Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 297-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                    от 3 марта 2012 г. N 297-р

                              МОСКВА

    (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации
                    от 28.08.2014 г. N 1652-р)


     1. Утвердить   прилагаемые   Основы  государственной  политики
использования    земельного    фонда    Российской   Федерации   на
2012-2020 годы. (В  редакции  Распоряжения Правительства Российской
Федерации от 28.08.2014 г. N 1652-р)
     2. Минэкономразвития   России   с   участием  заинтересованных
федеральных   органов   исполнительной  власти  в  3-месячный  срок
разработать  и  внести  в  Правительство  Российской Федерации план
мероприятий    по   реализации   Основ   государственной   политики
использования    земельного    фонда    Российской   Федерации   на
2012-2020 годы. (В  редакции  Распоряжения Правительства Российской
Федерации от 28.08.2014 г. N 1652-р)
     3. Рекомендовать   органам   исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации при формировании и осуществлении региональных
программ   социально-экономического  развития  учитывать  положения
Основ   государственной  политики  использования  земельного  фонда
Российской Федерации на 2012-2020 годы. (В   редакции  Распоряжения
Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 г. N 1652-р)


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                   В.Путин
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНЫ
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 3 марта 2012 г.
     N 297-р


                            О С Н О В Ы
государственной политики использования земельного фонда Российской
                    Федерации на 2012-2020 годы

    (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации
                    от 28.08.2014 г. N 1652-р)

                        I. Общие положения

     Государственная  политика  Российской  Федерации по управлению
земельным   фондом  Российской  Федерации  (далее - государственная
политика  по  управлению земельным фондом) направлена на создание и
совершенствование    правовых,    экономических,    социальных    и
организационных   условий   для   развития   земельных   отношений,
осуществляется  исходя  из  понимания  о  земельных участках как об
особых  объектах  природного  мира,  используемых в качестве основы
жизни  и  деятельности  человека,  средства производства в сельском
хозяйстве  и  иной  деятельности,  и  одновременно как о недвижимом
имуществе с особым правовым режимом.
     Настоящий   документ   определяет   основные  цели,  задачи  и
направления   реализации  государственной  политики  по  управлению
земельным   фондом,   под   которым  понимается  совокупность  всех
земельных  участков  и  земель, расположенных в границах территории
Российской  Федерации  (далее  соответственно - земельные  участки,
земли).

            II. Цели и задачи государственной политики
                  по управлению земельным фондом

     Целями   государственной   политики  по  управлению  земельным
фондом   являются  повышение  эффективности  использования  земель,
охрана  земель как основного компонента окружающей среды и главного
средства   производства   в   сельском  хозяйстве  при  обеспечении
продовольственной безопасности страны.
     Основными  задачами  государственной  политики  по  управлению
земельным фондом являются:
     создание  условий для организации рационального и эффективного
использования   земельных   участков,   включающих   в   себя  учет
общественных  и  отраслевых  потребностей,  требования  устойчивого
развития  территорий,  а  также соблюдение гарантий прав участников
земельных отношений;
     обеспечение  охраны  природы  и  окружающей среды, в том числе
охраны земель и сохранения объектов культурного наследия;
     сохранение и повышение качественного состояния земель;
     сохранение  статуса  особо охраняемых природных территорий как
особо охраняемых земель в составе земельного фонда;
     обеспечение  условий  для повышения эффективности гражданского
оборота  земельных  участков,  в  том  числе направленных на защиту
прав    на    недвижимое    имущество,   а   также   для   снижения
административных    барьеров    и    обеспечения    налогообложения
недвижимости.

        III. Основные направления государственной политики
                  по управлению земельным фондом

     Основными направлениями государственной политики по управлению
земельным фондом являются:
     совершенствование   порядка   определения   правового   режима
земельных участков путем исключения из земельного  законодательства
принципа деления земель по целевому назначению на категории;
     совершенствование порядка  предоставления  земельных  участков
гражданам и организациям;
     обеспечение гарантий прав на землю и защита  прав  и  законных
интересов  собственников,  землепользователей,  землевладельцев   и
арендаторов земельных участков;
     совершенствование порядка образования земельных участков;
     совершенствование  государственного   земельного   надзора   и
муниципального земельного контроля;
     совершенствование  порядка  изъятия  земельных  участков   для
государственных и муниципальных нужд;
     совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с
их ненадлежащим использованием,  включая  уточнение  оснований  для
такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и
органов  местного  самоуправления  при  осуществлении  мероприятий,
связанных с изъятием;
     уточнение порядка установления ограничений прав  собственности
на земельный участок без изъятия земельного участка, а  также  прав
ограниченного  пользования  чужим   земельным   участком   (далее -
сервитут) для обеспечения размещения линейных объектов и  объектов,
связанных  с  пользованием  недрами,  имеющих  государственное  или
муниципальное значение;
     развитие государственного мониторинга земель;
     совершенствование   взаимодействия   органов   государственной
власти  и  органов  местного   самоуправления   при   осуществлении
государственной политики по управлению земельным  фондом,  а  также
порядка предоставления государственных услуг  в  области  земельных
отношений;
     установление механизмов защиты сельскохозяйственных земель  от
выбытия из сельскохозяйственного оборота;
     совершенствование оборота сельскохозяйственных земель;
     совершенствование землеустройства.
     Совершенствование   порядка   определения   правового   режима
земельных участков путем исключения из земельного  законодательства
принципа  деления  земель  по  целевому  назначению  на   категории
предусматривает в том числе:
     определение правового режима земельных участков  на  основании
видов  разрешенного  использования  в  соответствии  с  документами
территориального планирования, в том числе создание  классификатора
видов разрешенного использования земельных участков;
     обеспечение защиты от произвольного  и  (или)  необоснованного
изменения видов разрешенного использования земельных  участков  при
осуществлении территориального зонирования, в том числе обеспечение
сохранения особо ценных земель;
     установление  допустимого  соотношения   между   основными   и
вспомогательными  видами   разрешенного   использования   земельных
участков;
     установление   порядка    определения    видов    разрешенного
использования  земельных   участков   при   отсутствии   документов
территориального планирования.
     Совершенствование порядка  предоставления  земельных  участков
гражданам и организациям предусматривает в том числе:
     предоставление земельных  участков  на  торгах,  проводимых  в
общем порядке в виде открытых аукционов;
     установление   перечня   случаев   льготного    предоставления
земельных участков (без торгов, по льготной цене  или  бесплатно  и
др.),  в  том  числе  с учетом  необходимости  поддержки   развития
отраслей  экономики,  социальной   поддержки   населения,   включая
повышение уровня жизни сельского населения и коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской  Федерации,  а
также обеспечения обороны и  безопасности  государства,  сохранения
природы и объектов культурного наследия;
     совершенствование порядка передачи земельных участков с одного
уровня публичной власти на другой в целях рационального  управления
землями, в том числе муниципальным образованиям для обеспечения  их
развития.
     Обеспечение гарантий прав на землю и защита  прав  и  законных
интересов  собственников,  землепользователей,  землевладельцев   и
арендаторов земельных участков предусматривают в том числе:
     уточнение перечня вещных прав на земельные участки, подлежащих
государственной регистрации;
     совершенствование порядка применения приобретательной давности
в  качестве  основания  для  возникновения   права   собственности,
обеспечение  дополнительной  защиты  для  собственников   земельных
участков, права которых были зарегистрированы;
     установление    возможности    предъявления    собственниками,
землепользователями,  землевладельцами  и  арендаторами   земельных
участков требований об их выкупе или возмещении  убытков  в  случае
ограничений   использования   земельных   участков   в   связи    с
установлением охранных и санитарно-защитных зон;
     установление  порядка   учета   мнения   правообладателя   при
изменении видов разрешенного  использования  земельных  участков  и
порядка возмещения  убытков,  причиненных  решениями  об  изменении
видов разрешенного  использования  или  решениями  об  установлении
ограничений прав на землю без согласия  правообладателя  земельного
участка.
     Совершенствование  порядка  образования   земельных   участков
предусматривает в том числе:
     установление  единого  документа,  составляемого   для   целей
образования  земельных  участков,  а   также   требований   к   его
содержанию, разработке, согласованию и утверждению, в том  числе  в
электронном виде;
     обеспечение   условий   для    одновременного    осуществления
кадастрового учета  и  регистрации  прав  на  образуемые  земельные
участки, в том числе принадлежащие нескольким лицам;
     установление порядка образования земельных  участков  с  целью
устранения недостатков, препятствующих рациональному  использованию
и охране земель (вклинивание,  вкрапливание,  изломанность  границ,
чересполосица, невозможность размещения объектов недвижимости).
     Совершенствование  государственного   земельного   надзора   и
муниципального земельного контроля предусматривает в том числе:
     уточнение полномочий органов исполнительной власти  и  органов
местного самоуправления;
     установление    возможности    привлечения    нарушителей    к
ответственности на основании данных дистанционного зондирования;
     повышение ответственности за неиспользование или  ненадлежащее
использование земельных участков, в том числе в части  установления
размера  административного  штрафа  в  зависимости  от  площади   и
кадастровой  стоимости  земельного  участка,  на  котором  допущено
земельное правонарушение.
     Совершенствование  порядка  изъятия  земельных  участков   для
государственных и муниципальных нужд предусматривает в том числе:
     уточнение   порядка    изъятия    земельных    участков    для
государственных или муниципальных нужд;
     уточнение порядка  выявления  и  уведомления  правообладателей
земельных участков о предстоящем  изъятии  земельных  участков  для
государственных или муниципальных нужд, в  том  числе  в  отношении
лиц,  сведения  о  которых  отсутствуют  в  Едином  государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
     установление порядка принятия  решений  об  изъятии  земельных
участков для  государственных  нужд,  включая  определение  органов
исполнительной  власти   или   органов   местного   самоуправления,
уполномоченных принимать указанные решения;
     установление порядка образования земельных  участков,  которые
предстоит изъять, в том числе принудительно;
     установление порядка предоставления земельных участков  взамен
изъятых;
     установление  возможности  привлечения  частных  средств   для
оплаты выкупной цены  и  убытков,  причиняемых  изъятием  земельных
участков;
     уточнение  порядка  оценки  изымаемых  земельных  участков   и
расположенных  на  них  объектов,  установление   порядка   расчета
убытков, причиняемых таким изъятием;
     предоставление дополнительных прав правообладателям  изымаемых
земельных участков (право пользования земельным участком в  течение
определенного времени после его изъятия,  право  на  предоставление
иного недвижимого имущества в зачет стоимости  изъятого  земельного
участка и др.).
     Совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с
их ненадлежащим использованием,  включая  уточнение  оснований  для
такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и
органов  местного  самоуправления  при  осуществлении  мероприятий,
связанных с изъятием, предусматривает в том числе  определение  мер
по   государственной   поддержке    мероприятий    по    вовлечению
неиспользуемых  земельных  участков  в   хозяйственный   оборот   и
эффективному использованию мелиорированных земель.
     Уточнение порядка установления ограничений прав  собственности
на земельный участок без изъятия земельного участка, а  также  прав
ограниченного     пользования     чужим     земельным      участком
(далее - сервитут) для обеспечения размещения линейных  объектов  и
объектов, связанных с пользованием недрами, имеющих государственное
или муниципальное значение, предусматривает в том числе:
     установление условий размещения линейных объектов и  объектов,
связанных с пользованием недрами на землях  и  земельных  участках,
вне  зависимости  от  факта   государственной   регистрации   права
собственности на такие земли и земельные участки;
     установление возможности строительства или размещения линейных
объектов, за исключением особо опасных  (железные  и  автомобильные
дороги, газопроводы высокого  давления),  а  также  ряда  объектов,
связанных с пользованием недрами, на  земельных  участках  (землях)
любого разрешенного использования,  за  исключением  тех  земельных
участков, на которых такая хозяйственная деятельность запрещена;
     определение  порядка  установления  сервитутов,  при   котором
сервитут устанавливается в  связи  с  обращением  заинтересованного
лица, на основании схемы  границ  сервитута  на  кадастровой  карте
территории;
     изменение порядка оформления сервитута  в  части  установления
возможности включения сведений о границах  сервитута,  указанных  в
схеме  границ  сервитута  на  кадастровой   карте   территории,   в
государственный  кадастр  недвижимости   в   ходе   информационного
взаимодействия при ведении государственного  кадастра  недвижимости
без   их   последующей   регистрации,   что   позволит   обеспечить
многократное снижение  стоимости  оформления  доступа  к  земельным
участкам (за  счет  отказа  от  уплаты  государственной  пошлины  и
отсутствия необходимости проведения кадастровых работ);
     уточнение порядка внесения платы за сервитут, в  том  числе  в
части отказа от внесения платы за сервитут в  виде  единовременного
платежа.
     Развитие государственного мониторинга земель предусматривает в
том числе:
     установление особенностей государственного мониторинга  земель
в зависимости от целевого назначения и  разрешенного  использования
таких земель;
     создание  информационных   систем,   содержащих   сведения   о
результатах государственного мониторинга земель;
     совершенствование   информационного   взаимодействия   органов
государственной  власти  и  органов  местного  самоуправления   при
осуществлении государственного мониторинга земель;
     своевременное выявление  изменений  состояния  земель,  оценку
этих изменений, прогноз и выработку рекомендаций по  предупреждению
и устранению последствий негативных процессов;
     информационное   обеспечение    государственного    земельного
контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области
государственного и муниципального управления земельными  ресурсами,
а также землеустройства;
     обеспечение граждан, юридических лиц, органов  государственной
власти и органов местного самоуправления  информацией  о  состоянии
земель.
     Совершенствование   взаимодействия   органов   государственной
власти  и  органов  местного   самоуправления   при   осуществлении
государственной политики по управлению земельным  фондом,  а  также
порядка предоставления государственных услуг  в  области  земельных
отношений предусматривает в том числе:
     исключение требований о представлении  заявителем  документов,
которые могут быть  получены  органами  исполнительной  власти  или
органами местного самоуправления в порядке запроса у  иных  органов
власти;
     переход к электронному документообороту  в  основном  с  целью
увеличения скорости обмена данными и удешевления документооборота;
     опубликование  в  электронном  виде   документов,   касающихся
порядка предоставления государственных услуг  в  области  земельных
отношений,  возможностей   и   условий   предоставления   земельных
участков.
     Установление механизмов защиты сельскохозяйственных земель  от
выбытия из  сельскохозяйственного  оборота  предусматривает  в  том
числе:
     выделение в отдельную группу особо ценных сельскохозяйственных
земель с установлением критериев отнесения к таким землям и порядка
установления зон их охраны;
     выполнение работ по определению  местоположения  границ  особо
ценных  сельскохозяйственных  земель  и  границ  зон  их  охраны  с
включением  соответствующих  сведений  в  государственный   кадастр
недвижимости;
     определение   порядка   установления   и    изменения    видов
разрешенного   использования   земельных   участков    в    составе
сельскохозяйственных земель;
     установление  ограничений  на  изменение  видов   разрешенного
использования особо ценных  сельскохозяйственных  земель,  а  также
запрета на добычу общераспространенных полезных ископаемых открытым
способом на сельскохозяйственных угодьях;
     ограничение  случаев  размещения  объектов,  не  связанных   с
сельскохозяйственным   производством,    на    сельскохозяйственных
угодьях;
     выполнение комплекса  мероприятий,  обеспечивающих  увеличение
доли мелиорируемых земель в составе сельскохозяйственных угодий;
     установление  механизма  предоставления   земельных   участков
федеральным   государственным    бюджетным    учреждениям    взамен
используемых земельных участков,  в  отношении  которых  прекращено
право постоянного (бессрочного) пользования.
     Совершенствование    оборота    сельскохозяйственных    земель
предусматривает в том числе:
     завершение процесса выдела земельных участков в счет земельных
долей;
     установление    мер    по    стимулированию    вовлечения    в
сельскохозяйственный  оборот  неиспользуемых   сельскохозяйственных
земель для сельскохозяйственного производства;
     совершенствование порядка оформления земельных долей;
     установление запрета на приобретение  права  собственности  на
земельные   участки   из   состава   сельскохозяйственных    земель
юридическими лицами, учредителями  (участниками)  которых  являются
юридические лица, в уставном  (складочном)  капитале  которых  доля
иностранных граждан, иностранных юридических лиц  составляет  более
чем  50 процентов,  либо  иными  юридическими   лицами,   конечными
бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане  и
(или) лица без гражданства.
     Совершенствование землеустройства предусматривает в том числе:
     уточнение видов работ по землеустройству, их состав и  порядок
проведения таких работ;
     уточнение   требований   к   порядку   проведения   работ   по
землеустройству;
     уточнение требований к подготовке и составу землеустроительной
документации;
     установление  обязанности   для   правообладателей   земельных
участков   в   составе   сельскохозяйственных   земель    проводить
землеустроительные работы по охране сельскохозяйственных  земель  и
организации их рационального использования.
     (Раздел   в  редакции  Распоряжения  Правительства  Российской
Федерации от 28.08.2014 г. N 1652-р)

        IV. Меры по осуществлению государственной политики
                  по управлению земельным фондом

     Государственная   политика   по  управлению  земельным  фондом
осуществляется посредством реализации следующих мероприятий:
     разработка    и    принятие    нормативных   правовых   актов,
направленных  на совершенствование земельно-имущественных отношений
в соответствии с направлениями земельной политики;
     разработка  и  осуществление  государственных  и муниципальных
программ по соответствующим направлениям земельной политики;
     контроль  и  надзор  за  деятельностью  органов исполнительной
власти  и  органов  местного самоуправления по реализации земельной
политики.


                           _____________

Информация по документу
Читайте также