СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 15.08.2001 n 333-ст) (ред. от 07.07.2003)


Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 15 августа 2001 г. N 333-ст
Дата введения -
31 августа 2001 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА.
ТРЕБОВАНИЯ
QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS. REQUIREMENTS
ГОСТ Р ИСО 9001-2001
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 07.07.2003 N 239-ст)
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС).
Внесен Управлением сертификации Госстандарта России.
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 333-ст.
3. Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9001-2000 "Системы менеджмента качества. Требования".
4. Введен впервые.
5. Издание (ноябрь 2003 г.) с Изменением N 1, принятым в июле 2003 г. (ИУС 10-2003).
ВВЕДЕНИЕ <*>
------------------------------------
<*> Раздел приводится в редакции, отличной от ИСО 9001-2000.
Общие положения
Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или документации.
Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.
Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования.
При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
Процессный подход
Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом".
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
а) понимания и выполнения требований;
б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Приведенная на рисунке 1 <*> модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4 - 8. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, не детализируя их.
------------------------------------
<*> Не приводится.
Примечание. Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл "Plan - Do - Check - Act" (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:
планирование (plan) - разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
осуществление (do) - внедрите процессы;
проверка (check) - постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;
действие (act) - предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.
Связь с ГОСТ Р ИСО 9004-2001
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласованной пары.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
Совместимость с другими системами менеджмента
Настоящий стандарт согласован с ГОСТ Р ИСО 14001-98 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей.
Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таких как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Общие положения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
а) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.
Примечание. В настоящем стандарте термин "продукция" применим только к предназначаемой для потребителя или затребованной им продукции.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
1.2. Применение
Требования настоящего стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.
Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его исключение.
При сделанных исключениях заявления о соответствии настоящему стандарту приемлемы, если эти исключения подпадают под требования, приведенные в разделе 7, и не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать продукцией, отвечающей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ <*>
------------------------------------
<*> Раздел приведен в редакции, отличной от ИСО 9001-2000.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности
ГОСТ Р ИСО 10011-1-93 <*>. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка
ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 <*>. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов
ГОСТ Р ИСО 10011-3-93 <*>. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок
------------------------------------
<*> Будет пересмотрен как ГОСТ Р ИСО 19011. Руководящие указания по проверкам систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды.
ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.
Положения, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО 9000-2001, составляют положения настоящего стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ <*>
------------------------------------
<*> Раздел приведен в редакции, отличной от ИСО 9001.
В настоящем стандарте применяют термины и определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000.
Приведенные ниже термины, используемые в этом издании ГОСТ Р ИСО 9001 для описания цепи поставки, были изменены для отражения применяемого в настоящее время словаря терминов.
поставщик -------> организация -------> потребитель
Термин "организация" заменяет термин "поставщик", используемый в ГОСТ Р ИСО 9001-96, и относится к объекту, в отношении которого применяется настоящий стандарт. Кроме того, термин "поставщик" заменяет термин "субподрядчик".
В тексте настоящего стандарта термин "продукция" может означать также "услугу".
Примечание. Ниже приведены два термина, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО 9000, эквиваленты которым отсутствуют в русском языке.
Верификация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены (ГОСТ Р ИСО 9000, 3.8.4).
Валидация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены (ГОСТ Р ИСО 9000, 3.8.5).
4. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
4.1. Общие требования
Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Организация должна:
а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации (1.2);
б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечивать со своей стороны контроль за таким процессом. Управление им должно быть определено в системе менеджмента качества.
Примечание. В процессы, необходимые для системы менеджмента качества, о которых речь шла выше, рекомендуется включать процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
4.2. Требования к документации
4.2.1. Общие положения
Документация системы менеджмента качества должна включать:
а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
б) руководство по качеству;
в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом;
г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;
д) записи, требуемые настоящим стандартом (4.2.4).
Примечания. 1. Там, где в настоящем стандарте встречается термин "документированная процедура", это означает, что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.
2. Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от другой в зависимости от:
а) размера организации и вида деятельности;
б) сложности и взаимодействия процессов;
в) компетентности персонала.
3. Документация может быть в любой форме и на любом носителе.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
4.2.2. Руководство по качеству
Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, содержащее:
а) область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений (1.2);
б) документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них;
в) описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.
4.2.3. Управление документацией
Документы системы менеджмента качества должны управляться. Записи - специальный вид документов и они должны управляться согласно требованиям, приведенным в 4.2.4.
Для определения необходимых средств управления должна быть разработана документированная процедура, предусматривающая:
а) официальное одобрение документов с точки зрения их достаточности до их выпуска;
б) анализ и актуализацию по мере необходимости и повторное официальное одобрение документов;
в) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;
г) обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;
д) обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;
е) обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой;
ж) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.
4.2.4. Управление записями
Записи должны быть определены и поддерживаться в рабочем состоянии для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества. Они должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми. Должна быть разработана документированная процедура для определения средств управления, требуемых при идентификации, хранении, защите, восстановлении, определении сроков сохранения и изъятии записей.
4.2.3, 4.2.4. (Измененная редакция, Изм. N 1.)
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА
5.1. Обязательства руководства
Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:
а) доведения до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;
б) разработки политики в области качества;
в) обеспечения разработки целей в области качества;
г) проведения анализа со стороны руководства;
д) обеспечения необходимыми ресурсами.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
5.2. Ориентация на потребителя
Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности (7.2.1 и 8.2.1).
5.3. Политика в области качества
Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:
а) соответствовала целям организации;
б) включала обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;
в) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;
г) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;
д) анализировалась на постоянную пригодность.
5.4. Планирование
5.4.1. Цели в области качества
Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции (7.1 "а"), были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих ее уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.
5.4.2. Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества
Высшее руководство должно обеспечивать:
а) планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества для выполнения требований, приведенных в 4.1, а также для достижения целей в области качества;
б) сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
5.5. Ответственность, полномочия и обмен информацией
5.5.1. Ответственность и полномочия
Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий.
5.5.2. Представитель руководства
Высшее руководство должно назначить представителя из состава руководства, который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на:
а) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества;
б) представление отчетов высшему руководству о функционировании системы менеджмента качества и необходимости улучшения;
в) содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации.
Примечание. В ответственность представителя руководства может быть включено поддержание связи с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.
5.5.3. Внутренний обмен информацией
Высшее руководство должно обеспечивать разработку в организации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности системы менеджмента качества.
5.6. Анализ со стороны руководства
5.6.1. Общие положения
Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества организации с целью обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности. Этот анализ должен включать оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества.
Записи об анализе со стороны руководства должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
5.6.2. Входные данные для анализа
Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать следующую информацию:
а) результаты аудитов (проверок);
б) обратную связь от потребителей;
в) функционирование процессов и соответствие продукции;
г) статус предупреждающих и корректирующих действий;
д) последующие действия, вытекающие из предыдущих анализов со стороны руководства;
е) изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества;
ж) рекомендации по улучшению.
5.6.3. Выходные данные анализа
Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся к:
а) повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов;
б) улучшению продукции по отношению к требованиям потребителей;
в) потребности в ресурсах.
5.6.1 - 5.6.3. (Измененная редакция, Изм. N 1.)
6. МЕНЕДЖМЕНТ РЕСУРСОВ
6.1. Обеспечение ресурсами
Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые для:
а) внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности;
б) повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
6.2. Человеческие ресурсы
6.2.1. Общие положения
Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным на основе соответствующего образования, подготовки, навыков и опыта.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
6.2.2. Компетентность, осведомленность и подготовка
Организация должна:
а) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции;
б) обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;
в) оценивать результативность предпринятых мер;
г) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;
д) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте (4.2.4).
6.3. Инфраструктура
Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции. Инфраструктура может включать:
а) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;
б) оборудование для процессов (как технические, так и программные средства);
в) службы обеспечения (например, транспорт или связь).
6.4. Производственная среда
Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею.
7. ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ <*>
------------------------------------
<*> В контексте настоящего стандарта к процессам жизненного цикла продукции относятся те процессы данного раздела, которые осуществляют и (или) за которые несет ответственность перед потребителем организация, применяющая ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
7.1. Планирование процессов жизненного цикла продукции
Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции. Планирование процессов жизненного цикла продукции должно быть согласовано с требованиями к другим процессам системы менеджмента качества (4.1).
При планировании процессов жизненного цикла продукции организация должна установить, если это применимо и необходимо:
а) цели в области качества и требования к продукции;
б) потребность в разработке процессов, документов, а также в обеспечении ресурсами для конкретной продукции;
в) необходимую деятельность по верификации и валидации, мониторингу, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а также критерии приемки продукции;
г) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и продукция соответствуют требованиям (4.2.4).
Результат этого планирования должен быть представлен в форме, соответствующей практике организации.
Примечания. 1. Документ, определяющий процессы системы менеджмента качества (включая процессы жизненного цикла продукции) и ресурсы, которые предстоит применять к конкретной продукции, проекту или контракту, может рассматриваться как план качества.
2. При разработке процессов жизненного цикла продукции организация может также применять требования 7.3.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
7.2. Процессы, связанные с потребителями
7.2.1. Определение требований, относящихся к продукции
Организация должна определить:
а) требования, установленные потребителями, включая требования к поставке и деятельности после поставки;
б) требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования, когда оно известно;
в) законодательные и другие обязательные требования, относящиеся к продукции;
г) любые дополнительные требования, определенные организацией.
7.2.2. Анализ требований, относящихся к продукции
Организация должна анализировать требования, относящиеся к продукции. Этот анализ должен проводиться до принятия организацией обязательства поставлять продукцию потребителю (например, участия в тендерах, принятие контрактов или заказов, принятие изменений к контрактам или заказам) и должен обеспечивать:
а) определение требований к продукции;
б) согласование требований контракта или заказа, отличающихся от ранее сформулированных;
в) способность организации выполнять определенные требования.
Записи результатов анализа и последующих действий, вытекающих из анализа, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Если потребители не выдвигают документированных требований, организация должна подтвердить их у потребителя до принятия к исполнению.
Если требования к продукции изменены, организация должна обеспечить, чтобы соответствующие документы были исправлены, а заинтересованный персонал был поставлен в известность об изменившихся требованиях.
Примечание. В некоторых ситуациях, таких как продажи, осуществляемые через Интернет, практически нецелесообразно проводить официальный анализ каждого заказа. Вместо этого анализ может распространяться на соответствующую информацию о продукции, такую как каталоги или рекламные материалы.
7.2.3. Связь с потребителями
Организация должна определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся:
а) информации о продукции;
б) прохождения запросов, контракта или заказа, включая поправки;
в) обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей.
7.3. Проектирование и разработка
7.3.1. Планирование проектирования и разработки
Организация должна планировать и управлять проектированием и разработкой продукции.
В ходе планирования проектирования и разработки организация должна устанавливать:
а) стадии проектирования и разработки;
б) проведение анализа, верификацию и валидацию, соответствующие каждой стадии проектирования и разработки;
в) ответственность и полномочия в области проектирования и разработки.
Организация должна управлять взаимодействием различных групп, занятых проектированием и разработкой, с целью обеспечения эффективной связи и четкого распределения ответственности.
Результаты планирования должны актуализироваться, если это необходимо, по ходу проектирования и разработки.
7.3.2. Входные данные для проектирования и разработки
Входные данные, относящиеся к требованиям к продукции, должны быть определены, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Входные данные должны включать:
а) функциональные и эксплуатационные требования;
б) соответствующие законодательные и другие обязательные требования;
в) там, где это возможно, информацию, взятую из предыдущих аналогичных проектов;
г) другие требования, важные для проектирования и разработки.
Входные данные должны анализироваться на достаточность. Требования должны быть полными, недвусмысленными и непротиворечивыми.
7.3.3. Выходные данные проектирования и разработки
Выходные данные проектирования и разработки должны быть представлены в форме, позволяющей провести верификацию относительно входных требований к проектированию и разработке, а также должны быть официально одобрены до их последующего использования.
Выходные данные проектирования и разработки должны:
а) соответствовать входным требованиям к проектированию и разработке;
б) обеспечивать соответствующей информацией по закупкам, производству и обслуживанию;
в) содержать критерии приемки продукции или ссылки на них;
г) определять характеристики продукции, существенные для ее безопасного и правильного использования.
7.3.4. Анализ проекта и разработки
На соответствующих стадиях должен проводиться систематический анализ проекта и разработки в соответствии с запланированными мероприятиями (7.3.1) с целью:
а) оценивания способности результатов проектирования и разработки удовлетворять требованиям;
б) выявления любых проблем и внесения предложений по необходимым действиям.
В состав участников такого анализа должны включаться представители подразделений, имеющих отношение к анализируемой(ым) стадии(ям) проектирования и разработки. Записи результатов анализа и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
7.3.1 - 7.3.4. (Измененная редакция, Изм. N 1.)
7.3.5. Верификация проекта и разработки
Верификация должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями (7.3.1), чтобы удостовериться, что выходные данные проектирования и разработки соответствуют входным требованиям. Записи результатов верификации и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
7.3.6. Валидация проекта и разработки
Валидация проекта и разработки должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями (7.3.1), чтобы удостовериться, что полученная в результате продукция соответствует требованиям к установленному или предполагаемому использованию, если оно известно. Где это практически возможно и целесообразно, валидация должна быть завершена до поставки или применения продукции. Записи результатов валидации и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
7.3.7. Управление изменениями проекта и разработки
Изменения проекта и разработки должны быть идентифицированы, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии. Изменения должны быть проанализированы, верифицированы и валидированы соответствующим образом, а также одобрены до внесения. Анализ изменений проекта и разработки должен включать оценку влияния изменений на составные части и уже поставленную продукцию.
Записи результатов анализа изменений и любых необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
7.3.6, 7.3.7. (Измененная редакция, Изм. N 1.)
7.4. Закупки
7.4.1. Процесс закупок
Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию.
Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки. Записи результатов оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
7.4.2. Информация по закупкам
Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо:
а) требования к официальному одобрению продукции, процедур, процессов и оборудования;
б) требования к квалификации персонала;
в) требования к системе менеджмента качества.
Организация должна обеспечивать достаточность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику.
7.4.3. Верификация закупленной продукции
Организация должна разработать и осуществлять контроль или другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам.
Если организация или ее потребитель предполагают осуществить верификацию у поставщика, то организация должна установить предполагаемые меры по верификации и порядок выпуска продукции в информации по закупкам.
7.4.2, 7.4.3. (Измененная редакция, Изм. N 1.)
7.5. Производство и обслуживание
7.5.1. Управление производством и обслуживанием
Организация должна планировать и осуществлять производство и обслуживание в управляемых условиях. Управляемые условия должны включать там, где это применимо:
а) наличие информации, описывающей характеристики продукции;
б) наличие рабочих инструкций в случае необходимости;
в) применение подходящего оборудования;
г) наличие и применение контрольных и измерительных приборов;
д) проведение мониторинга и измерений;
е) осуществление выпуска, поставки и действий после поставки продукции.
7.5.2. Валидация процессов производства и обслуживания
Организация должна валидировать все процессы производства и обслуживания, результаты которых не могут быть верифицированы последующим мониторингом или измерениями. К ним относятся все процессы, недостатки которых становятся очевидными только после начала использования продукции или после предоставления услуги.
Валидация должна продемонстрировать способность этих процессов достигать запланированных результатов.
Организация должна разработать меры по этим процессам, в том числе там, где это применимо:
а) определенные критерии для анализа и утверждения процессов;
б) утверждение соответствующего оборудования и квалификации персонала;
в) применение конкретных методов и процедур;
г) требования к записям (4.2.4);
д) повторную валидацию.
7.5.3. Идентификация и прослеживаемость
Если это возможно и целесообразно, организация должна идентифицировать продукцию при помощи соответствующих средств на всех стадиях ее жизненного цикла.
Организация должна идентифицировать статус продукции по отношению к требованиям мониторинга и измерений.
Если прослеживаемость является требованием, то организация должна управлять обеспечивающей реализацию данной цели идентификацией продукции и регистрировать ее (4.2.4).
Примечание. В ряде отраслей промышленности менеджмент конфигурации является средством, с помощью которого поддерживается идентификация и прослеживаемость. Вопросы менеджмента конфигурации отражены в ИСО 10007.
7.5.1 - 7.5.3. (Измененная редакция, Изм. N 1.)
7.5.4. Собственность потребителей
Организация должна проявлять заботу о собственности потребителя, пока она находится под управлением организации или используется ею. Организация должна идентифицировать, верифицировать, защищать и сохранять собственность потребителя, предоставленную для использования или включения в продукцию. Если собственность потребителя утеряна, повреждена или признана непригодной для использования, потребитель должен быть об этом извещен, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Примечание. Собственность потребителя может включать в себя интеллектуальную собственность.
7.5.5. Сохранение соответствия продукции
Организация должна сохранять соответствие продукции в ходе внутренней обработки и в процессе поставки к месту назначения. Это сохранение должно включать идентификацию, погрузочно-разгрузочные работы, упаковку, хранение и защиту. Сохранение должно также применяться и к составным частям продукции.
7.6. Управление устройствами для мониторинга
и измерений <*>
------------------------------------
<*> Требования раздела 7.6 применяют наряду с метрологическими правилами и нормами, имеющими обязательную силу на территории Российской Федерации, которые содержатся в нормативных документах по обеспечению единства измерений, утверждаемых Госстандартом России в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений".
Организация должна определить мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять, а также устройства для мониторинга и измерения, необходимые для обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям (7.2.1).
Организация должна иметь процессы для обеспечения того, чтобы мониторинг и измерения могли быть выполнены и в действительности выполнялись в соответствии с требованиями к ним.
Там, где необходимо обеспечивать имеющие законную силу результаты, измерительное оборудование должно быть:
а) откалибровано или проверено в установленные периоды или перед его применением по образцовым эталонам, передающим размеры единиц в сравнении с международными или национальными эталонами. При отсутствии таких эталонов база, использованная для калибровки или поверки, должна быть зарегистрирована;
б) отрегулировано или повторно отрегулировано по мере необходимости;
в) идентифицировано с целью установления статуса калибровки;
г) защищено от регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерения;
д) защищено от повреждения и ухудшения состояния в ходе обращения, технического обслуживания и хранения.
Кроме того, организация должна оценить и зарегистрировать правомочность предыдущих результатов измерения, если обнаружено, что оборудование не соответствует требованиям. Организация должна предпринять соответствующее действие в отношении такого оборудования и любой измеренной продукции. Записи результатов калибровки и поверки должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Если при мониторинге и измерении установленных требований используют компьютерные программные средства, их способность удовлетворять предполагаемому применению должна быть подтверждена. Это должно быть осуществлено до начала применения и повторно подтверждено по мере необходимости.
Примечание. См. ИСО 10012-1 и ИСО 10012-2.
(Измененная редакция, Изм. N 1.)
8. ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ
8.1. Общие положения
Организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для:
а) демонстрации соответствия продукции;
б) обеспечения соответствия системы менеджмента качества;
в) постоянного повышения результативности системы менеджмента качества.
Это должно включать определение применимых методов, в том числе статистических, и область их использования.
8.2. Мониторинг и измерение
8.2.1. Удовлетворенность потребителей
Организация должна проводить мониторинг информации, касающейся восприятия потребителем выполнения организацией его требований, как одного из способов измерения работы системы менеджмента качества. Должны быть установлены методы получения и использования этой информации.
8.2.2. Внутренние аудиты (проверки)
Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы с целью установления того, что система менеджмента качества:
а) соответствует запланированным мероприятиям (7.1), требованиям настоящего стандарта и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией;
б) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.
Программа аудитов (проверок) должна планироваться с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Критерии, область применения, частота и методы аудитов должны быть определены. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита. Аудиторы не должны проверять свою собственную работу.
Ответственность и требования к планированию и проведению аудитов, а также к отчетности о результатах и поддержанию в рабочем состоянии записей (4.2.4) должны быть определены в документированной процедуре.
Руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечивать, чтобы действия предпринимались без излишней отсрочки для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин. Последующие действия должны включать верификацию предпринятых мер и отчет о результатах верификации (8.5.2).
Примечание. См. ГОСТ Р ИСО 10011-1, ГОСТ Р ИСО 10011-2 и ГОСТ Р ИСО 10011-3.
8.2.3. Мониторинг и измерение процессов
Организация должна применять подходящие методы мониторинга и, где это целесообразно, измерения процессов системы менеджмента качества. Эти методы должны демонстрировать способность процессов достигать запланированных результатов. Если запланированные результаты не достигаются, то необходимые коррекции и корректирующие действия должны предприниматься с целью обеспечения соответствия продукции.
8.2.4. Мониторинг и измерение продукции
Организация должна осуществлять мониторинг и измерять характеристики продукции с целью верификации соблюдения требований к продукции. Это должно осуществляться на соответствующих стадиях процесса жизненного цикла продукции согласно запланированным мероприятиям (7.1).
Свидетельства соответствия критериям приемки должны поддерживаться в рабочем состоянии. Записи должны указывать лицо(а), санкционировавшее(ие) выпуск продукции (4.2.4).
Выпуск продукции и предоставление услуги не должны осуществляться до тех пор, пока все запланированные действия (7.1) не будут удовлетворительно завершены, если не утверждено иное соответствующим полномочным органом и, где это применимо, потребителем.
8.3. Управление несоответствующей продукцией
Организация должна обеспечивать, чтобы продукция, которая не соответствует требованиям, была идентифицирована и управлялась с целью предотвращения непреднамеренного использования или поставки. Средства управления, соответствующая ответственность и полномочия для работы с несоответствующей продукцией должны быть определены в документированной процедуре.
Организация должна решать вопрос с несоответствующей продукцией одним или несколькими следующими способами:
а) осуществлять действия с целью устранения обнаруженного несоответствия;
б) санкционировать ее использование, выпуск или приемку, если имеется разрешение на отклонение от соответствующего полномочного лица или органа и, где это применимо, потребителя;
в) осуществлять действия с целью предотвращения ее первоначального предполагаемого использования или применения.
Записи о характере несоответствий и любых последующих предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Когда несоответствующая продукция исправлена, она должна быть подвергнута повторной верификации для демонстрации соответствия требованиям.
Если несоответствующая продукция выявлена после поставки или начала использования, организация должна предпринять действия, адекватные последствиям (или потенциальным последствиям) несоответствия.
8.2.1 - 8.3. (Измененная редакция, Изм. N 1.)
8.4. Анализ данных
Организация должна определить, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области можно осуществлять постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников.
Анализ данных должен предоставлять информацию по:
а) удовлетворенности потребителей (8.2.1);
б) соответствию требованиям к продукции (7.2.1);
в) характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий;
г) поставщикам.
8.5. Улучшение
8.5.1. Постоянное улучшение
Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.
8.5.2. Корректирующие действия
Организация должна предпринимать корректирующие действия с целью устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Корректирующие действия должны быть адекватными последствиям выявленных несоответствий.
Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к:
а) анализу несоответствий (включая жалобы потребителей);
б) установлению причин несоответствий;
в) оцениванию необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий;
г) определению и осуществлению необходимых действий;
д) записям результатов предпринятых действий (4.2.4);
е) анализу предпринятых корректирующих действий.
8.5.3. Предупреждающие действия
Организация должна определить действия с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем.
Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к:
а) установлению потенциальных несоответствий и их причин;
б) оцениванию необходимости действий с целью предупреждения появления несоответствий;
в) определению и осуществлению необходимых действий;
г) записям результатов предпринятых действий (4.2.4);
д) анализу предпринятых предупреждающих действий.



Приложение А
(справочное)
СООТВЕТСТВИЕ ГОСТ Р ИСО 9001-2001
И ГОСТ Р ИСО 14001-98
Таблица А.1
СООТВЕТСТВИЕ ГОСТ Р ИСО 9001-2001
И ГОСТ Р ИСО 14001-98
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ¦ ГОСТ Р ИСО 14001-98 ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+-------------------------T------+-----T-------------------------+
¦Введение ¦0 ¦ ¦Введение ¦
¦Общие положения ¦0.1 ¦ ¦ ¦
¦Процессный подход ¦0.2 ¦ ¦ ¦
¦Связь с ГОСТ Р ИСО ¦0.3 ¦ ¦ ¦
¦9004-2001 ¦ ¦ ¦ ¦
¦Совместимость с другими ¦0.4 ¦ ¦ ¦
¦системами менеджмента ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Область применения ¦1 ¦1 ¦Область применения ¦
¦Общие положения ¦1.1 ¦ ¦ ¦
¦Применение ¦1.2 ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Нормативные ссылки ¦2 ¦2 ¦Нормативные ссылки ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Термины и определения ¦3 ¦3 ¦Определения ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Система менеджмента ¦4 ¦4 ¦Требования к системе ¦
¦качества ¦ ¦ ¦управления окружающей ¦
¦ ¦ ¦ ¦средой ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Общие требования ¦4.1 ¦4.1 ¦Общие требования ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Требования к ¦4.2 ¦ ¦ ¦
¦документации ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общие положения ¦4.2.1 ¦4.4.4¦Документация системы ¦
¦ ¦ ¦ ¦управления окружающей ¦
¦ ¦ ¦ ¦средой ¦
¦Руководство по качеству ¦4.2.2 ¦4.4.4¦Документация системы ¦
¦ ¦ ¦ ¦управления окружающей ¦
¦ ¦ ¦ ¦средой ¦
¦Управление документацией ¦4.2.3 ¦4.4.5¦Управление документацией ¦
¦Управление записями ¦4.2.4 ¦4.5.3¦Зарегистрированные данные¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Ответственность ¦5 ¦4.4.1¦Структура и ¦
¦руководства ¦ ¦ ¦ответственность ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Обязательства ¦5.1 ¦4.2 ¦Экологическая политика ¦
¦руководства ¦ ¦4.4.1¦Структура и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ответственность ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Ориентация на ¦5.2 ¦4.3.1¦Экологические аспекты ¦
¦потребителя ¦ ¦4.3.2¦Требования ¦
¦ ¦ ¦ ¦законодательных актов и ¦
¦ ¦ ¦ ¦другие требования ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Политика в области ¦5.3 ¦4.2 ¦Экологическая политика ¦
¦качества ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Планирование ¦5.4 ¦4.3 ¦Планирование ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Цели в области качества ¦5.4.1 ¦4.3.3¦Целевые и плановые ¦
¦ ¦ ¦ ¦экологические показатели ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Планирование создания и ¦5.4.2 ¦4.3.4¦Программа(ы) управления ¦
¦развития системы ¦ ¦ ¦окружающей средой ¦
¦менеджмента качества ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Ответственность, ¦5.5 ¦4.1 ¦Общие требования ¦
¦полномочия и обмен ¦ ¦ ¦ ¦
¦информацией ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Ответственность и ¦5.5.1 ¦4.4.1¦Структура и ¦
¦полномочия ¦ ¦ ¦ответственность ¦
¦Представитель руководства¦5.5.2 ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Внутренний обмен ¦5.5.3 ¦4.4.3¦Связь ¦
¦информацией ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Анализ со стороны ¦5.6 ¦4.6 ¦Анализ со стороны ¦
¦руководства ¦ ¦ ¦руководства ¦
¦Общие положения ¦5.6.1 ¦ ¦ ¦
¦Входные данные для ¦5.6.2 ¦ ¦ ¦
¦анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦Выходные данные анализа ¦5.6.3 ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Менеджмент ресурсов ¦6 ¦4.4.1¦Структура и ¦
¦Обеспечение ресурсами ¦6.1 ¦ ¦ответственность ¦
¦Человеческие ресурсы ¦6.2 ¦ ¦ ¦
¦Общие положения ¦6.2.1 ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Компетентность, ¦6.2.2 ¦4.4.2¦Обучение, осведомленность¦
¦осведомленность и ¦ ¦ ¦и компетентность ¦
¦подготовка ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Инфраструктура ¦6.3 ¦4.4.1¦Структура и ¦
¦Производственная среда ¦6.4 ¦ ¦ответственность ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Процессы жизненного ¦7 ¦4.4 ¦Внедрение и ¦
¦цикла продукции ¦ ¦ ¦функционирование ¦
¦ ¦ ¦4.4.6¦Оперативное управление ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Планирование процессов ¦7.1 ¦4.4.6¦Управление операциями ¦
¦жизненного цикла ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции ¦ ¦ ¦ ¦
¦Процессы, связанные с ¦7.2 ¦ ¦ ¦
¦потребителями ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Определение требований, ¦7.2.1 ¦4.3.1¦Экологические аспекты ¦
¦относящихся к продукции ¦ ¦4.3.2¦Требования ¦
¦ ¦ ¦ ¦законодательных актов и ¦
¦ ¦ ¦ ¦другие требования ¦
¦ ¦ ¦4.4.6¦Управление операциями ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Анализ требований, ¦7.2.2 ¦4.4.6¦Управление операциями ¦
¦относящихся к продукции ¦ ¦4.3.1¦Экологические аспекты ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Связь с потребителями ¦7.2.3 ¦4.4.3¦Связь ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Проектирование и ¦7.3 ¦ ¦ ¦
¦разработка ¦ ¦ ¦ ¦
¦Планирование ¦7.3.1 ¦4.4.6¦Управление операциями ¦
¦проектирования и ¦ ¦ ¦ ¦
¦разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦Входные данные для ¦7.3.2 ¦ ¦ ¦
¦проектирования и ¦ ¦ ¦ ¦
¦разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦Выходные данные ¦7.3.3 ¦ ¦ ¦
¦проектирования и ¦ ¦ ¦ ¦
¦разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦Анализ проекта и ¦7.3.4 ¦ ¦ ¦
¦разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦Верификация проекта и ¦7.3.5 ¦ ¦ ¦
¦разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦Валидация проекта и ¦7.3.6 ¦ ¦ ¦
¦разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦Управление изменениями ¦7.3.7 ¦ ¦ ¦
¦проекта и разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦Закупки ¦7.4 ¦4.4.6¦Управление операциями ¦
¦Процесс закупок ¦7.4.1 ¦ ¦ ¦
¦Информация по закупкам ¦7.4.2 ¦ ¦ ¦
¦Верификация закупленной ¦7.4.3 ¦ ¦ ¦
¦продукции ¦ ¦ ¦ ¦
¦Производство и ¦7.5 ¦4.4.6¦Управление операциями ¦
¦обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦
¦Управление производством ¦7.5.1 ¦ ¦ ¦
¦и обслуживанием ¦ ¦ ¦ ¦
¦Валидация процессов ¦7.5.2 ¦ ¦ ¦
¦производства и ¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦
¦Идентификация и ¦7.5.3 ¦ ¦ ¦
¦прослеживаемость ¦ ¦ ¦ ¦
¦Собственность ¦7.5.4 ¦ ¦ ¦
¦потребителей ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сохранение соответствия ¦7.5.5 ¦ ¦ ¦
¦продукции ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Управление устройствами ¦7.6 ¦4.5.1¦Мониторинг и измерения ¦
¦для мониторинга и ¦ ¦ ¦ ¦
¦измерений ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Измерение, анализ и ¦8 ¦4.5 ¦Проведение проверок и ¦
¦улучшение ¦ ¦ ¦корректирующие действия ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Общие положения ¦8.1 ¦4.5.1¦Мониторинг и измерения ¦
¦Мониторинг и измерение ¦8.2 ¦ ¦ ¦
¦Удовлетворенность ¦8.2.1 ¦ ¦ ¦
¦потребителей ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Внутренние аудиты ¦8.2.2 ¦4.5.4¦Аудит системы управления ¦
¦(проверки) ¦ ¦ ¦окружающей средой ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Мониторинг и измерение ¦8.2.3 ¦4.5.1¦Мониторинг и измерения ¦
¦процессов ¦ ¦ ¦ ¦
¦Мониторинг и измерение ¦8.2.4 ¦ ¦ ¦
¦продукции ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Управление ¦8.3 ¦4.5.2¦Несоответствия и ¦
¦несоответствующей ¦ ¦ ¦корректирующие и ¦
¦продукцией ¦ ¦ ¦предупреждающие действия ¦
¦ ¦ ¦4.4.7¦Подготовленность к ¦
¦ ¦ ¦ ¦аварийным ситуациям и ¦
¦ ¦ ¦ ¦реагирование на них ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Анализ данных ¦8.4 ¦4.5.1¦Мониторинг и измерения ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Улучшение ¦8.5 ¦4.2 ¦Экологическая политика ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Постоянное улучшение ¦8.5.1 ¦4.3.4¦Программа(ы) управления ¦
¦ ¦ ¦ ¦окружающей средой ¦
+-------------------------+------+-----+-------------------------+
¦Корректирующие действия ¦8.5.2 ¦4.5.2¦Несоответствия и ¦
¦Предупреждающие действия ¦8.5.3 ¦ ¦корректирующие и ¦
¦ ¦ ¦ ¦предупреждающие действия ¦
L-------------------------+------+-----+--------------------------
Таблица А.2
СООТВЕТСТВИЕ ГОСТ Р ИСО 14001-98
И ГОСТ Р ИСО 9001-2001
--------------------------------T--------------------------------¬
¦ ГОСТ Р ИСО 14001-98 ¦ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------T------+------T-------------------------+
¦Введение ¦- ¦0 ¦Введение ¦
¦ ¦ ¦0.1 ¦Общие положения ¦
¦ ¦ ¦0.2 ¦Процессный подход ¦
¦ ¦ ¦0.3 ¦Связь с ГОСТ Р ИСО ¦
¦ ¦ ¦ ¦9004-2001 ¦
¦ ¦ ¦0.4 ¦Совместимость с другими ¦
¦ ¦ ¦ ¦системами менеджмента ¦
+------------------------+------+------+-------------------------+
¦Область применения ¦1 ¦1 ¦Область применения ¦
¦ ¦ ¦1.1 ¦Общие положения ¦
¦ ¦ ¦1.2 ¦Применение ¦
+------------------------+------+------+-------------------------+
¦Нормативные ссылки ¦2 ¦2 ¦Нормативные ссылки ¦
+------------------------+------+------+-------------------------+
¦Определения ¦3 ¦3 ¦Термины и определения ¦
+------------------------+------+------+-------------------------+
¦Требования к системе ¦4 ¦4 ¦Система менеджмента ¦
¦управления окружающей ¦ ¦ ¦качества ¦
¦средой ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+------+------+-------------------------+
¦Общие требования ¦4.1 ¦4.1 ¦Общие требования ¦
¦ ¦ ¦5.5 ¦Ответственность, ¦
¦ ¦ ¦ ¦полномочия и обмен ¦
¦ ¦ ¦ ¦информацией ¦
¦ ¦ ¦5.5.1 ¦Ответственность и ¦
¦ ¦ ¦ ¦полномочия ¦
+------------------------+------+------+-------------------------+
¦Экологическая политика ¦4.2 ¦5.1 ¦Обязательство руководства¦
¦ ¦ ¦5.3 ¦Политика в области ¦
¦ ¦ ¦ ¦качества ¦
¦ ¦ ¦8.5 ¦Улучшение ¦
+------------------------+------+------+-------------------------+
¦Планирование ¦4.3 ¦5.4 ¦Планирование ¦
+------------------------+------+------+-------------------------+
¦Экологические аспекты ¦4.3.1 ¦5.2 ¦Ориентация на потребителя¦
¦ ¦ ¦7.2.1 ¦Определение требований, ¦
¦ ¦ ¦ ¦относящихся к продукции ¦
¦ ¦ ¦7.2.2 ¦Анализ требований, ¦
¦ ¦ ¦ ¦относящихся к продукции ¦
+------------------------+------+------+-------------------------+
¦Требования ¦4.3.2 ¦5.2 ¦Ориентация на потребителя¦
¦законодательных актов и ¦ ¦7.2.1 ¦Определение требований, ¦
¦другие требования ¦ ¦ ¦относящихся к продукции ¦
+------------------------+------+------+-------------------------+
¦Целевые и плановые ¦4.3.3 ¦5.4.1 ¦Цели в области качества ¦
¦экологические показатели¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+------+------+-------------------------+
¦Программа(ы) управления ¦4.3.4 ¦5.4.2 ¦Планирование создания и ¦
¦окружающей средой ¦ ¦ ¦развития системы ¦
¦ ¦ ¦ ¦менеджмента качества ¦
¦ ¦ ¦8.5.1 ¦Постоянное улучшение ¦
+------------------------+------+------+-------------------------+
¦Внедрение и ¦4.4 ¦7 ¦Процессы жизненного цикла¦
¦функционирование ¦ ¦ ¦продукции ¦
¦ ¦ ¦7.1 ¦Планирование процессов ¦
¦ ¦ ¦ ¦жизненного цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦продукции ¦
+------------------------+------+------+-------------------------+
¦Структура и ¦4.4.1 ¦5 ¦Ответственность ¦
¦ответственность ¦ ¦ ¦руководства ¦
¦ ¦ ¦5.1 ¦Обязательства руководства¦
¦ ¦ ¦5.5.1 ¦Ответственность и ¦
¦ ¦ ¦ ¦полномочия ¦
¦ ¦ ¦5.5.2 ¦Представитель руководства¦
¦ ¦ ¦6 ¦Менеджмент ресурсов ¦
¦ ¦ ¦6.1 ¦Обеспечение ресурсами ¦
¦

ТЕЛЕТАЙПОГРАММА ГТК РФ от 07.07.2003 n ТФ-2679 <О ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПЕРЕВОЗЧИКА>  »
Постановления и Указы »
Читайте также