
уплаты государственной пошлины.
В
соответствии с подпунктами 2 и 5 пункта 2
статьи 333.36 части второй Налогового кодекса
РФ от уплаты государственной пошлины по
делам, рассматриваемым в судах общей
юрисдикции и мировыми судьями, с учетом
положений пункта 3 данной статьи
освобождаются также истцы, являющиеся
инвалидами I и II группы, а по искам
имущественного характера к Пенсионному
фонду Российской Федерации,
негосударственным пенсионным фондам либо к
федеральным органам исполнительной власти,
осуществляющим пенсионное обеспечение лиц,
проходивших военную службу, -
истцы-пенсионеры, получающие пенсии,
назначаемые в порядке, установленном
пенсионным законодательством Российской
Федерации.
Учитывая это, заявления
граждан, не являющихся получателями пенсии
(за исключением истцов-инвалидов I и II
группы и истцов, обращающихся в защиту прав
и законных интересов ребенка), по делам по
спорам между ними и органом, осуществляющим
пенсионное обеспечение, подлежат оплате
государственной пошлиной в размере и
порядке, предусмотренных статьями 333.19 и 333.20
части второй Налогового кодекса РФ.
В
силу пункта 2 статьи 333.20 части второй
Налогового кодекса РФ суд или мировой судья
с учетом имущественного положения
гражданина вправе уменьшить размер
государственной пошлины, подлежащей
уплате, либо отсрочить (рассрочить) ее
уплату в порядке, предусмотренном статьей
333.41 данного Кодекса, но не вправе
освободить его от уплаты этой пошлины.
В
случае удовлетворения требований
гражданина понесенные им по делу судебные
расходы (в том числе и уплаченная
государственная пошлина) подлежат
возмещению ответчиком по правилам,
предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.
Если истец был освобожден от уплаты
государственной пошлины, она взыскивается
с ответчика в федеральный бюджет
пропорционально удовлетворенной части
исковых требований исходя из той суммы,
которую должен был уплатить истец, если бы
он не был освобожден от уплаты
государственной пошлины (часть 1 статьи 103
ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части
второй Налогового кодекса РФ).
4.
Учитывая, что Пенсионный фонд Российской
Федерации является государственным
учреждением (статья 5 Федерального закона
от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации"), в связи с чем он не подпадает
под перечень лиц, указанных в подпункте 19
пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового
кодекса РФ, которые в случае обращения в суд
в защиту государственных и общественных
интересов освобождаются от уплаты
государственной пошлины, исковые заявления
территориальных органов Пенсионного фонда
Российской Федерации (например, о взыскании
излишне выплаченных сумм пенсии) подлежат
оплате государственной пошлиной на общих
основаниях в размере и в порядке,
установленных статьями 333.19 и 333.20 части
второй Налогового кодекса РФ.
5. В
соответствии с пунктом 1 статьи 15
Федерального закона "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации" застрахованные лица вправе
беспрепятственно получать от работодателя
информацию о начислении страховых взносов
и осуществлять контроль за их
перечислением в бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации.
Учитывая это, в
случае невыполнения страхователем
обязанности, предусмотренной пунктом 2
статьи 14 названного Федерального закона, по
своевременной и в полном объеме уплате
страховых взносов в бюджет Пенсионного
фонда Российской Федерации застрахованное
лицо не лишено возможности обратиться с
иском в суд о взыскании со страхователя
страховых взносов за предшествующий
период.
В силу статьи 43 ГПК РФ органы
Пенсионного фонда Российской Федерации
должны привлекаться судом к участию в таких
делах в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно
предмета спора, на стороне истца.
В
случае удовлетворения требования истца
взысканные суммы подлежат зачислению на
его индивидуальный лицевой счет в
Пенсионном фонде Российской Федерации.
6. Учитывая социальную значимость дел
указанной категории, обратить внимание
судей на необходимость соблюдения
установленных частью 1 статьи 154 ГПК РФ
сроков рассмотрения этих дел.
В этих
целях судье необходимо проводить
тщательную подготовку данных дел к
судебному разбирательству (глава 14 ГПК РФ),
в том числе в необходимых случаях проводить
предварительное судебное заседание (статья
152 ГПК РФ).
7. Поскольку в соответствии со
статьей 5 Федерального закона "Об
обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" Пенсионный фонд
Российской Федерации является
государственным учреждением и,
следовательно, не относится к тем
субъектам, чьи решения, действия
(бездействие) гражданин вправе оспорить в
суде в порядке, установленном главой 25 ГПК
РФ ("Производство по делам об оспаривании
решений, действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих"),
дела по спорам между гражданами и
Пенсионным фондом Российской Федерации,
связанные с назначением и выплатой
трудовых пенсий, не могут рассматриваться в
порядке производства по делам, возникающим
из публичных правоотношений, по правилам,
предусмотренным главой 25 ГПК РФ, а подлежат
рассмотрению в порядке искового
производства.
8. При разрешении споров,
связанных со взысканием начисленных сумм
трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру
в текущем месяце (в том числе и за прошедшее
время) и оставшихся не полученными в связи с
его смертью, необходимо руководствоваться
положениями, закрепленными в пункте 3
статьи 23 Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации", поскольку
указанный Закон является специальным и был
принят Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации 30 ноября 2001
года, т.е. позже, чем часть третья
Гражданского кодекса Российской Федерации,
которая была принята 1 ноября 2001 года
(статья 2 Федерального конституционного
закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке
опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания").
При отсутствии
лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 23
Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", право на получение
вышеназванных сумм трудовой пенсии может
быть признано за иными лицами, указанными в
статье 1183 ГК РФ.
9. В случае несогласия
гражданина с отказом пенсионного органа
включить в специальный стаж работы, с
учетом которого может быть назначена
трудовая пенсия по старости ранее
достижения возраста, установленного
статьей 7 Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1
статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28
названного Закона), периода его работы,
подлежащего, по мнению истца, зачету в
специальный стаж работы, необходимо
учитывать, что вопрос о виде (типе)
учреждения (организации), тождественности
выполняемых истцом функций, условий и
характера деятельности тем работам
(должностям, профессиям), которые дают право
на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости, должен решаться судом исходя из
конкретных обстоятельств каждого дела,
установленных в судебном заседании
(характера и специфики, условий
осуществляемой истцом работы, выполняемых
им функциональных обязанностей по
занимаемым должностям и профессиям,
нагрузки, с учетом целей и задач, а также
направлений деятельности учреждений,
организаций, в которых он работал и т.п.).
------------------------------------------------------------------
В официальном тексте документа, видимо,
допущена опечатка: Закон РФ N 340-1 "О
государственных пенсиях в Российской
Федерации" принят 20.11.1990, а не 29.11.1990.
------------------------------------------------------------------
10.
При разрешении споров, возникших между
пенсионными органами и гражданами по
вопросу включения в специальный стаж (стаж
педагогической, лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения,
а также творческой деятельности) периодов
работы в учреждениях, не являвшихся
государственными либо муниципальными
(подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28
Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации"), следует иметь в
виду, что ранее действовавший Закон
Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N
340-I "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" не содержал требования о том,
чтобы педагогическая, лечебная, творческая
деятельность осуществлялась лишь в
государственных или муниципальных
учреждениях, назначение такой пенсии
гарантировалось на равных основаниях
работникам, занятым в учреждениях
(организациях) здравоохранения,
общеобразовательных школах и других
учреждениях для детей, на сцене в театрах и
театрально-зрелищных организациях и
коллективах, независимо от их
ведомственной подчиненности и формы
собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19
(части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1
и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской
Федерации форма собственности, как таковая,
не может служить достаточным основанием
для дифференциации условий назначения
трудовых пенсий по старости лицам,
работающим в учреждениях для детей,
учреждениях здравоохранения, театрах или
театрально-зрелищных организациях в одних
и тех же по своим функциональным
обязанностям должностях и по одним и тем же
профессиям.
Кроме того, финансирование
досрочных трудовых пенсий по старости,
назначаемых в соответствии с подпунктами 10
- 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации",
производится на общих основаниях. Согласно
Федеральному закону "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи
10) финансирование выплаты базовой части
трудовой пенсии осуществляется за счет
сумм единого социального налога (взноса),
зачисляемых в федеральный бюджет, а
финансирование страховой и накопительной
частей трудовой пенсии - за счет средств
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации (страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование,
которые взимаются в соответствии с
названным Федеральным законом и
зачисляются непосредственно в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации).
При этом действующее законодательство не
предусматривает каких-либо различий в
тарифах страховых взносов для
работодателей - учреждений для детей,
учреждений здравоохранения, театров,
театрально-зрелищных организаций в
зависимости от того, являются ли они
государственными, муниципальными,
частными.
Учитывая это, а также принимая
во внимание, что, сохраняя для лиц,
осуществлявших педагогическую, лечебную,
творческую деятельность на сцене в
государственных или муниципальных
учреждениях, льготные условия назначения
трудовой пенсии по старости, законодатель
не предусмотрел соответствующий правовой
механизм, гарантирующий гражданам, занятым
такой же по своим условиям и характеру
профессиональной деятельностью, но в
негосударственных учреждениях для детей,
учреждениях здравоохранения, театрах и
театрально-зрелищных организациях, защиту
от риска утраты профессиональной
трудоспособности до достижения общего
пенсионного возраста аналогичным образом
или с использованием других адекватных
досрочному выходу на пенсию правовых
средств, до установления соответствующего
правового механизма педагогическая,
лечебная и творческая деятельность
подлежит включению в специальный стаж
работы, дающий право на досрочное
назначение пенсии по старости на основании
подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28
Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", независимо от того, в
чьем ведении находились учреждения,