Постановление фас северо-западного округа от 12.07.2004 n а21-1265/04-с1 суд отказал в привлечении общества к административной ответственности за неприменение ккт при осуществлении денежных расчетов с населением при оказании риэлтерских услуг, поскольку вместо ккт общество использовало бланки строгой отчетности, которые были зарегистрированы в имнс, и инспекция не поставила общество в известность о невозможности использования зарегистрированных ею бланков.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2004 года Дело N А21-1265/04-С1

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Казанцевой Р.В., Лавриненко Н.В., рассмотрев 07.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.2004 по делу N А21-1265/04-С1 (судья Можегова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Профиль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 12.02.2004 N 245-04 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 31.03.2004 постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению подателя жалобы, для организаций, занимающихся риэлтерской деятельностью, бланки строгой отчетности не утверждались, в связи с чем Общество обязано применять контрольно-кассовую технику.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако для участия в судебном заседании представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.12.2003 Инспекция провела проверку выполнения требований Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) Обществом при оказании услуг населению. В результате проверки установлен факт неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с Грибановым А.Ю. по договору от 30.06.2003 N 3, по условиям которого Общество приняло на себя обязанность производить анализ рынка недвижимости, подготовить предложение по покупке дешевого жилья в городе Калининграде или Калининградской области. Административное нарушение зафиксировано в акте от 10.02.2004 N 000674 и протоколе об административном правонарушении от 11.02.2004 N 245-04.
Постановлением Инспекции от 12.02.2004 N 245-04 Общество привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 30000 руб.
Общество, считая, что оно при осуществлении денежных расчетов с населением не должно применять контрольно-кассовую технику, поскольку использует бланки строгой отчетности, обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Как следует из материалов дела, Общество при оказании риэлтерских услуг населению использовало бланки строгой отчетности в форме "квитанция", код по ОКУД 0700001, утвержденные письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.95 N 16-00-30-35 (далее - Минфин России).
Пунктом 2 статьи 2 Закона предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Письмом Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-35 утверждена форма документа строгой отчетности "Квитанция (по различным видам оплаты)" код формы: 0700001 для использования при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения ККМ, при этом не указывался вид деятельности, для которого следует использовать данную форму.
Однако в письме Минфина России от 12.03.98 N 16-00-27-11 разъяснено, что указанный выше документ строгой отчетности разрешен к применению предприятиями, организациями и учреждениями Службы лесного хозяйства Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России.
В соответствии с письмом Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-24/70 "О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением" утвержденные в установленном порядке формы документов (бланков) строгой отчетности распространяются на организации, занимающиеся теми видами деятельности, для которых данные формы утверждены.
Учитывая изложенное, Общество при осуществлении денежных расчетов с населением за оказываемые риэлтерские услуги не вправе использовать в качестве бланка строгой отчетности форму квитанции, утвержденную письмом Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-35. Денежные расчеты Обществом должны осуществляться с обязательным применением контрольно-кассовой техники.
Поэтому вывод суда о возможности использования Обществом указанных бланков при осуществлении риэлтерской деятельности является ошибочным.
Ссылка суда первой инстанции на письмо Госналогслужбы России от 24.03.97 N 16-5-18/233 о возможности использования указанной квитанции при оказании риэлтерских услуг не может быть принята во внимание, поскольку данная форма квитанции утверждена Минфином России и именно ему принадлежит право комментировать, для каких видов деятельности может быть использована та или иная квитанция. Комментарий о применении бланков строгой отчетности изложен Минфином России в письме от 23.08.2001 N 16-00-24/70.
В то же время следует признать правильным вывод суда о том, что основанием для привлечения к административной ответственности является виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.
В данном случае используемые Обществом бланки строгой отчетности в апреле 2000 года были зарегистрированы в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Калининграда (правопредшественник Инспекции). После разъяснений Минфина России от 23.08.2001 Инспекция не поставила Общество в известность о невозможности дальнейшего использования зарегистрированных ею бланков строгой отчетности.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на то, что Общество не относится к тем предприятиям и организациям, которые могут использовать ранее утвержденные формы бланков строгой отчетности, не обосновала, в силу каких причин в 2000 году Инспекция зарегистрировала указанные бланки для возможного их применения заявителем.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.2004 по делу N А21-1265/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий
МАРЬЯНКОВА Н.В.
Судьи
КАЗАНЦЕВА Р.В.
ЛАВРИНЕНКО Н.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также