ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 4 сентября 2003 г. N 547
г. Москва
О подготовке населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 01.02.2005 г. N 49; от 15.06.2009 г. N 481)
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" и в целях совершенствования подготовки населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемое Положение о подготовке населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
2. Установить, что подготовка населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее
именуются - чрезвычайные ситуации) организуется в рамках единой
системы подготовки населения в области гражданской обороны и
защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по
соответствующим группам в организациях (в том числе в
образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
3. Методическое руководство, координацию и контроль за
подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
возложить на Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
4. Министерству образования и науки Российской Федерации с
участием Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий при разработке федеральных государственных образовательных
стандартов и примерных основных образовательных программ
предусматривать обязательный минимум подготовки лиц, обучающихся в
общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего
и высшего профессионального образования, в области защиты от
чрезвычайных ситуаций. (В редакции постановлений Правительства
Российской Федерации от 01.02.2005 г. N 49; от 15.06.2009 г. N 481)
5. Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям,
Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
и другим федеральным органам исполнительной власти, органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам
местного самоуправления обеспечивать пропаганду знаний в области
защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе с
использованием средств массовой информации. (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 01.02.2005 г. N 49)
6. Признать утратившим силу постановление Правительства
Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738 "О порядке
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31,
ст. 3128).
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 сентября 2003 г.
N 547
П О Л О Ж Е Н И Е
о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 01.02.2005 г. N 49; от 15.06.2009 г. N 481)
1. Настоящее Положение определяет группы населения,
проходящие обязательную подготовку в области защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее
именуются - чрезвычайные ситуации), а также основные задачи и
формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
2. Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций
проходят:
а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не
включенные в состав органов управления единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее
именуются - работающее население);
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания
(далее именуются - неработающее население);
в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и
учреждениях начального, среднего и высшего профессионального
образования (далее именуются - обучающиеся);
г) руководители органов государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций;
д) работники федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций, специально
уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные
работники);
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций (далее именуются - председатели
комиссий по чрезвычайным ситуациям).
3. Основными задачами при подготовке населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
а) обучение населения правилам поведения, основным способам
защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания
первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования
средствами индивидуальной и коллективной защиты;
б) выработка у руководителей органов государственной власти,
органов местного самоуправления и организаций навыков управления
силами и средствами, входящими в состав единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) совершенствование практических навыков руководителей
органов государственной власти, органов местного самоуправления и
организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным
ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе
учений и тренировок порядка действий при различных режимах
функционирования единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
4. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций
предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту
работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное
изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим
закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций,
просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по
месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий,
памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и
просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по
соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности
жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности",
утверждаемым Министерством образования и науки Российской
Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий; (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 г. N 49)
г) для руководителей органов государственной власти -
повышение квалификации в Российской академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации, проведение
самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам
организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных
ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках,
проводимых по планам Правительства Российской Федерации,
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям,
руководителей органов местного самоуправления и организаций,
уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного
раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в
сборах, учениях и тренировках.
5. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с
выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных
ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение
первого года работы является обязательной. Повышение квалификации
может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в
том числе с использованием дистанционных образовательных
технологий.
6. Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных
ситуаций проходят:
а) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и организаций - в Академии
гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий;
б) руководители и председатели комиссий по чрезвычайным
ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в
учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям субъектов Российской Федерации;
в) уполномоченные работники - в учебных заведениях
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов
исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах
по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных
образований.
Повышение квалификации преподавателей дисциплины
"Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей - организаторов
курса "Основы безопасности жизнедеятельности" по вопросам защиты в
чрезвычайных ситуациях осуществляется в учебных заведениях
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, учреждениях повышения квалификации Федерального
агентства по образованию и других федеральных органов
исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных
учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации. (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 01.02.2005 г. N 49)
7. Совершенствование знаний, умений и навыков населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе
проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных
учений и тренировок.
8. Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток
проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в
2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года.
Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях
проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.
К проведению командно-штабных учений в федеральных органах
исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органах местного самоуправления могут в
установленном порядке привлекаться оперативные группы военных
округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил
Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел
Российской Федерации и органов внутренних дел Российской
Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления - силы и средства единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов
проводятся с участием аварийно-спасательных служб и
аварийно-спасательных формирований (далее именуются -
формирования) организаций 1 раз в 3 года, а с участием
формирований постоянной готовности - 1 раз в год.
10. Комплексные учения продолжительностью до 2 суток
проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и
организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в
лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В
других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки
продолжительностью до 8 часов.
11. Тренировки в общеобразовательных учреждениях и
учреждениях начального, среднего и высшего профессионального
образования проводятся ежегодно.
12. Лица, привлекаемые на учения и тренировки в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, должны быть проинформированы о
возможном риске при их проведении.
13. Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий:
а) осуществляет координацию, методическое руководство и
контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
б) определяет перечень уполномоченных работников, проходящих
переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов
исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах
по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных
образований;
в) разрабатывает и утверждает примерные программы обучения в
учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах по
гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской
Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных
образований, а также работающего населения;
г) согласовывает программы обучения уполномоченных работников
в учреждениях повышения квалификации федеральных органов
исполнительной власти и организаций, а также программы курса
"Основы безопасности жизнедеятельности" для общеобразовательных
учреждений, федеральные государственные образовательные стандарты и
примерные программы дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для
образовательных учреждений профессионального образования. (В
редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 15.06.2009 г. N 481)
14. Финансирование подготовки руководителей, председателей
комиссий по чрезвычайным ситуациям и уполномоченных работников
федеральных органов исполнительной власти, председателей комиссий
по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, организации и проведения федеральными
органами исполнительной власти учений и тренировок в области
защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах средств,
выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
Финансирование содержания учебно-методических центров по
гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской
Федерации, подготовки уполномоченных работников территориальных
подсистем единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также проведения органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации учений и
тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации.
Финансирование подготовки председателей комиссий по
чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления,
уполномоченных работников соответствующего звена территориальной
подсистемы единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской
обороны муниципальных образований, подготовки неработающего
населения, а также проведения органами местного самоуправления
учений и тренировок осуществляется за счет средств местных
бюджетов.
Финансирование подготовки работающего населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации
формирований, а также проведения организациями учений и тренировок
осуществляется за счет организаций.
_______________