Постановление фас северо-западного округа от 12.07.2004 n а13-11715/03-15 при новом рассмотрении дела о признании недействительным решения имнс о доначислении кооперативу акциза на нефтепродукты суду необходимо установить правомерность включения инспекцией в расчет акциза счетов-фактур и авансовых отчетов физических лиц, выставленных кооперативу после аннулирования свидетельства кооператива о регистрации его в качестве лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2004 года Дело N
А13-11715/03-15
Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Малышевой Н.Н., судей
Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В., рассмотрев
08.07.04 в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 1 по Вологодской области
на решение от 24.02.04 (судья Пестерева О.Ю.) и
постановление апелляционной инстанции от
14.04.04 (судьи Маганова Т.В., Чельцова Н.С.,
Ралько О.Б.) Арбитражного суда Вологодской
области по делу N
А13-11715/03-15,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный
производственный кооператив "Племенной
конный завод "Вологодский" (далее -
кооператив) обратился в Арбитражный суд
Вологодской области с заявлением о
признании недействительными решения
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по
Вологодскому району (после реорганизации -
Межрайонная инспекция Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 1
по Вологодской области; далее - Инспекция)
от 26.11.03 N 47, а также требований от 26.11.03 N 1533 об
уплате налога и N 1544 об уплате штрафных
санкций.
Решением от 24.02.04 суд
удовлетворил требования заявителя.
Постановлением от 14.04.04 апелляционная
инстанция оставила решение суда от 24.02.04 без
изменения.
В кассационной жалобе
Инспекция просит отменить судебные акты и
принять по делу новое решение, ссылаясь на
неправильное применение судами первой и
апелляционной инстанций норм
материального права - статьи 179.1 и подпункта
3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кассационная жалоба рассмотрена в
отсутствие представителей сторон,
надлежащим образом извещенных о времени и
месте судебного заседания.
Законность
обжалуемых судебных актов проверена в
кассационном порядке.
Из материалов
дела следует, что Инспекция провела
выездную налоговую проверку полноты и
правильности исчисления и уплаты в бюджет
кооперативом акцизов за период с 01.01.03 по
30.06.03.
В ходе проверки налоговый орган
установил, что кооператив, имевший на
период с 28.02.03 по 13.05.03 свидетельство о
регистрации в качестве лица, совершающего
операции с нефтепродуктами, не исчислил и
не уплатил 46042 руб. 71 коп. акциза.
По
результатам проверки Инспекцией составлен
акт от 21.10.03 N 47 и с учетом представленных
налогоплательщиком возражений принято
решение от 26.11.03 N 47 о привлечении
кооператива к налоговой ответственности,
предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в
виде взыскания 9208 руб. 54 коп. штрафа. Кроме
того, данным решением налогоплательщику
предложено уплатить 46042 руб. 71 коп. акциза и
3522 руб. 27 коп. пеней.
В требованиях от
26.11.03 N 1533 об уплате налога и N 1544 об уплате
штрафных санкций кооперативу предложено
уплатить начисленные в соответствии с
решением Инспекции от 21.11.03 N 44 суммы налога,
пеней и штрафа в срок до 01.12.03.
Удовлетворяя требования кооператива, суд
исходил из того, что для уплаты акциза при
приобретении его, в том числе в
собственность, необходимы два условия:
наличие свидетельства и приобретение
нефтепродуктов с целью их последующей
реализации. Поскольку кооператив
приобретал нефтепродукты для собственных
нужд и налоговым органом не установлено
операций по их реализации третьим лицам, то
доначисление акциза Инспекцией с
начислением финансовых санкций и пеней суд
посчитал неправомерным.
Кассационная
инстанция, изучив материалы дела и доводы
жалобы Инспекции, проверив правильность
применения судами первой и апелляционной
инстанций норм материального права,
считает, что обжалуемые судебные акты
подлежат отмене, а дело - направлению на
новое рассмотрение.
Согласно статье 179
НК РФ плательщиками акциза признаются
организации, индивидуальные
предприниматели и лица, признаваемые
налогоплательщиками в связи с перемещением
товаров через таможенную границу
Российской Федерации, определяемые в
соответствии с Таможенным кодексом
Российской Федерации, если они совершают
операции, подлежащие налогообложению в
соответствии с главой 22 Налогового кодекса
Российской Федерации.
В статье 182 НК РФ
приведен перечень операций, которые
признаются объектом обложения акцизом,
причем операции с нефтепродуктами выделены
отдельно.
С 01.01.02 вступила в силу статья
179.1 НК РФ, в соответствии с которой
организациям и индивидуальным
предпринимателям, осуществляющим
производство, оптовую, оптово-розничную и
розничную реализацию нефтепродуктов,
выдаются свидетельства о регистрации лица,
совершающего операции с нефтепродуктами.
Из содержания названной статьи следует, что
свидетельство выдается только тем лицам,
которые имеют в собственности мощности,
необходимые для осуществления
соответствующего вида деятельности.
Как указано в пункте 3 статьи 179.1 НК РФ,
порядок выдачи свидетельства определяется
Министерством Российской Федерации по
налогам и сборам. Такой порядок утвержден
приказом Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам от 06.02.2003 N
БГ-3-03/52.
Федеральным законом от 24.07.02 N
110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации" (в
редакции Федерального закона от 31.12.02 N 191-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в главы
22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской
Федерации") в статью 182 НК РФ внесены
изменения, вступившие в силу с 01.01.03.
Так,
согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ
(в редакции, действовавшей с 01.01.03) объектом
налогообложения признается получение
нефтепродуктов организацией или
индивидуальным предпринимателем, имеющими
свидетельство. При этом для целей
исчисления акциза получением
нефтепродуктов признаются приобретение
нефтепродуктов в собственность;
оприходование нефтепродуктов, полученных в
счет оплаты услуг по их производству из
давальческого сырья и материалов (в том
числе из подакцизных нефтепродуктов);
оприходование подакцизных нефтепродуктов,
самостоятельно произведенных из
собственного сырья и материалов (в том
числе подакцизных нефтепродуктов);
получение собственником сырья и материалов
нефтепродуктов, произведенных из этого
сырья и материалов на основе договора
переработки.
В соответствии с пунктом 3
статьи 187 НК РФ налоговая база по объекту
налогообложения, указанному в подпункте 3
пункта 1 статьи 182 НК РФ, определяется как
объем полученных (оприходованных)
нефтепродуктов в натуральном выражении
(абзац 2 пункта 3 статьи 187 НК РФ).
Таким
образом, в отдельных случаях появление
объекта обложения акцизом при
осуществлении операций с нефтепродуктами
связано с наличием у налогоплательщика
свидетельства о регистрации лица,
совершающего операции с нефтепродуктами.
При этом ни Налоговым кодексом Российской
Федерации, ни приказом Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от
06.02.03 N БГ-3-03/52, ни иными нормативными актами
не установлено обязанности
налогоплательщика, осуществляющего
операции с нефтепродуктами, получить
указанное свидетельство.
Кассационная
инстанция считает ошибочным вывод судов
первой и апелляционной инстанций о том, что
объект обложения акцизом возникает у
организаций и предпринимателей при
одновременном наличии двух условий, а
именно: свидетельства на право совершать
операции с нефтепродуктами, указанные в
статье 179.1 НК РФ, и получение нефтепродуктов
в собственность в целях совершения в
последующем операций по их реализации в
соответствии с имеющимся у них
свидетельством (оптовая, оптово-розничная
или розничная).
В данном случае
законодатель не ставит уплату акциза при
приобретении нефтепродуктов организацией
или индивидуальным предпринимателем,
имеющими свидетельство, в зависимость от
дальнейшей реализации этих нефтепродуктов,
поскольку в силу пункта 1 статьи 182 НК РФ для
целей исчисления акциза в данном случае
необходимы два иных условия, а именно:
наличие свидетельства и приобретение
нефтепродуктов в собственность.
Таким
образом, с 01.01.03 налогоплательщиками акциза
по нефтепродуктам становятся не только
производители, но и организации
(индивидуальные предприниматели),
осуществляющие операции с нефтепродуктами
(оптовая, оптово-розничная или розничная
реализация), имеющие свидетельство, которые
после приобретения нефтепродуктов
самостоятельно начисляют и уплачивают
акциз в бюджет. Лица же, не имеющие
свидетельства, фактически уплачивают сумму
акциза в составе стоимости получаемых
(приобретенных) подакцизных
нефтепродуктов.
Из материалов дела
следует, что кооператив имел в период с 26.02.03
по 13.05.03 свидетельство от 28.02.03 серии 35 N 001023999
о регистрации лица, осуществляющего
розничную реализацию нефтепродуктов, а
следовательно, в силу положений статьи 179.1
НК РФ является плательщиком акциза в период
действия названного свидетельства.
Вместе с тем, как следует из оспариваемого
решения налогового органа от 26.11.03 N 47,
Инспекция, кроме счетов-фактур, не
содержащих суммы уплаченного акциза (листы
дела 29 - 33), выставленных кооперативу
продавцом нефтепродуктов в период действия
свидетельства (с 28.02.03 по 13.05.03), включила в
расчет акциза, подлежащего уплате в бюджет,
счета-фактуры от 21.05.03 N 3074, от 26.05.03 N 3147, от
31.05.03 N УПР-323, выставленные кооперативу
после аннулирования свидетельства, а также
авансовые отчеты физических лиц от 04.04.03 N 10,
от 16.04.03 N 24 и от 07.03.03 N 5. При этом решение
Инспекции не содержит каких-либо доводов
налогового органа о правомерности
включения названных им документов в расчет
доначисленной суммы акциза.
Однако,
учитывая различный порядок уплаты акциза
(организаций и физических лиц), суды ни
первой, ни апелляционной инстанций не дали
оценку документам, положенным налоговым
органом в основу оспариваемого решения
Инспекции и имеющимся в материалах дела,
указав лишь, что Инспекция неправомерно
включила их в расчет доначисленного
кооперативу акциза.
Данные
обстоятельства, по мнению кассационной
инстанции, имеют существенное значение при
разрешении настоящего спора. Однако,
поскольку они не были предметом
исследования ни суда первой, ни суда
апелляционной инстанций, судебные акты
(решение и постановление) в силу пункта 1
статьи 288 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации подлежат
отмене, а дело - направлению на новое
рассмотрение в первую инстанцию того же
суда.
При новом рассмотрении суду
необходимо исследовать имеющиеся в деле
документы (счета), установить правомерность
включения Инспекцией в расчет акциза
документов, поименованных в оспариваемом
решении (счетов-фактур и авансовых отчетов
физических лиц), и дать им правовую оценку. В
случае необходимости следует предложить
сторонам провести сверку расчетов и с
учетом фактически установленных
обстоятельств дела, доводов сторон, а также
правовой позиции суда кассационной
инстанции, изложенной в настоящем
постановлении, принять по делу законное и
обоснованное решение.
При таких
обстоятельствах решение суда от 24.02.04 и
постановление апелляционной инстанции от
14.04.04 признаны кассационной инстанцией
подлежащими отмене, а дело - направлению на
новое рассмотрение.
Учитывая
изложенное и руководствуясь статьей 286,
пунктом 1 части 3 статьи 287 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.02.04 и
постановление апелляционной инстанции от
14.04.04 Арбитражного суда Вологодской области
по делу N А13-11715/03-15 отменить.
Дело
направить на новое рассмотрение в первую
инстанцию того же
суда.
Председательствующий
МАЛЫШЕВА
Н.Н.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ДМИТРИЕВ
В.В.