Постановление фас северо-западного округа от 12.07.2004 n а21-1265/04-с1 суд отказал в привлечении общества к административной ответственности за неприменение ккт при осуществлении денежных расчетов с населением при оказании риэлтерских услуг, поскольку вместо ккт общество использовало бланки строгой отчетности, которые были зарегистрированы в имнс, и инспекция не поставила общество в известность о невозможности использования зарегистрированных ею бланков.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2004 года Дело N
А21-1265/04-С1
Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Казанцевой Р.В., Лавриненко Н.В.,
рассмотрев 07.07.2004 в открытом судебном
заседании кассационную жалобу Межрайонной
инспекции Министерства по налогам и сборам
Российской Федерации N 8 по городу
Калининграду на решение Арбитражного суда
Калининградской области от 31.03.2004 по делу N
А21-1265/04-С1 (судья Можегова
Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с
ограниченной ответственностью "Профиль"
(далее - Общество) обратилось в Арбитражный
суд Калининградской области с заявлением о
признании незаконным и отмене
постановления Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 8 по городу Калининграду
(далее - Инспекция) от 12.02.2004 N 245-04 о
привлечении заявителя к административной
ответственности на основании статьи 14.5
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее -
КоАП РФ).
Решением от 31.03.2004
постановление признано незаконным и
отменено.
В апелляционной инстанции
дело не рассматривалось.
В кассационной
жалобе Инспекция просит отменить решение,
ссылаясь на неправильное применение судом
норм материального права.
По мнению
подателя жалобы, для организаций,
занимающихся риэлтерской деятельностью,
бланки строгой отчетности не утверждались,
в связи с чем Общество обязано применять
контрольно-кассовую технику.
Отзыв на
кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены
надлежащим образом о времени и месте
рассмотрения жалобы, однако для участия в
судебном заседании представителей не
направили, в связи с чем жалоба рассмотрена
в их отсутствие.
Законность обжалуемого
судебного акта проверена в кассационном
порядке.
Как следует из материалов дела,
30.12.2003 Инспекция провела проверку
выполнения требований Закона Российской
Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных
карт" (далее - Закон) Обществом при оказании
услуг населению. В результате проверки
установлен факт неприменения
контрольно-кассовой техники при
осуществлении денежных расчетов с
Грибановым А.Ю. по договору от 30.06.2003 N 3, по
условиям которого Общество приняло на себя
обязанность производить анализ рынка
недвижимости, подготовить предложение по
покупке дешевого жилья в городе
Калининграде или Калининградской области.
Административное нарушение зафиксировано
в акте от 10.02.2004 N 000674 и протоколе об
административном правонарушении от 11.02.2004 N
245-04.
Постановлением Инспекции от 12.02.2004 N
245-04 Общество привлечено к административной
ответственности в виде наложения штрафа в
размере 30000 руб.
Общество, считая, что
оно при осуществлении денежных расчетов с
населением не должно применять
контрольно-кассовую технику, поскольку
использует бланки строгой отчетности,
обратилось в суд с заявлением о признании
его незаконным и отмене.
Как следует из
материалов дела, Общество при оказании
риэлтерских услуг населению использовало
бланки строгой отчетности в форме
"квитанция", код по ОКУД 0700001, утвержденные
письмом Министерства финансов Российской
Федерации от 20.04.95 N 16-00-30-35 (далее - Минфин
России).
Пунктом 2 статьи 2 Закона
предусмотрено, что организации и
индивидуальные предприниматели в
соответствии с порядком, определяемым
Правительством Российской Федерации, могут
осуществлять наличные денежные расчеты и
(или) расчеты с использованием платежных
карт без применения контрольно-кассовой
техники в случае оказания услуг населению
при условии выдачи ими соответствующих
бланков строгой отчетности.
Письмом
Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-35 утверждена
форма документа строгой отчетности
"Квитанция (по различным видам оплаты)" код
формы: 0700001 для использования при расчетах с
населением для учета наличных денежных
средств без применения ККМ, при этом не
указывался вид деятельности, для которого
следует использовать данную форму.
Однако в письме Минфина России от 12.03.98 N
16-00-27-11 разъяснено, что указанный выше
документ строгой отчетности разрешен к
применению предприятиями, организациями и
учреждениями Службы лесного хозяйства
Российской Федерации, Министерства
культуры Российской Федерации,
Министерства юстиции Российской Федерации,
Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской
Федерации, Государственного комитета
Российской Федерации
санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации, Государственного
комитета Российской Федерации по
статистике, Департамента
жилищно-коммунального хозяйства Минстроя
России.
В соответствии с письмом
Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-24/70 "О
документах строгой отчетности при
осуществлении денежных расчетов с
населением" утвержденные в установленном
порядке формы документов (бланков) строгой
отчетности распространяются на
организации, занимающиеся теми видами
деятельности, для которых данные формы
утверждены.
Учитывая изложенное,
Общество при осуществлении денежных
расчетов с населением за оказываемые
риэлтерские услуги не вправе использовать
в качестве бланка строгой отчетности форму
квитанции, утвержденную письмом Минфина
России от 20.04.95 N 16-00-30-35. Денежные расчеты
Обществом должны осуществляться с
обязательным применением
контрольно-кассовой техники.
Поэтому
вывод суда о возможности использования
Обществом указанных бланков при
осуществлении риэлтерской деятельности
является ошибочным.
Ссылка суда первой
инстанции на письмо Госналогслужбы России
от 24.03.97 N 16-5-18/233 о возможности использования
указанной квитанции при оказании
риэлтерских услуг не может быть принята во
внимание, поскольку данная форма квитанции
утверждена Минфином России и именно ему
принадлежит право комментировать, для
каких видов деятельности может быть
использована та или иная квитанция.
Комментарий о применении бланков строгой
отчетности изложен Минфином России в
письме от 23.08.2001 N 16-00-24/70.
В то же время
следует признать правильным вывод суда о
том, что основанием для привлечения к
административной ответственности является
виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица.
В
данном случае используемые Обществом
бланки строгой отчетности в апреле 2000 года
были зарегистрированы в Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Октябрьскому району
города Калининграда (правопредшественник
Инспекции). После разъяснений Минфина
России от 23.08.2001 Инспекция не поставила
Общество в известность о невозможности
дальнейшего использования
зарегистрированных ею бланков строгой
отчетности.
В кассационной жалобе
Инспекция, ссылаясь на то, что Общество не
относится к тем предприятиям и
организациям, которые могут использовать
ранее утвержденные формы бланков строгой
отчетности, не обосновала, в силу каких
причин в 2000 году Инспекция
зарегистрировала указанные бланки для
возможного их применения заявителем.
На
основании изложенного, руководствуясь
статьями 286, 287, 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Калининградской области
от 31.03.2004 по делу N А21-1265/04-С1 оставить без
изменения, а кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 8
по городу Калининграду - без
удовлетворения.
Председательствующий
МАРЬЯНКОВА Н.В.
Судьи
КАЗАНЦЕВА
Р.В.
ЛАВРИНЕНКО Н.В.