Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 297-р

Документ имеет не последнюю редакцию.
 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                    от 3 марта 2012 г. N 297-р

                              МОСКВА


     1. Утвердить   прилагаемые   Основы  государственной  политики
использования    земельного    фонда    Российской   Федерации   на
2012-2017 годы.
     2. Минэкономразвития   России   с   участием  заинтересованных
федеральных   органов   исполнительной  власти  в  3-месячный  срок
разработать  и  внести  в  Правительство  Российской Федерации план
мероприятий    по   реализации   Основ   государственной   политики
использования    земельного    фонда    Российской   Федерации   на
2012-2017 годы.
     3. Рекомендовать   органам   исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации при формировании и осуществлении региональных
программ   социально-экономического  развития  учитывать  положения
Основ   государственной  политики  использования  земельного  фонда
Российской Федерации на 2012-2017 годы.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                   В.Путин
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНЫ
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 3 марта 2012 г.
     N 297-р


                            О С Н О В Ы
государственной политики использования земельного фонда Российской
                    Федерации на 2012-2017 годы

                        I. Общие положения

     Государственная  политика  Российской  Федерации по управлению
земельным   фондом  Российской  Федерации  (далее - государственная
политика  по  управлению земельным фондом) направлена на создание и
совершенствование    правовых,    экономических,    социальных    и
организационных   условий   для   развития   земельных   отношений,
осуществляется  исходя  из  понимания  о  земельных участках как об
особых  объектах  природного  мира,  используемых в качестве основы
жизни  и  деятельности  человека,  средства производства в сельском
хозяйстве  и  иной  деятельности,  и  одновременно как о недвижимом
имуществе с особым правовым режимом.
     Настоящий   документ   определяет   основные  цели,  задачи  и
направления   реализации  государственной  политики  по  управлению
земельным   фондом,   под   которым  понимается  совокупность  всех
земельных  участков  и  земель, расположенных в границах территории
Российской  Федерации  (далее  соответственно - земельные  участки,
земли).

            II. Цели и задачи государственной политики
                  по управлению земельным фондом

     Целями   государственной   политики  по  управлению  земельным
фондом   являются  повышение  эффективности  использования  земель,
охрана  земель как основного компонента окружающей среды и главного
средства   производства   в   сельском  хозяйстве  при  обеспечении
продовольственной безопасности страны.
     Основными  задачами  государственной  политики  по  управлению
земельным фондом являются:
     создание  условий для организации рационального и эффективного
использования   земельных   участков,   включающих   в   себя  учет
общественных  и  отраслевых  потребностей,  требования  устойчивого
развития  территорий,  а  также соблюдение гарантий прав участников
земельных отношений;
     обеспечение  охраны  природы  и  окружающей среды, в том числе
охраны земель и сохранения объектов культурного наследия;
     сохранение и повышение качественного состояния земель;
     сохранение  статуса  особо охраняемых природных территорий как
особо охраняемых земель в составе земельного фонда;
     обеспечение  условий  для повышения эффективности гражданского
оборота  земельных  участков,  в  том  числе направленных на защиту
прав    на    недвижимое    имущество,   а   также   для   снижения
административных    барьеров    и    обеспечения    налогообложения
недвижимости.

        III. Основные направления государственной политики
                  по управлению земельным фондом

     Основными    направлениями    государственной    политики   по
управлению земельным фондом являются:
     совершенствование   порядка   определения   правового   режима
земельных  участков путем исключения из земельного законодательства
принципа деления земель по целевому назначению на категории;
     совершенствование  порядка  предоставления  земельных участков
гражданам и организациям;
     обеспечение  гарантий  прав  на землю и защита прав и законных
интересов   собственников,  землепользователей,  землевладельцев  и
арендаторов земельных участков;
     совершенствование порядка образования земельных участков;
     совершенствование    государственного    земельного    надзора
и муниципального земельного контроля;
     совершенствование   порядка  изъятия  земельных  участков  для
государственных и муниципальных нужд;
     совершенствование  порядка  изъятия земельных участков в связи
с их  ненадлежащим  использованием, включая уточнение оснований для
такого  изъятия,  а также полномочий органов государственной власти
и  органов  местного  самоуправления при осуществлении мероприятий,
связанных с изъятием;
     уточнение  случаев  и  порядка  установления  ограничений прав
собственности  на земельный участок без изъятия земельного участка,
а также  прав  ограниченного  пользования  чужим земельным участком
(далее - сервитут)  для  обеспечения размещения линейных объектов и
объектов,     связанных    с    пользованием    недрами,    имеющих
государственное или муниципальное значение;
     развитие государственного мониторинга земель;
     совершенствование   взаимодействия   органов   государственной
власти   и   органов   местного  самоуправления  при  осуществлении
государственной  политики  по  управлению земельным фондом, а также
совершенствование   порядка  предоставления  государственных  услуг
в области земельных отношений.
     Совершенствование   порядка   определения   правового   режима
земельных  участков путем исключения из земельного законодательства
принципа   деления  земель  по  целевому  назначению  на  категории
предусматривает в том числе:
     определение  правового  режима земельных участков на основании
видов  разрешенного  использования  в  соответствии  с  документами
территориального  планирования, в том числе создание классификатора
видов разрешенного использования земельных участков;
     обеспечение  защиты  от  произвольного и (или) необоснованного
изменения  видов  разрешенного использования земельных участков при
осуществлении    территориального    зонирования,   в   том   числе
обеспечение сохранения особо ценных земель;
     установление   допустимого   соотношения   между  основными  и
вспомогательными   видами   разрешенного   использования  земельных
участков;
     установление    порядка    определения    видов   разрешенного
использования   земельных   участков   при   отсутствии  документов
территориального планирования.
     Совершенствование  порядка  предоставления  земельных участков
гражданам и организациям предусматривает в том числе:
     предоставление  земельных  участков  на  торгах,  проводимых в
общем порядке в виде открытых аукционов;
     установление    перечня   случаев   льготного   предоставления
земельных  участков  (без  торгов, по льготной цене или бесплатно и
др.),   в  том  числе  учитывая  необходимость  поддержки  развития
отраслей   экономики,   социальной   поддержки  населения,  включая
повышение    уровня    жизни   сельского   населения   и   коренных
малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации,  а также обеспечения обороны и безопасности государства,
сохранения природы и объектов культурного наследия;
     совершенствование   порядка   передачи  земельных  участков  с
одного  уровня  публичной  власти  на  другой в целях рационального
управления  землями,  в  том  числе  муниципальным образованиям для
обеспечения их развития.
     Обеспечение  гарантий  прав  на землю и защита прав и законных
интересов   собственников,  землепользователей,  землевладельцев  и
арендаторов земельных участков предусматривают в том числе:
     уточнение   перечня   вещных   прав   на   земельные  участки,
подлежащих государственной регистрации;
     совершенствование    порядка    применения    приобретательной
давности    в    качестве   основания   для   возникновения   права
собственности,  обеспечение дополнительной защиты для собственников
земельных участков, права которых были зарегистрированы;
     установление    возможности    предъявления    собственниками,
землепользователями,   землевладельцами  и  арендаторами  земельных
участков  требований  об  их выкупе или возмещении убытков в случае
ограничений    использования   земельных   участков   в   связи   с
установлением охранных и санитарно-защитных зон;
     установление   порядка   учета   мнения   правообладателя  при
изменении  видов  разрешенного  использования  земельных участков и
порядка  возмещения  убытков,  причиненных  решениями  об изменении
видов  разрешенного  использования  или  решениями  об установлении
ограничений  прав  на землю без согласия правообладателя земельного
участка.
     Совершенствование   порядка   образования  земельных  участков
предусматривает в том числе:
     определение   единого   документа,   составляемого  для  целей
образования   земельных   участков,   а   также  требований  к  его
содержанию,  разработке,  согласованию и утверждению, в том числе в
электронном виде;
     обеспечение    условий    для   одновременного   осуществления
кадастрового  учета  и  регистрации  прав  на  образуемые земельные
участки, в том числе принадлежащие нескольким лицам;
     установление  порядка  образования  земельных участков с целью
устранения  недостатков, препятствующих рациональному использованию
и  охране  земель  (вклинивание, вкрапливание, изломанность границ,
чересполосица, невозможность размещения объектов недвижимости).
     Совершенствование    государственного    земельного    надзора
и муниципального земельного контроля предусматривает в том числе:
     уточнение  полномочий  органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления;
     установление      возможности      привлечения     нарушителей
к ответственности на основании данных дистанционного зондирования;
     повышение  ответственности за неиспользование или ненадлежащее
использование  земельных участков, в том числе в части установления
размера   административного  штрафа  в  зависимости  от  площади  и
кадастровой  стоимости  земельного  участка,  на  котором  допущено
земельное правонарушение.
     Совершенствование   порядка  изъятия  земельных  участков  для
государственных и муниципальных нужд предусматривает в том числе:
     уточнение    случаев    изъятия    земельных    участков   для
государственных или муниципальных нужд;
     уточнение  порядка  выявления  и  уведомления правообладателей
земельных  участков  о  предстоящем  изъятии земельных участков для
государственных  или  муниципальных  нужд,  в том числе особенности
такого  порядка  в  отношении  лиц,  сведения о которых отсутствуют
в Едином  государственном  реестре  прав  на недвижимое имущество и
сделок с ним;
     установление  порядка  принятия  решений  об изъятии земельных
участков  для  государственных  нужд,  включая  определение органов
исполнительной   власти   или   органов   местного  самоуправления,
уполномоченных принимать указанные решения;
     определение  порядка  образования  земельных участков, которые
предстоит изъять, в том числе принудительно;
     установление  порядка предоставления земельных участков взамен
изъятых;
     установление   возможности  привлечения  частных  средств  для
оплаты  выкупной  цены  и  убытков,  причиняемых изъятием земельных
участков;
     уточнение   порядка  оценки  изымаемых  земельных  участков  и
расположенных   на   них  объектов,  установление  порядка  расчета
убытков, причиняемых таким изъятием;
     предоставление  дополнительных прав правообладателям изымаемых
земельных  участков (право пользования земельным участком в течение
определенного  времени  после  его изъятия, право на предоставление
иного  недвижимого  имущества в зачет стоимости изъятого земельного
участка и др.).
     Совершенствование  порядка  изъятия земельных участков в связи
с их  ненадлежащим  использованием, включая уточнение оснований для
такого  изъятия,  а также полномочий органов государственной власти
и органов  местного  самоуправления  при осуществлении мероприятий,
связанных  с изъятием,  предусматривает в том числе определение мер
по    государственной    поддержке    мероприятий   по   вовлечению
неиспользуемых   земельных   участков   в  хозяйственный  оборот  и
эффективному использованию мелиорированных земель.
     Уточнение  случаев  и  порядка  установления  ограничений прав
собственности  на земельный участок без изъятия земельного участка,
а также  прав  ограниченного  пользования  чужим земельным участком
(далее - сервитут)  для  обеспечения размещения линейных объектов и
объектов,     связанных    с    пользованием    недрами,    имеющих
государственное  или  муниципальное значение, предусматривает в том
числе:
     установление  случаев размещения линейных объектов и объектов,
связанных  с  пользованием  недрами  на землях и земельных участках
вне   зависимости   от   факта  государственной  регистрации  права
собственности на такие земли и земельные участки;
     установление    возможности   строительства   или   размещения
линейных   объектов,  за  исключением  особо  опасных  (железные  и
автомобильные  дороги, газопроводы высокого давления), а также ряда
объектов,  связанных  с пользованием недрами, на земельных участках
(землях)  любого  разрешенного  использования,  за  исключением тех
земельных  участков,  на  которых  такая хозяйственная деятельность
запрещена;
     определение   порядка  установления  сервитутов,  при  котором
сервитут  устанавливается  в  связи  с обращением заинтересованного
лица,  на  основании  схемы  границ  сервитута на кадастровой карте
территории;
     изменение  порядка  оформления  сервитута в части установления
возможности  включения  сведений  о границах сервитута, указанных в
схеме   границ   сервитута   на   кадастровой   карте   территории,
в  государственный  кадастр  недвижимости  в  ходе  информационного
взаимодействия  при  ведении государственного кадастра недвижимости
без   их   последующей   регистрации,   что   позволит   обеспечить
многократное  снижение  стоимости  оформления  доступа  к земельным
участкам  (за  счет  отказа  от  уплаты  государственной  пошлины и
отсутствия необходимости проведения кадастровых работ);
     уточнение  порядка  внесения  платы за сервитут, в том числе в
части  отказа  от внесения платы за сервитут в виде единовременного
платежа.
     Развитие  государственного  мониторинга земель предусматривает
в том числе:
     своевременное  выявление  изменений  состояния  земель, оценку
этих  изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению
и устранению последствий негативных процессов;
     информационное    обеспечение    государственного   земельного
контроля  за  использованием  и  охраной  земель,  иных  функций  в
области  государственного  и  муниципального  управления земельными
ресурсами, а также землеустройства;
     обеспечение  граждан, юридических лиц, органов государственной
власти  и  органов  местного самоуправления информацией о состоянии
земель.
     Совершенствование   взаимодействия   органов   государственной
власти   и   органов   местного  самоуправления  при  осуществлении
государственной  политики  по  управлению земельным фондом, а также
совершенствование   порядка  предоставления  государственных  услуг
в области земельных отношений предусматривает в том числе:
     исключение  требований  о представлении заявителем документов,
которые  могут  быть  получены  органами  исполнительной власти или
органами  местного  самоуправления в порядке запроса у иных органов
власти;
     переход  в  основном  к  электронному документообороту с целью
увеличения скорости обмена данными и удешевления документооборота;
     опубликование   в   электронном  виде  документов,  касающихся
порядка  предоставления  государственных  услуг в области земельных
отношений,   возможностей   и   условий   предоставления  земельных
участков.

        IV. Меры по осуществлению государственной политики
                  по управлению земельным фондом

     Государственная   политика   по  управлению  земельным  фондом
осуществляется посредством реализации следующих мероприятий:
     разработка    и    принятие    нормативных   правовых   актов,
направленных  на совершенствование земельно-имущественных отношений
в соответствии с направлениями земельной политики;
     разработка  и  осуществление  государственных  и муниципальных
программ по соответствующим направлениям земельной политики;
     контроль  и  надзор  за  деятельностью  органов исполнительной
власти  и  органов  местного самоуправления по реализации земельной
политики.


                           _____________

Информация по документу
Читайте также