Распоряжение Комитета муниципального жилья г. Москвы от 20.05.1998 n 119 "Об утверждении Рекомендаций по применению Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в городе Москве"

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 мая 1998 г. N 119
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ
В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ,
И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Во исполнение постановления Московской городской Думы от 24.12.97 N 95:
1. Утвердить Рекомендации по применению Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 24.12.97 N 95 (приложение).
2. Управлениям муниципального жилья административных округов города Москвы неукоснительно соблюдать постановление Московской городской Думы от 24.12.97 N 95 и Рекомендации по его применению в процессе реализации права граждан на постановку на учет и предоставление жилого помещения.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Председатель Комитета
муниципального жилья
П.В. Сапрыкин


Приложение
к распоряжению Комитета
муниципального жилья
от 20 мая 1998 г. N 119
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ГРАЖДАН,
НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ,
И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ,
УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МГД
ОТ 24.12.97 N 95
(далее по тексту - Положение)
Настоящее Положение в соответствии с действующим законодательством устанавливает порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем заключения договора социального найма жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности города Москвы, а также общий порядок предоставления жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, путем заключения договора коммерческого найма или приобретения жилых помещений на праве собственности.

Развитие рыночных отношений в жилищной сфере ослабило степень защищенности жилищных интересов граждан со стороны государства. Граждане должны сами заботиться о создании для себя и своей семьи нормальных жилищных условий. Несмотря на это, город стремится обеспечить жилищные права граждан определенными минимальными гарантиями. Само правовое регулирование жилищных отношений есть важнейшая гарантия. Большинство норм Положения пронизано идеей обеспечения жилищных интересов граждан. В Положении отчетливо видно стремление избрать идеологически нейтральные определения и в то же время учесть сложившиеся новые социально - экономические условия.
I. Общие положения
1. Граждане, желающие получить жилые помещения государственного или муниципального жилищных фондов, имеют право:
а) на предоставление в установленном порядке жилого помещения в пределах социальной нормы жилья по договору социального найма;
б) на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма;
в) на приобретение жилого помещения:
- у собственников недвижимости в жилищной сфере;
- путем участия в строительстве жилья жилищными товариществами, жилищно - строительными кооперативами;
- путем участия в финансировании жилищного строительства;
- путем покупки и погашения жилищных ценных бумаг;
- по другим законным основаниям.
Рекомендации
1. В п. 1 очерчиваются те правовые формы, в которых может реализоваться конституционное право граждан на жилище. За основу была взята статья 2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", предполагающая следующие способы обеспечения жильем:
1) предоставление жилого помещения на условиях договора найма;
2) предоставление жилого помещения на условиях договора аренды;
3) приобретение или строительство жилья.
2. Предоставление жилья на условиях договора найма было основным способом получения жилых помещений (п. 3 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением СМ РСФСР от 31.07.84 N 335).
Принятие части второй ГК РФ несколько скорректировало перечисленные выше основания предоставления жилья. Статьей 672 ГК введено понятие договора социального найма жилого помещения, что выделило тем самым два самостоятельных основания предоставления жилья - коммерческий и социальный наем.
Наиболее четкое по сравнению с федеральным законодательством разделение договоров социального и коммерческого найма было проведено на уровне московского жилищного законодательства (Закон города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве", постановление Правительства Москвы N 46 от 21.01.97).
Таким образом, предоставление жилого помещения возможно:
- по договору социального найма (подп. "а" п. 1 Положения, подп. "а" п. 1 ст. 12 Закона города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве");
- по договору коммерческого найма (подп. "б" п. 1 Положения, подп. "б" п. 1 ст. 12 Закона города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве").
Законодатель в настоящее время изменил принципы классификации договорных отношений, связанных с возмездным владением и пользованием жилыми помещениями. Критерием разграничения сегодня является не срок и условия оплаты, а субъект (п. 2 ст. 671 ГК). Юридическим лицам жилье предоставляется по договорам аренды, а физическим - по договорам найма. Так как в отношении предоставления жилья Положение распространяет свое действие лишь на граждан, то договор аренды был исключен из оснований предоставления жилья.
3. Перечисление способов приобретения жилья, изложенных в подп. "в" п. 1 Положения, имеет отличие от посвященной тому же вопросу статьи 19 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики".
В отличие от предыдущих двух оснований предоставления жилья по договорам найма, приобретение жилья влечет возникновение на него права собственности.
На первое место в Положении поставлен такой обобщенный способ приобретения жилья, как приобретение "у собственников недвижимости в жилищной сфере" (первый дефис подп. "в" п. 1 Положения), который объединяет три вида, указанных в статье 19 Закона:
- купля - продажа жилья;
- приобретение в порядке наследования;
- приватизация.
В развернутом виде основания приобретения жилого помещения указаны в статье 9 Закона города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве":
а) приватизация нанимателем жилого помещения, находящегося в доме государственного и муниципального жилищных фондов;
б) строительство и реконструкция жилых домов, помещений;
в) внесение членом жилищно - строительного кооператива всей суммы паевого взноса за жилое помещение;
г) участие в товариществах собственников во вновь строящихся домах;
д) совершение сделок купли - продажи (в том числе с рассрочкой платежа), мены, дарения, отчуждения с условием пожизненного содержания и других гражданско - правовых сделок, не противоречащих законодательству;
е) получение жилых помещений в порядке наследования;
ж) правопреемство в случае реорганизации юридического лица;
з) надлежащее исполнение договора аренды с правом выкупа;
и) предоставление жилого помещения в качестве компенсации за утрату жилища, находившегося в частной собственности, вследствие сноса, реконструкции, а также в связи с изъятием земельного участка для государственных и городских нужд или по иным основаниям;
к) другие основания в соответствии с действующим законодательством.
Однако следует учитывать, что Положение устанавливает общий порядок приобретения жилых помещений, находящихся в собственности города (преамбула, п. 1 Положения).
Право на приобретение жилья путем жилищного строительства (подп. 2 ч. 1 ст. 19 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики") в Положении также подверглось коррекции.
Принимая во внимание, что в Москве не ведется индивидуальное жилищное строительство, везде указано на "участие" в строительстве. Граждане могут участвовать в строительстве посредством создания жилищных товариществ и кооперативов (второй дефис подп. "в" п. 1 Положения), а также путем направления своих денежных средств на строительство определенного жилого дома (третий дефис подп. "в" п. 1 Положения).
Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" не выделяется как самостоятельный способ приобретения жилья покупка жилищных ценных бумаг (четвертый дефис подп. "в" п. 1 Положения, подп. "г" п. 1 ст. 12 Закона города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве"). Такая возможность была впервые предусмотрена Указом Президента РФ от 10.06.94 N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов" и принятым в его развитие постановлением Правительства Москвы от 27.09.94 N 876 "О выпуске Московского жилищного облигационного займа".
Перечень способов приобретения жилья в собственность в Положении оставлен открытым. Указав на возможность введения других законных оснований (пятый дефис подп. "в" п. 1 Положения, подп. "д" п. 1 ст. 12 Закона города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве"), Правительство Москвы оставило за собой право разработки механизмов реализации права граждан на приобретение жилья в собственность.
2. Предоставление жилых помещений осуществляется по норме предоставления жилья.
Норма предоставления жилья - размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи, в пределах которого осуществляется предоставление жилья в зависимости от способа улучшения жилищных условий:
а) по договору социального найма - норма предоставления жилья составляет 18 кв. метров общей площади на одного человека (социальная норма). В зависимости от конструктивных особенностей предоставляемого жилья допускается предоставление жилой площади свыше социальной нормы из расчета: на семью из одного человека - 33 кв. метра общей площади, на семью из двух человек - 42 кв. метра общей площади, на семью из трех и более человек - не менее 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи;
б) по договору коммерческого найма или на приобретение жилья в собственность, в том числе путем вступления в строительные, жилищные товарищества и объединения, жилищно - строительные кооперативы, а также путем финансирования строительства за счет собственных или привлеченных средств - размер жилой площади не ограничивается.
Не допускается заселение в жилое помещение, если оно составляет одну комнату или однокомнатную квартиру, лиц разного пола старше 9 лет, кроме супругов, а также лиц одного пола, достигших совершеннолетия.
Рекомендации
Действующее жилищное законодательство РФ предоставило право субъектам РФ самим определять норму предоставления жилья (ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", п. 42 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением СМ РСФСР от 31.07.84 N 335).
Для договора коммерческого найма норма предоставления жилья не ограничена (п. 3 ст. 13 Закона города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве", подп. "б" ч. 2 п. 2 Положения). Размер предоставляемого по договору социального найма жилья (социальная норма) составляет, по общему правилу, 18 кв. м общей площади на одного человека (ст. 11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", п. 2 ст. 13 Закона города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве", подп. "а" ч. 2 п. 2 Положения).
Так как стоимость жилья определяется исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади, настоящее Положение отказалось от определения нормы предоставления жилья через размер жилой площади.
Фактически существовавшая ранее норма в 9 кв. м жилой площади (п. 2 решения Президиума МГСПС от 30.11.84 N 3365) так же относится к совокупной жилой площади квартиры, как и 18 кв. м общей площади к площади всей квартиры.
Однако в отдельных случаях с согласия граждан допускается предоставление им жилой площади менее установленной нормы (п. 2 ст. 13 Закона города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве").
Это связано с тем, что введение новых норм по предоставлению жилых помещений требует переориентации всего строительного комплекса города, на что необходимо время.
Данная норма позволит гибко подходить к процессу обеспечения граждан жильем в случаях несоответствия установленных норм предоставления жилья (как в сторону увеличения, так и уменьшения), с одной стороны, и стандартов строящегося жилья - с другой.
При предоставлении жилого помещения меньшего размера целесообразно не допускать снижение нормы менее 16 кв. м общей площади на каждого члена семьи.
Допускается предоставление семье очередника квартиры, которая незначительно меньше установленных социальных норм, при наличии письменного согласия очередника и всех совершеннолетних членов семьи со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3. Дополнительная жилая площадь предоставляется отдельным категориям граждан по договору социального найма сверх установленной настоящим Положением социальной нормы в виде отдельной комнаты или в размере 20 кв. метров общей площади квартиры, если иное не установлено действующим законодательством. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение дополнительной площади, устанавливается Правительством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Рекомендации
Следует обратить внимание, что если в соответствии с ЖК РСФСР размер дополнительной жилой площади определяется в 10 кв. м (ст. 39), то Положение за основу взяло 20 кв. м общей площади. Поэтому, если нормативные документы предусматривают предоставление дополнительной жилой, а не общей площади, площадь предоставляется в пределах предусмотренного размера общей дополнительной площади. При этом жилая площадь должна быть умножена на коэффициент 1,5. В качестве альтернативы есть возможность дополнительно предоставить отдельную комнату.
При предоставлении жилой площади нормой предоставления является суммарный размер двух норм - социальной и дополнительной.
Примерный перечень категорий граждан, имеющих право на получение дополнительной площади, приведен в приложении к настоящим рекомендациям.
В первую очередь дополнительная жилая площадь предоставляется гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых заболеваний (см. п. 12), если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Если в составе семьи имеется два и более гражданина - инвалида по заболеванию, то предоставление жилого помещения осуществляется с учетом этого права для каждого инвалида (например, в составе семьи имеется два инвалида; следовательно, семья подлежит постановке на учет с учетом суммарного размера дополнительных площадей). Размер дополнительной жилой площади умножается на коэффициент 1,5.
При предоставлении жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан
Распоряжение Правительства Москвы первого заместителя Премьера от 20.05.1998 n 428-РЗП 'Об утверждении рабочего проекта капитального ремонта здания Арбитражного суда г. Москвы по Новой Басманной улице, дом 10 района 'Басманный' (Центральный административный округ)'  »
Читайте также