Расширенный поиск

Федеральный закон от 08.01.1998 № 10-ФЗ

 



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


                  О государственном регулировании
                         развития авиации

     Принят Государственной Думой              10 декабря 1997 года
     Одобрен Советом Федерации                 24 декабря 1997 года

    (В редакции федеральных законов от 25.10.2006 г. N 168-ФЗ;
       от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ; от 29.04.2008 г. N 58-ФЗ;
       от 23.07.2010 г. N 183-ФЗ; от 14.10.2014 г. N 307-ФЗ;
       от 13.07.2015 г. N 254-ФЗ; от 26.04.2016 г. N 111-ФЗ)

     Настоящий Федеральный   закон   определяет   правовые   основы
государственного  регулирования  развития  авиации   в   Российской
Федерации.

                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия

     В настоящем  Федеральном законе применяются следующие основные
понятия:
     государственное регулирование   развития   авиации  -  система
экономического  и  правового  регулирования  развития   авиации   и
авиационной   деятельности,   государственной  поддержки  и  защиты
российских   разработчиков,   производителей,    эксплуатантов    и
собственников авиационной техники;
     авиация  -  государственная  авиация  (государственная военная
авиация   и   государственная   авиация  специального  назначения),
гражданская   авиация,   экспериментальная   авиация,   авиационная
промышленность,    авиационная   инфраструктура,   единая   система
организации воздушного движения и авиационная техника; (В  редакции
Федерального закона от 23.07.2010 г. N 183-ФЗ)
     авиационная деятельность - организационная,  производственная,
научная  и  иная  деятельность  физических   и   юридических   лиц,
направленная  на поддержку и развитие авиации,  удовлетворение нужд
экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и
услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и
аэропортов, и решение других задач;
     авиационная промышленность - отрасль промышленности, в которой
осуществляются  разработка,  производство,  испытания,   ремонт   и
утилизация авиационной техники;
     авиационная инфраструктура  -  аэродромы,  аэропорты,  объекты
единой  системы  организации  воздушного движения,  центры и пункты
управления полетами летательных аппаратов,  пункты приема, хранения
и обработки информации в области авиационной деятельности,  объекты
хранения авиационной техники,  центры и оборудование для подготовки
летного состава,  другие используемые при осуществлении авиационной
деятельности сооружения и техника;
     авиационная организация,  включая  авиационное предприятие,  -
юридическое лицо  независимо  от  организационно-правовой  формы  и
формы собственности,  основной целью деятельности которого являются
разработка,  производство,  испытания, эксплуатация, ремонт и (или)
утилизация авиационной техники;
     авиационная техника  -  летательные  аппараты,   их   бортовое
оборудование   и   агрегаты,   двигатели,  авиационное  вооружение,
авиационные  средства  спасания,   тренажеры,   наземные   средства
управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также
средства наземного обслуживания летательных аппаратов;
     авиационная техника двойного назначения - авиационная техника,
которая используется как в целях обеспечения потребностей граждан и
экономики,  так  и  в  интересах  обороны и безопасности Российской
Федерации;
     летательные   аппараты  -  самолеты,  вертолеты,  авиационные,
авиационно-космические   ракеты,   аэростаты,  дирижабли,  планеры,
автожиры,  дельтапланы  и  другие летательные аппараты. Летательные
аппараты   могут   быть   военными,  специальными,  гражданскими  и
экспериментальными. (В       редакции      Федерального      закона
от 23.07.2010 г. N 183-ФЗ)

     Статья 2. Цели государственного регулирования развития
               авиации

     Целями государственного    регулирования    развития   авиации
являются:
     содействие экономическому развитию Российской Федерации;
     укрепление обороны  и  обеспечение   безопасности   Российской
Федерации;
     развитие и расширение международного сотрудничества Российской
Федерации  в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в
систему мировых хозяйственных связей;
     поддержка и развитие научно-технического потенциала авиации;
     удовлетворение нужд физических и юридических лиц  в  воздушных
перевозках,  авиационных  работах  и  услугах  и  защита их прав на
безопасные,  качественные  и  экономичные  воздушные  перевозки   и
авиационные работы и услуги;
     совершенствование и   модернизация   авиационной   техники   и
обеспечение ее конкурентоспособности;
     обеспечение строительства аэродромов и аэропортов,  отвечающих
международным стандартам;
     создание рынка авиационных работ и услуг;
     создание системы  лизинга  российской  гражданской авиационной
техники как основы обновления парка летательных аппаратов, создание
выгодных экономических условий российским и иностранным юридическим
лицам, а также физическим лицам для вложения средств в приобретение
указанной авиационной техники;
     создание новых рабочих мест.

     Статья 3. Основные принципы развития авиации

     Основными принципами развития авиации являются:
     приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения
безопасности Российской Федерации;
     программно-целевой подход    к    развитию    государственной,
гражданской и экспериментальной  авиации,  разработке,  созданию  и
производству авиационной техники;
     государственный  контроль  (надзор)  за  развитием  авиации  в
соответствии с законодательством Российской Федерации; (В  редакции
Федерального закона от 14.10.2014 г. N 307-ФЗ)
     равноправное и  взаимовыгодное  международное   сотрудничество
Российской Федерации в области развития авиации.

              ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
                         РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ

     Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации
               в области развития авиации

     Правительство Российской   Федерации   в   целях   обеспечения
проведения  единой  государственной  политики  в  области  развития
авиации:
     разрабатывает федеральные целевые программы развития авиации;
     реализует меры  по  развитию  авиации  в  интересах  обороны и
безопасности Российской Федерации,  реализации внешней и внутренней
политики Российской Федерации;
     координирует международное сотрудничество Российской Федерации
в области развития авиации и осуществляет контроль за разработкой и
реализацией   международных   авиационных   проектов   с   участием
Российской Федерации;
     утверждает   классификацию   работ  по  содержанию  и  ремонту
аэродромов   гражданской   авиации,   находящихся   в   федеральной
собственности,  нормативы  финансовых  затрат  на  их  содержание и
ремонт,  а  также правила расчета размера бюджетных ассигнований на
указанные цели; (Абзац     дополнен     -     Федеральный     закон
от 13.07.2015 г. N 254-ФЗ)
     осуществляет иные  полномочия  в  области  развития   авиации,
возложенные  на  него  федеральными  законами  и указами Президента
Российской Федерации.

     Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной
               власти в области развития авиации

     1. Полномочия  федеральных  органов  исполнительной  власти  в
области развития авиации определяются и реализуются в  соответствии
с законодательством Российской Федерации.
     2. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной
власти:
     участвуют в  реализации  государственной  политики  в  области
развития авиации в пределах своих полномочий;
     разрабатывают предложения о проведении единой  государственной
политики в области развития авиации;
     осуществляют в   пределах   своих    полномочий    координацию
разработки,  производства и испытаний авиационной техники, создания
новых авиационных технологий,  а  также  взаимодействие  в  области
развития авиации;
     осуществляют управление развитием авиации в интересах  обороны
и безопасности Российской Федерации, организуют выполнение работ по
созданию авиационной техники;
     организуют выполнение        научно-исследовательских        и
опытно-конструкторских работ по созданию авиационной техники;
     организуют создание    и   развитие   экспериментальной   базы
авиационной промышленности;
     обеспечивают в   пределах   своих   полномочий   совместно   с
заинтересованными  федеральными  органами   исполнительной   власти
реализацию    международных    договоров    Российской   Федерации,
международных авиационных проектов  и  программ  развития  авиации,
авиационной техники и авиационной инфраструктуры;
     организуют сертификацию  авиационной  техники,  в  том   числе
авиационной  техники  двойного  назначения,  и объектов авиационной
инфраструктуры  в  соответствии  с   законодательством   Российской
Федерации;
     осуществляют  лицензирование  отдельных  видов  деятельности в
области  авиации  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации; (В          редакции         Федерального         закона
от 14.10.2014 г. N 307-ФЗ)
     осуществляют государственный контроль (надзор) в  соответствии
с законодательством Российской Федерации; (В  редакции Федерального
закона от 14.10.2014 г. N 307-ФЗ)
     участвуют в   формировании   рынка   воздушных   перевозок   и
авиационных работ и услуг;
     осуществляют другие полномочия, установленные законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Статья 6. Эксплуатация авиационной техники

     1. Эксплуатация авиационной техники осуществляется при условии
государственной  регистрации  такой  техники  и  прав  на   нее   в
установленном порядке.
     2. Авиационная  техника,  снятая  с   эксплуатации,   подлежит
утилизации  или  может  быть  реализована образовательным,  научным
учреждениям,  учреждениям  культуры  и  организациям   в   порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.

     Статья 7. Сертификация и лицензирование в области развития
               авиации

     1. Юридические лица осуществляют  разработку,  производство  и
испытания  авиационной  техники,  в  том  числе авиационной техники
двойного  назначения,   при   наличии   соответствующих   лицензий,
сертификатов   и   при   условии  выполнения  требований  сохранять
государственную,  служебную и коммерческую тайны в  соответствии  с
законами   и   иными   нормативными   правовыми  актами  Российской
Федерации.
     2. Обеспечение  надежности эксплуатируемой авиационной техники
возлагается на ее разработчиков, производителей и эксплуатантов.

     Статья 8. Обеспечение безопасности при разработке,
               производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте
               и утилизации авиационной техники

     1.   Мероприятия   по   контролю   за  соблюдением  требований
безопасности     при    разработке,    производстве,    испытаниях,
эксплуатации,    ремонте    и    утилизации   авиационной   техники
осуществляются   федеральными   органами   исполнительной   власти,
уполномоченными    на   осуществление   государственного   контроля
(надзора)  в соответствии с законодательством Российской Федерации,
в пределах своей компетенции. (В   редакции   Федерального   закона
от 14.10.2014 г. N 307-ФЗ)
     2.  Обеспечение  безопасности  при  разработке,  производстве,
испытаниях,  эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники
возлагается  на  авиационные  организации, осуществляющие указанные
виды работ и услуг. (В       редакции      Федерального      закона
от 14.10.2014 г. N 307-ФЗ)

          ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
                    В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ

     Статья 9. Государственная поддержка развития авиации

     Государственная поддержка   развития   авиации  осуществляется
путем:
     проведения бюджетной    политики,    обеспечивающей   развитие
авиации;
     предоставления в  установленном  законом  порядке  налоговых и
иных льгот российским и иностранным инвесторам, принимающим участие
в       финансировании       фундаментальных      и      прикладных
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
     предоставления в установленном законом порядке налоговых льгот
российским    авиационным     организациям,     приобретающим     и
эксплуатирующим  российскую  авиационную  технику,  в  том числе на
лизинговой основе;
     защиты интересов   граждан   и   юридических   лиц  Российской
Федерации,  осуществляющих деятельность в области развития авиации,
в международных организациях;
     информационного и правового обеспечения развития авиации.

     Статья 10. Основы финансирования развития авиации

     1. Финансирование  развития   авиации   осуществляется   путем
выделения  средств  из  федерального  бюджета  и бюджетов субъектов
Российской Федерации  на  федеральные  целевые  программы  в  целях
обеспечения   государственных   нужд   (разработки,   производства,
испытаний,  эксплуатации, ремонта и утилизации авиационной техники)
в порядке, установленном законодательством.
     2. Государственные заказчики и исполнители авиационных работ и
услуг  вправе  привлекать внебюджетные источники финансирования,  в
том числе собственные средства.

     Статья 11. Приватизация в области авиации

     Приватизация государственного  и   муниципального   имущества,
включая   организации,   обеспечивающие  разработку,  производство,
испытания,  эксплуатацию,  ремонт и утилизацию авиационной техники,
соответствующего  имущества  и  объектов авиационной инфраструктуры
осуществляется   в   порядке,   предусмотренном   законодательством
Российской Федерации о приватизации.

     Статья 12. (Утратила      силу     -     Федеральный     закон
от 29.04.2008 г. N 58-ФЗ)

     Статья 13. Национализация в области развития авиации

     Государство в целях  обеспечения  своих  интересов  в  области
развития   авиации   вправе   на   основании   федерального  закона
национализировать  (обратить   в   государственную   собственность)
имущество,  находящееся  в  собственности  физических и юридических
лиц.

     Статья 13-1. Передача аэропортов и (или) аэродромов
                  гражданской авиации из федеральной собственности
                  в собственность или управление субъекта
                  Российской Федерации

     1. Передача  аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации
из федеральной собственности в  собственность  субъекта  Российской
Федерации   осуществляется  на  основании  направляемого  в  высший
исполнительный орган  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации   перечня   аэропортов  и  (или)  аэродромов  гражданской
авиации,  расположенных на территории субъекта Российской Федерации
(далее - перечень).
     2. Формирование   перечня   и   направление   его   в   высший
исполнительный  орган  государственной  власти  субъекта Российской
Федерации осуществляются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим  функции  по управлению государственным имуществом в
сфере гражданской  авиации,  на  основании  данных  государственной
регистрации аэропортов и (или) аэродромов.
     3.  В перечень включаются расположенные на территории субъекта
Российской   Федерации  аэропорты  и  (или)  аэродромы  гражданской
авиации,  находящиеся  в  федеральной собственности (за исключением
аэродромов совместного базирования). (В    редакции    Федерального
закона от 13.07.2015 г. N 254-ФЗ)
     4. Субъект    Российской    Федерации    вправе   получить   в
собственность аэропорты и (или) аэродромы,  включенные в  перечень.
Для   получения   указанных   аэропортов   и   (или)  аэродромов  в
собственность субъекта Российской Федерации  высший  исполнительный
орган   государственной   власти   субъекта   Российской  Федерации
направляет   в    федеральный    орган    исполнительной    власти,
осуществляющий  функции  по управлению государственным имуществом в
сфере гражданской  авиации,  заявку  на  передачу  в  собственность
субъекта   Российской  Федерации  аэропортов  и  (или)  аэродромов,
включенных в перечень.
     5. Федеральный  орган  исполнительной  власти,  осуществляющий
функции  по   управлению   государственным   имуществом   в   сфере
гражданской  авиации,  в  течение  45  календарных  дней  с момента
получения от высшего исполнительного органа государственной  власти
субъекта  Российской  Федерации  заявки на передачу в собственность
субъекта  Российской  Федерации  аэропортов  и  (или)   аэродромов,
включенных в перечень, в соответствии с данной заявкой представляет
в Правительство Российской Федерации проект решения  о  передаче  в
собственность  субъекта Российской Федерации указанных аэропортов и
(или) аэродромов.
     6. Правительство Российской Федерации в течение 45 календарных
дней с момента поступления от  федерального  органа  исполнительной
власти,   осуществляющего  функции  по  управлению  государственным
имуществом в сфере гражданской авиации,  проекта решения о передаче
в  собственность  субъекта  Российской Федерации аэропортов и (или)
аэродромов,  включенных в перечень,  принимает решение о передаче в
собственность  субъекта Российской Федерации указанных аэропортов и
(или) аэродромов.
     7. При  передаче в собственность субъекта Российской Федерации
имущества аэропортов и  (или)  аэродромов  объекты  Единой  системы
организации  воздушного  движения передаче в собственность субъекта
Российской Федерации не подлежат.
     8. Право   собственности   субъекта  Российской  Федерации  на
передаваемые  из  федеральной  собственности  аэропорты   и   (или)
аэродромы,  включенные  в  перечень,  считается  возникшим  со  дня
государственной регистрации указанного права собственности в Едином
государственном  реестре  прав  на  недвижимое имущество и сделок с
ним.
     9. Передача  в  собственность  субъекта  Российской  Федерации
аэропортов   и   (или)   аэродромов,   включенных    в    перечень,
осуществляется  с учетом положений части 11 статьи 154 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ  "О  внесении  изменений  в
законодательные  акты  Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием  федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах  организации  законодательных
(представительных)  и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих  принципах  организации
местного самоуправления в Российской Федерации".
     10. Органы   государственной   власти   субъекта    Российской
Федерации   не   вправе  без  согласования  с  федеральным  органом
исполнительной  власти,  осуществляющим   функции   по   управлению
государственным    имуществом    в   сфере   гражданской   авиации,
осуществлять перепрофилирование и  (или)  прекращение  эксплуатации
аэропортов и (или) аэродромов,  переданных в собственность субъекта
Российской  Федерации,  а  также  иные   действия,   приводящие   к
невозможности использования указанных аэропортов и (или) аэродромов
по целевому назначению.
     11.   Аэропорты,   находящиеся   в   собственности  Российской
Федерации,  по  соглашению  с  Правительством  Российской Федерации
могут  передаваться  в  управление  субъекту Российской Федерации в
порядке,  установленном настоящей статьей для передачи аэропортов и
(или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в
собственность   субъекта  Российской  Федерации.  Право  управления
аэропортами  федерального  значения возникает у субъекта Российской
Федерации  со  дня,  установленного  соглашением  о  передаче таких
аэропортов в управление субъекта Российской Федерации. (В  редакции
Федерального закона от 13.07.2015 г. N 254-ФЗ)
     (Статья  дополнена  -  Федеральный  закон  от  18.10.2007 г. N
230-ФЗ)

     Статья 13-2. Существенные условия договоров аренды
                  аэродромов, находящихся в федеральной
                  собственности, и порядок определения размера
                  арендной платы

     Существенные условия договоров аренды аэродромов,  находящихся
в федеральной собственности, порядок определения  размера  арендной
платы и  порядок,  условия  и  сроки  ее  внесения  устанавливаются
Правительством Российской Федерации. (Статья       дополнена      -
Федеральный закон от 26.04.2016 г. N 111-ФЗ)

            ГЛАВА IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ
                  НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

     Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего
                Федерального закона

     Лица, виновные в  нарушении  настоящего  Федерального  закона,
несут ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

     Статья 15. Порядок вступления в силу настоящего Федерального
                закона

     Настоящий Федеральный   закон  вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования.

     Статья 16. Приведение нормативных правовых актов
                в соответствие с настоящим Федеральным
                законом

     Предложить Президенту   Российской   Федерации   и    поручить
Правительству   Российской   Федерации  привести  свои  нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


     Президент Российской Федерации                        Б.Ельцин

     Москва, Кремль
     8 января 1998 года
     N 10-ФЗ

Информация по документу
Читайте также